Урок изучения нового материала по истории Приморского края и истории Великой Отечественной войны в 9, 11 классе. Может использоваться как внеклассное мероприятие.
Урок групповой работы, с элементами ФГОС.
Результаты:
Личностные: Осознание учащимися своей идентичности как гражданина Великой страны, Великого русского народа, патриота Приморского края. Осмысление гуманистических ценностей, ставших актуальными во время Великой Отечественной войне, уважения к правам и свободам человека. Уважение к культурному наследию, оставшемуся после военного поколения. Патриотизм. Гражданственность.
Метапредметные: Овладение умениями использовать современные источники информации, анализировать и обобщать факты, формулировать выводы и оценивать деятельность исторических личностей. Способность применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
Предметные: Овладение целостными представлениями о событиях Великой Отечественной войны и жизни простых людей во время войны, способность применять понятийный аппарат истории и приемы исторического анализа для решения практических вопросов и задач. Умения систематизировать историческую информацию, полученную из различных исторических источников.
Область применения: Воспитательная работа в школе, уроки в 9,11 классе.
Формы реализации: Урок, внеклассное мероприятие, устный журнал.
Методы реализации: Рассказ, работа в группах, знакомство с фотографиями, чтение стихотворений, знакомство с воспоминаниями очевидцев, работа с газетными статьями, составление хронологии жизни героя.
Возрастные группы обучающихся: 9-11 класс.
Оформление зала или кабинета: репродукции, фотографии, выставка книг Булавко Н.В..
Сценарий мероприятия
План урока:
1. Биография знаменитой землячки. “Плоды трудов твоих”.
2. Война и девочка.
3. Мы будем помнить...
1. Организационный момент.
Учитель читает стих, написанный неизвестным автором на 80-летний юбилей Надежды Васильевны.
Хранишь не камень, но Огонь.
Огонь Земли. Прекрасный Он!
Хранительница, - ты сама Огонь!
Огонь Души. Еще прекрасней Он!
И мысль твоя - Огонь!
Творится всё и постигается Огнем.
Да не погаснет Он!
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, почему в стихотворении, посвященном юбилею женщины так много слов “огонь”, “камень”, “земля”?
- Чем, по вашему, занималась всю жизнь наша героиня? (она была геологом)
- Почему же её называют “Хранительницей”? (она работала в Музее г. Дальнегорска)
1. Биография знаменитой землячки.
Учитель предлагает ребятам разбиться на 4 группы по 5-6 человек для работы.
Учитель:
Я познакомилась с воспоминаниями Надежды Васильевны случайно, через знакомых, в феврале 2009г. Я была просто потрясена судьбой простой девочки, которая оказалась в зоне оккупации во время Великой Отечественной войны. И сразу же возникло желание лично познакомиться с Надеждой Васильевной Булавко. Через некоторое время мне удалось встретиться с Н.В.Булавко, побеседовать с ней, записать её воспоминания. Она оказалась прекрасным собеседником, очень добрым и чутким человеком, который живо помнит большинство событий из жизни Дальнегорска, переживает за судьбу любимого дела – геологии и минерологи в нашем городе.
Каждая группа получает разные варианты биографии Надежды Васильевны Булавко. Необходимо выписать “Вехи биографии Н.В.Булавко” и разместить результаты работы на доске в виде хронологии (на листе формата А4)
- 1 группа: статья “Рядовой Ленинской гвардии” от 6 марта 1976г. газета – “Трудовое слово”
- 2 группа: статья “Надежда Васильевна” от 24 июля 2001г. газета – “Трудовое слово”.
- 3 группа: биография из Приложения №1.
- 4 группа: Некролог от 24 декабря 2009гю газета – “Трудовое слово”
Учитель:
- Какие события в жизни Надежды Васильевны, на ваш взгляд, были самыми важными?
- Какие трудности ей пришлось преодолевать на своем пути?
