Учебник “БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения”, автор В.В. Пасечник
Цель: сформировать знания о видах корней и типах корневых систем и принадлежность к классам однодольных и двудольных.
Задачи:
- образовательная:
- дать представление о вегетативном органе растения – корне, особенностях его внешнего строения, видах корней, типах корневых систем, функциях корня;
- изучить особенности строения корневых систем однодольных и двудольных растений.
- развивающая:
- развить навыки работы с биологическими терминами;
- развить умения анализировать, сравнивать, обобщать материал, делать выводы, и применять теоретические знания на практике;
- развивать практические навыки по их определению и распознаванию. совершенствовать навыки работы с гербарными и живыми объектами.
- воспитательная:
- формировать познавательный интерес к предмету,
- практические навыки коммуникативного общения;
- развивать навыки самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи.
Тип урока: урок-исследование.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый.
Методические приемы:
- беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения;
- рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов;
- лабораторная работа учащихся с гербарным материалом;
- презентация;
- заполнение кластера.
Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал:
- Презентация по теме: “Виды корней. Типы корневых систем”
Раздаточный материал:
- гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой;
- проросшие семена фасоли (на каждый стол), луковица.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.
Формируемые понятия:
- корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни.
Подготовка урока
- Материал урока готовился за 7-10 дней до занятия.
В подготовке материала непосредственно участвовали дети. Они под руководством учителя вырастили проростки фасоли а также прорастили луковицу. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, развивают логическое мышление.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Приветствие
- Здравствуйте, ребята /СЛАЙД 1/. Добрый день уважаемые гости. Я рада вас всех видеть. Какой у вас сегодня настрой? Вы готовы хорошо поработать? Подчеркните смайлик на вашем протоколе, который соответствует вашему настроению /СЛАЙД 2/. Для работы нам необходимы: учебник и протокол исследования, которые мы будем заполнять в ходе урока.
2. Актуализация знаний учащихся
По просьбе ученика закрепляем домашнее задание.
- Сначала для изучения нового материала необходимо повторить то, что изучали на прошлом уроке. Индивидуально будет работать у доски 1 ученик, а остальные поработают с тестом.
Опрос
1) Тест по теме “Строение семян” (самостоятельная работа с взаимопроверкой) /СЛАЙДЫ 3-4/ (Приложение 3).
2) Работа с текстом “Рассказ с биологическими ошибками” (индивидуальная работа, работает один у доски) /СЛАЙД 5/.
Рассказ с биологическими ошибками. Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.
Правильные ответы:
- Трехдольных растений не существует. Есть только однодольные и двудольные.
- Любое семя состоит из семенной кожуры и зародыша.
- Эндосперм имеют не все семена.
- Однодольные у пшеницы и кукурузы, двудольные у фасоли и тыквы.
3) Работа с рисунком (индивидуальная работа, 1 ученик у доски) /CЛАЙД 6/
Задание: 1.Отметить основные части семени. 2. К какому классу можно отнести семя данного растения?
На доске выполнен рисунок:
Ученик проверяет ученика
Проверка тестов. – Ребята, проверим тесты, поменявшись работами. Оцените работу своего товарища по критериям.
А теперь проверим работающих у доски. (работа с рисунком, с текстом)
Молодцы! Вы показали хорошие знания по пройденному материалу.
3. Мотивация и целеполагание.
Учитель: Что мы можем узнать о растении по семенам?
Ученик: Мы можем определить принадлежность растения к однодольным и двудольным.
Учитель: А всегда ли это возможно?
Ученик: Нет, так как мы не можем знать как выглядят семена всех растений, например, семена ириса, ландыша, которые были у нас в тесте. Может быть есть ещё другие признаки по которым можно определить принадлежность растений к классам?
Учитель: Как вы считаете, по каким признакам можно ещё определить класс растений? Обратите внимание на объекты, которые лежат у вас на столах. Ученики должны перечислить и обратить внимание на корни растений.
Ученик: А может быть по корням можно определить принадлежность к классу?
Учитель: Хорошо. Попробуйте сформулировать тему урока.
“Виды корней. Типы корневых систем”. /СЛАЙД 7/.
Учитель: А что вы хотите конкретно узнать?
Ученики: Устные ответы учеников.
- Я хочу узнать /СЛАЙД 8/ (Приложение 1)
Учитель: Ребята, чтобы вы смогли на уроке узнать все, что сейчас озвучили, необходимо поставить цели и задачи.
Ученик: узнать ....... и научиться.......
Учитель: Итак, ребята, мы попытаемся вместе научиться сегодня определять принадлежность растений к конкретному классу по корневым системам. А для этого проведем урок-исследование.
4. Изучение нового материал
Учитель: Две недели назад вы получили творческое задание: “Прорастить семена фасоли или гороха”. По результатам ваших исследований скажите: “Какой орган у растений появляется первым?”
Ученики: Корень.
Учитель: Давайте дадим слово Корнеевой Алене, которая приготовила презентацию своей творческой работы.
Презентация ученика /СЛАЙДЫ 9-12/.
Ученик: Я дома провела исследование по проращиванию семян фасоли и наблюдала следующее и сделала вывод: первым появляется корень, значит он главный орган у растения.
Учитель: А к каким органам цветковых растений относится корень?
Ученики: К вегетативным.
