Природа нашей местности по-своему уникальна, красива, и требует пристального внимания со стороны жителей, так как усиливается влияние населения на все её ландшафты (вырубка лесов, животноводство, загрязнение водоёмов и их осушение, и др.) Может быть, человек увидев обращение, размещённое в лесу, на реке, у свалки задумается о своём отношении к природе. И тогда не исчезнет последний цветок, чистой станет речка, меньше станет свалок. Как же донести до наших детей, до всех жителей села тот факт, что от каждого из нас зависит будущее нашего села и всего, что окружает? Это можно достичь многими видами деятельности: экскурсии, праздники, практикумы, предметные недели по экологии и охране природы. Сочетание этих видов можно осуществить в форме экологической тропы, ведь известно, что только непосредственное общение человека с природой может воспитать в нём любовь к природе, к своей Родине. Проект такой тропы мы решили выполнить с ребятами детского экологического творческого объединения “Исследователи природы родного края”. В основу создания проекта экологической тропы были положены накопленные ранее исследования ряда ландшафтов нашей местности.
Представляем результаты нашей работы, и надеемся, что она поможет в создании новых экологических маршрутов.
Цель проекта: создание условия для разумного сочетания изучения ближайшего природного окружения школьников, практической природоохранной деятельности и активного отдыха в условиях учебно-познавательной экологической тропы.
Задачи проекта:
- изучить особенности создания экологической тропы;
- разработать маршруты тропы (маршрут №1 “Горхон” для младших и маршрут №2 “Плотина” старших школьников);
- подготовить паспорт и описание учебной экологической тропы;
- подготовить экскурсоводов;
- изготовить и установить оборудование тропы;
- провести разъяснительную работу среди школьников и взрослого населения о значении тропы, возможностях её использования;
- приготовить презентацию тропы.
Ребята разделились на 4 группы. Однако ребята могут свободно перемещаться из группы в группу, подменять друг друга, оказывать помощь. Так, группа “Исследователи” осуществляют сбор и обработку материала, разработку маршрута, а группа “Мастера” техническое обеспечение, оборудование тропы, а так же в последующем осуществляют ремонт. Группа “Художники” изготовили в аншлаги и стенды. Группа “Экскурсоводы” - знакомят с маршрутом, правилами поведения на тропе, проводят экскурсии. Для проведения ряда работ привлечены родители ребят.
Проект выполнялся в три этапа. Наиболее длительный по времени подготовительный этап. Подобрана и изучена соответствующая литература с примерами описания экологических троп. Проведено предварительное обследование местности, на которой проложены маршруты. Тропа находится на расстоянии 2-х км от школы, и 1 км на северо-востоке от села Половинка. Протяжённость тропы маршрут № 1 “Горхон” - 1,5 км, маршрут № 2 “Плотина” - 2, 5 км. В пределах тропы встречаются степной участок, берёзово-осиновый лес, такие водоёмы как речка и водохранилище, участки с разными формами рельефа, и хозяйственной деятельности человека (пилорама, свалка, пастбище, сенокосы).
На тропе предусмотрены места – остановки для показа интересных объектов и рассказа о них. Таких остановок на маршруте №1 четыре, на маршруте №2 семь.
Практический этап. Для каждой остановки приготовлено описание. Этим занималась группа “Исследователи”. Накоплению материала предшествовала долгая работа на протяжении многих лет. Были проведены исследования по каждой из тем.
На остановках установлены аншлаги и стенды, лавочки, изготовлением и установкой которых занимались ребята из групп “Мастера” и “Художники”. Начало тропы обозначено входным аншлагом, на котором изображена схема и правила поведение на тропе. Стенды и аншлаги, информационные щиты имеют инструктивное, познавательное и эмоциональное содержание, позволят посетителям самостоятельно проходить по маршрутам.
Подготовка экскурсоводов. Экскурсоводы приготовили достаточно полную информацию о природных объектах, интересные, запоминающиеся рассказы. Экскурсовод должен уметь вести диалог со слушателями, отвечать на их вопросы, привлечь внимание к объекту.
Паспорт на учебную экологическую тропу “Горхон – Плотина”
1 | Местонахождение | С. Половинка Баяндаевский район Иркутская обл. |
2 | Землепользователь | Администрация сельского поселения МО Половинка |
3 | Значение тропы | Просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды |
4 | Направление маршрута | Территория школы – Мусорная свалка – Река Горхон – водохранилище Плотина |
5 | Режим использования | Учебные исследования, экскурсии, отдых. Запрещается заезд машин, загрязнения, выпас скота, распашка |
6 | Необходимые мероприятия | Благоустройство территории, установка щитов и знаков |
7 | Ответственные за охрану тропы | Администрация сельского поселения МО Половинка, МБОУ Половинская СОШ |
8 | Шефствующие учреждения | Администрация сельского поселения МО Половинка |
9 | Приложения | а) карта-схема маршрута б) описание экскурсионных объектов |
10 | Дата создания тропы | 31 мая 2013 г. |
11 | Руководитель | Галимулина Елена Ильинична |
Краткое описание остановок тропы
1 – Начало тропы, Остановка “Экологическое неблагополучие” Знакомство с понятиями: Экология. Антропогенные факторы среды
Объекты изучения: Свалка мусора, ДОК, пастбище. Темы исследования: Мусор – проблема человечества. Влияние животноводства на природу местности.