- Какой общественной деятельностью занималась Надежда Васильевна?
- Какие открытия в геологии и минералоги сделала Надежда Васильевна?
- Почему дети г. Дальнегорска лично знали и любили Надежду Васильевну на протяжении 20 лет?
- Каким плодом труда Надежды Васильевны гордятся все дальнегорцы?
- Можно ли говорить об уникальности Надежды Васильевны для нашего города в середине – конце двадцатого столетия?
- Давайте сделаем вывод: более 50 лет жизни Надежда Васильевна Булавко отдала геологической и минералогической службе г. Дальнегорска. Создавала минералогическую коллекцию в Музее г. Дальнегорска. Вела просветительскую и краеведческую работу.
2. Война и девочка.
Учитель:
- Что же мы узнали с вами из официальной версии биографии о детстве Надежды Васильевны?
- Почему сведений очень мало?
Совсем недавно, уже выйдя на пенсию, Надежда Васильевна Булавко написала свои воспоминания о детстве, проведённом на оккупированных немцами территориях. Это воспоминания обычной советской девочки. Они написаны очень живым и простым языком, но эта простота как раз и завораживает.
Воспоминания начинаются с раннего детства девочки Нади, которая живёт в счастливой семье. Её мама- биолог, родом из Москвы, где закончила университет. Папа – фельдшер, заочно учится на врача. Живет вместе с семьёй и Бабушка. Вскоре появляется и братик Миша. Но мирная спокойная жизнь заканчивается 22 июня 1941г.
Работа в группах:
Группы получают отрывок из воспоминаний и готовятся отвечать на вопросы:
Группа1: Работа с Приложением №2
- Как Надежда Васильевна узнала о войне?
- Какова была реакция всех окружающих на начало войны?
- Хотели бы вы оказаться на их месте?
Группа 2: Работа с Приложением №3.
- Почему ребенок Надя вынуждена была принимать решения в своей семье?
- Как удавалось выжить Наде и Мише?
- Каков был моральный дух у людей, оставшихся на оккупированной территории?
Группа3: Работа с приложением №4.
- Как выживала Надя в Минске?
- Какую помощь оказывали советские люди друг другу в оккупации?
- Каково было влияние партизан на жизнь простых людей в оккупации?
Группа 4: Работа с приложение №5.
- Какие отношения складывались у оккупированного населения с фашистами?
- Как русские люди относились друг к другу?
- Что помогало людям выжить в тяжелейших условиях войны?
Работа в группах одновременно по одному отрывку:
Учитель:
Давайте узнаем как закончилась война для девочки Нади. Приложение 6.
- Как готовились к приходу советских войск люди на оккупированных территориях?
- Можно ли девочку Надю назвать героиней? А её соседей?
- В чем, на ваш взгляд, был подвиг советского народа?
- Почему, на ваш взгляд, эти воспоминания Надежда Васильевна написала только спустя 50 лет после окончания войны?
3. Мы будем помнить...
Используем рефлексивный прием “Мысли во времени”.
В течении 1 минуты ребята записывают слова, которые “приходят в голову” и связаны с темой урока. По истечении времени ребята отвечают на вопросы:
- Почему я записал именно эти слова?
- О чем я думал, когда писал эти слова?
- Что бы я хотел изменить в записях?
>Учитель:
Ребята! К сожалению, Надежды Васильевны уже нет в живых. Но ещё остались люди, которые помнят войну и не могут её забыть. Давайте напишем им письма, именно такие письма, какие писали во время войны – треугольники. В своем треугольнике вы можете обратиться ко всем детям войны и высказать им слова благодарности за мир, за жизнь, за Россию.
Ребята самостоятельно пишут письма.
Домашнее задание:
Можно предложить сделать буклет (с помощью компьютера) по окончании урока из писем ребят и сделать выставку в школе: “Детям войны посвящается...”
Спасибо всем ребятам за работу на уроке.