Учитель: А какие еще вегетативные органы у растений вы знаете?
Ученики: Стебель, лист... .
Учитель: А теперь давайте попробуем дать определение, что такое корень?
Ученики: Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.
Учитель: Корень, как и любой другой орган, выполняет определенные функции. Зачем нужен корень?
Для того, чтобы узнать, какие функции он выполняет, вы поработаете в группах. Каждая группа получит текст, в котором речь идет об одной из функций корня. О какой именно, вы и должны выяснить.
Текст для 1 группы.
Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь...” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями.
Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.
Текст для 2 группы.
Корни некоторых растений разрастаются сильно в толщину и приобретают иногда диковинную форму. Такие корни называются корнеплодами. В корнеплодах могут откладываться сахара, тогда они имеют сладкий вкус. Такие корни характерны для моркови, сахарной свеклы.
Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются двулетними. В первый год они не цветут, а накапливают питательные вещества. Во второй год они используют питательные вещества: цветут и плодоносят.
Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.
Текст для 3 группы.
Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших земельных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? (ответ учащихся). Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.
Поэтому говорят, что корни выполняют ............функции.
Корень:
Соотнесите функцию корня, которую вы выяснили с рисунком на слайде и объясните. /СЛАЙД 13/
1. Опорная (закрепляет и удерживает растение в вертикальном положении) Рис. “Якорь”
2. Питающая (питает растения, всасывая воду и минеральные вещества). Рис. “Насос”
3. Запасающая (кладовая) – в корнях многих растений откладываются запасы питательных веществ. Рис. “Морковь и свекла”.
Учитель: По результатам наших первых исследований, заполните кластер - схему “Ось 1” в протоколе исследования.
Учитель: Давайте сделаем вывод по той части работы, которую мы выполнили. Мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения?
Учитель: Давайте разрешим ту проблему, которую вы поставили в начале урока, а именно какие бывают корни?
Пункт № 2 Для формирования знаний о видах корней найдите в тексте учебника об этом статью (параграф №19), познакомьтесь с разновидностями корня. Заполните схему (ось 2) в протоколе исследования (парная работа). Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный. Объясняют, из каких органов они развиваются /СЛАЙД 14-ТРЕНАЖЕР/.
А теперь посмотрите на проростки фасоли на ваших столах и найдите у них те корни, о которых мы говорили.
Учитель: Вместе все корни одного растения образуют корневую систему.
Корневая система – совокупность всех корней растения /СЛАЙД 15/.
Динамическая пауза /СЛАЙД 16/
Ну что работали хорошо, наверное, глазки устали. Давайте снимем напряжение и немножко отдохнем.
Учитель: А теперь посмотрите на проростки фасоли и луковицу и сравните их корневые системы?
Ученики: Они разные (Дети рассуждают).
Учитель: Значит и системы разные и подводит их к двум типам корневых систем.
/СЛАЙД 17 – ТРЕНАЖЕР/
Вопрос: Одинакова ли у них корневая система? (Нет). Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Давайте продолжим наше исследование.
Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем мы выполним лабораторную работу “Типы корневых систем”.
Лабораторная работа. “Типы корневых систем” (парная работа).
Ход работы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике (параграф 19, пункт 3 “Типы корневых систем”), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой
6. Заполните таблицу.
7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
8. Заполните схему (ось 3) (Приложение 1).
Можно ли определить по корневой системе принадлежность класса однодольных или двудольных?
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель: Давайте вернемся к таблице и ответим на вопросы: “Что мы узнали”
1. Что такое корень?
2. Что такое корневая система?
3. Функция корня?
4. Виды корней?
5. Типы корневых систем?
6. Как по корневым системам определить принадлежность к классу однодольных и двудольных?
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
Сегодня провели урок-исследование узнали, что существуют три вида корней: главные, боковые и придаточные. Главные корни развиваются из зародышевого корешка семени. Боковые корни растут от главного, а придаточные от стеблей листьев.
Мы познакомились с типами корневых систем: стержневая и мочковатая. Цветковые растения класса однодольных имеют мочковатую корневую систему, а класса двудольные - стержневую, и научились определять растения уже по двум признакам: по числу семядолей и по корневой системе.
Учитель: Вы выполнили поставленные задачи в начале урока?
Комментирование и оценивание, благодарность учащихся за работу на уроке.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ /СЛАЙД 18/.
Параграф 19
Задания на выбор:
- составить кроссворд;
- придумать вопросы к тексту параграфа;
- сочинить рассказ с ошибками по теме “Виды корней. Типы корневых систем
7. РЕФЛЕКСИЯ /СЛАЙД 19/.
Поделитесь своими мыслями, закончив фразы:
На уроке я узнал(а) _____________________________
Мне было интересно ___________________________
Мне было трудно ______________________________
Я хотел (а) еще узнать __________________________
СПАСИБО ЗА УРОК!!! /СЛАЙД 20/.
Список литературы:
- Биология. Бактерии. Грибы. Расиения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ Авт.-сост. Н.И. Глушакова.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Пасечник В.В. Биология. 6 класс. “Бактерии. Грибы. Растения”. - 12-е издание., стереотип. М.: “Дрофа”, 2011.
- Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
- Марина О.С. и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.
Список сайтов:
- http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_04%5D.swf;
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_03%5D.swf
- http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;