Программа внеурочной деятельности «Краеведение. Наш край - Кузбасс» в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Краеведение


Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем...
(В. Степанов “Что мы Родиной зовем”)

1. Пояснительная записка

Мы живем в огромной стране – России. Прекрасна и разнообразна ее природа. Среди необъятных просторов есть уголок, который называется Кузбасс. Это наш родной край, наша родина. Наша родина носит несколько названий Кемеровская область, земля Кузнецкая, Кузнецкий каменноугольный бассейн. Наша небольшая по площади область отличается разнообразием, красотой и богатством природы. В нашем крае можно увидеть высокие горы и плоские равнины, темнохвойную тайгу и безлесные степи, бурные реки и голубоокие озера. По всей России известны месторождения полезных ископаемых Кузбасса: каменный и бурый уголь, железная руда и цветные металлы, золото и мрамор.

Актуальность программы заключается в том, что

  • во-первых, недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по краеведению Кемеровской области в начальной школе;
  • во-вторых, в соответствии с “Положением о региональной системе оценки качества образования в Кемеровской области” проводится мониторинг образовательных достижений обучающихся 4-х классов, в котором есть и вопросы по краеведению Кемеровской области для проверки уровня подготовки учащихся по предмету “Окружающий мир”.
  • в-третьих, данная программа поможет учителю познакомить школьников с историей области и ее городами, поверхностью и полезными ископаемыми, реками и озерами, почвами, растительностью и животным миром, какие экологические проблемы существуют в нашем крае и как они решаются.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических, экологических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями, природой, полезными ископаемыми, реками... и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

Содержание программы соответствует внеурочной деятельности целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Данная программа “Краеведение. Наш край-Кузбасс” рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для учеников 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий для 1 классов 35 минут, для 2-4 классов 45 минут. Занятия по “ Краеведение. Наш край - Кузбасс” осуществляются во второй половине дня.

Задачи:

В области образования:

  • содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;
  • расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  • привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  • научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Кемеровской области, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

  • содействовать гармоничному развитию личности школьника;
  • сформировать самостоятельность и деловые качества;
  • развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области;
  • приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области.

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • Беседы, просмотры видеофильмов (“Томская писаница, перекресток эпох”, “Самые большие и самые маленькие”, “Тайга”и т.д.);
  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея Боевой славы, музея – заповедника “Томская писаница”, музея-заповедника “Телеуцкая Землица”, “Кузнецкая Крепость” и др., а также экскурсии в природу.);
  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия “Окружающий мир 1-4 класс, “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Большая советская энциклопедия” и т.д.;
  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • Конференции (участие обучающихся в школьных, районных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы “Краеведение. Наш край - Кузбасс” лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края, сопереживание за природу и экологию нашей малой Родины

В результате обучения по программе “ Краеведение. Наш край - Кузбасс” у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Кемеровской области, города;
  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
  • ориентироваться в природном сообществе нашего края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу “Наш край - Кузбасс” во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над материалом атлас Кемеровской области, карту Кемеровской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, это и численность населения, добычи полезных ископаемых, протяженность тайги и т.д. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Программа внеурочной деятельности “Краеведение. Наш край - Кузбасс” в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблицу важнейших событий Кемеровской области.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и выпуск совместных газет;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Литература

1.Антонова Ж.В., Иовенко Г.Е., Медянкина С.М. Градоведение. Программа факультативного курса на примере города Кемерово. Кемерово, 2003.

2.Емельянов Г.А Мой город , Кемеровское книжное издательство,1986.

3.Балибалов И.А. Кемерово. Вчера. Сегодня. Завтра. Кемерово, 1982.

4.Квасникова Н.Ю. Авторская программа по курсу “Краеведение”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/527267/].

5.Козлова О.Г. Внеклассное мероприятие по географии. Урок-конкурс “65 лет Кемеровской области”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/504384/].

6.Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов “Кузбасс — мой край родной”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/573480/].

7.Рехлов В. Повесть о Михаиле Волкове. Кемерово, 1972.

8.Скиданова Е.Н. Игра “История земли Кузнецкой”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/521536/].

9.Сосимович А.Н. Имя на карте города: Улицы Новокузнецка, Кемеровское книжное издательство,1983

10.Солосвьев Л.И. География Кемеровской области Природа. Кемерово, 2006.

Соловьев Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области, Кемерово, 2003.

11.Соловьев Л.И.Книга о природе Кузбасса для младших школьников, Кемерово,2008.

12.Сорвилова О.В. Разработка урока с региональным компонентом “Наш край”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/562646/].

13.Фадеева С. А Программа курса окружающего мира “Мы здесь живем”: [Электр. ресурс] – URL: [https://urok.1sept.ru/articles/562876/].

14.Кропочева Т.Б. Родной край/учебное пособие для учащихся начальных классов/ Новокузнецк, 2006.

15.ЛапуновГ.С., Статейнов А.П. Живой мир Сибири и Дальнего Востока, “Бука Статейнова”, Красноярск,2011.