2 – “Этнографическая”. Знакомство с понятиями: Священные места и правила поведения на них. Объекты изучения: Улус Горхон, священные места бурят. Темы исследования: История улуса Горхон.
3 - “Лесная опушка” Знакомство с понятиями: Фитоценоз, биоценоз, популяция, лес, ярусность, лесоведение. Объекты изучения: Лиственнично-берёзовый лес, лесная опушка, муравейник. Темы исследования: Изучение древостоя. Изучение видового разнообразия птиц. Фенологические наблюдения
4 – “Горхон” Знакомство с понятиями: Водораздел. Русло, пойма и долина реки. Рельеф. Объекты изучения: Река Горхон, овраги. Темы исследования: Экологические проблемы малых рек
5 – “Зелёная аптека” Знакомство с понятиями: Лекарственное сырьё. Лекарственные сборы. Объекты изучения: лекарственные растения берёза, лиственница, шиповник, кипрей, коровяк, медуница, одуванчик, пижма, подорожник, тысячелистник, костяника, клубника. Темы исследования: Изучение видового разнообразия местных растений и использование их как лекарственного сырья.
6 - “Туристическая” Знакомство с понятиями: Виды костров. Правила поведения туриста. Объекты изучения: Место для стоянки для отдыха. Темы исследования: Влияние местного населения на биоценозы в результате их посещения.
7 – “Заповедная” Знакомство с понятиями: Охраняемые территории, заповедник, Красная Книга. Объекты изучения: редкие растения: пион марьин корень, венерин башмачок капельный, водосбор, адонис. Темы исследования: Изучение способов восстановления редких растений
8 – “Плотина” Окончание маршрута. Знакомство с понятиями: водохранилище, исток реки, овраг, гидробиология. Объекты изучения: водохранилище Плотина, исток реки Горхон. Темы исследования: Экологические связи в пресном водоёме. Охрана водоёмов. Флора и фауна водоёма.
Открытие и презентация тропы. Провели санитарную очистку некоторых участков маршрута, привлекли внимание населения к тропе и необходимости бережного отношения к ней: выпуск информационных листовок, выступление на линейке в школе.
Экологическая тропа стала уникальным классом под открытым небом. Здесь ребята могут познакомиться с различными природными объектами и явлениями нашей местности, проводить полевые наблюдения, учиться делать записи в полевых дневниках, знакомиться с различными видами природопользования, которые можно встретить в нашей местности, оценивать влияние деятельности человека на природу, развивать культуру грамотного поведения в природной среде. Тропа так же может служить местом отдыха и знакомства с природными объектами не только для школьников, но и для взрослого местного населения. На тропе можно проводите как уроки, так и внеклассную работу: экологические практикумы, экскурсии и походы, туристические слёты.
Одно из главных назначений тропы - исследовательская деятельность ребят по направлениям: комплексное исследование участка леса; комплексное исследование водоёма; определение видового состава растений и животных на остановках тропы; выявление загрязнений окружающей среды и меры по её защите; фенологические наблюдения.
Оценку эффективности экологической тропы можно увидеть в Книги отзывов, а так же через мониторинг окружающей среды на тропе.
Итак, что же нам дал наш проект? Экологическая тропа стала лабораторией для исследования, площадкой для практических дел, и будет решать одну из главных задач современности – воспитание культуры и экологического сознания у гражданина, патриота, хозяина своей Земли, своей малой Родины.
Литература
1. Зятькова А.В. Опыт работы на экологической тропе “ К истокам”. //География в школе, 2009. - № 3 – с.63
2. Комова Г.А. Экологические тропы как форма экологического образования. //Биология в школе, 2006. - № 8 – с.52-58
3. Полюшкин Ю.В. Азы дендродиагностики лесонарушений: методическое пособие. – Иркутск. Издательство Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2006
4. Рогозина Н.П., Волкова О.Н. Организация работы на экологической тропе. //Биология в школе, 2009. - № 7 – с.39-44
5. Экологический полигон. (Методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств) Составитель Хлиманкова Е.С. Иркутск, Областной детский эколого-биологический центр.