Пояснительная записка
После завершения изучения базового курса “История Отечества” в учебном плане для обучающихся с ОВЗ в 10 классе обозначен предмет “История и культура родного края”. Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России. Однако программы по предмету нет, и разработка данной авторской программы связана с этим.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
В курсе “Истории и культуры Самарского края” для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях родного края, жизни, быте людей данной эпохи. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен историей региональной и краеведческой. Учитель использует в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа (приложение 1).
Важной составной частью курса “История и культура Самарского края” является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. В 10 классе изучается история с древности до XX века.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают “лента времени”, игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Программа рассчитана на 1 год и имеет 6 разделов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события, когда началось и закончилось событие (по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- писателей, поэтов, учёных родного края;
- руководителей родного края;
- этнографию родного края.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться современными числовыми взаимосвязями, “лентой времени”;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
- передать содержание конкретного исторического материала.
2-й уровень
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события;
- писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;
- руководителей родного края.
Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- работать с “лентой времени” под руководством учителя;
- выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;
- передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.
Программа
10 КЛАСС
История и культура Самарского края (68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел I. Введение (3 ч.)
Введение в курс “История и культура Самарского края”.
Древнее население края. Исторические памятники.
Археологические раскопки и археологические памятники: каменный век (стоянки), бронзовый век (селища), железный век (городища). Древние могильники (курганные и бескурганные) на территории Самарского края (приложение 5).
Понятийный словарь: предки, археологи, музеи, стоянки каменного века, городища железного века, селища бронзового века, могильники.
Раздел II. Поволжье XV–XVI веков (6 ч.)
Монголо-татарское нашествие (повторение). Образование Казанского ханства на месте бывшей Волжской Болгарии Улу-Мухаммедом.
Ногайская Орда. Население Самарского края в период нахождения в составе Казанского ханства и в составе Ногайской Орды.
Освобождение края от монголо-татарских захватчиков.
Присоединение к Российскому государству.
Казаки на Волге. Волжская вольница и её излюбленные места: Самарская Лука, район Переволок и устье Усы, броды через Волгу под будущей Сызранью.
Основание Самары.
Понятийный словарь: тараны, ханство, орда, иго, ясак, караул, казаки, круг, атаман.
Раздел III. Поволжье в XVII в (13 ч.)
Наш край в лихолетье Смуты. Самара в XVII столетии. Население Самары: воинские люди, стрельцы, местные служилые люди, посадское население. Верхушка местного общества – приказные люди во главе с воеводой.
Рост населения Самары.
Образование Самарского уезда на Самарской Луке. Система управления в Самарском уезде. Население Самарского уезда и его состав.
Природа Самарской Луки.
Надеинское Усолье – один из крупных центров сельского заселения нашего края (современное с. Усолье Шигонского района). Занятия населения в Надеинском Усолье. Переход Надеинского Усолья под власть звенигородского Савво-Сторожевского монастыря.
Волжский торговый путь.
Жизнь и быт населения Самарского края.
Промышленность и земледелие Самарского края.
Помещичьи и монастырские землевладения.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина (приложение 4).
Строительство Закамской черты (сплошная линия оборонительных сооружений), как средство от нападения кочевников-калмыков.
Строительство Сызрани, Кашпира и слобод: Печерской, Подвалья, Усинской, Жемковской. Земледелие – главное занятие жителей Сызранского Поволжья. Вхождение Сызрани с округой в XVII в. в состав Симбирского уезда (приложение 3). Понятийный словарь: Смутное время, служилые люди, посадское население приказные люди, воевода, калмыки, уезд.
Раздел IV. Наш край в XVIII веке (14 ч.)
Строительство новых оборонительных сооружений: Самарской укреплённой линии и новой Закамской черты.
Нападения калмыков на города и сёла Самарского уезда.
Экономическое развитие Поволжья в начале 18 в.
Земледельческое освоение родного края. Город Сызрань как место, которое славилось яблоневыми садами в XVIII в.
Промышленность Самарского края.
Торговля в Самарском уезде.
Развитие ремесел в г. Сызрани и Самаре.
Управление краем в первой половине XVIII в.
Административное устройство Самарского края. Передача сёл и деревень бывшего Самарского уезда в Сызранский в 1764г.
Усиление эксплуатации крестьян во II половине XVIII в.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
Окончание войны.
Развитие г.Сызрани в XVIII веке.
Административное и земельное обустройство в Самарском крае в правление Екатерины II.
Реформы местного управления в Поволжье.
Этнография Самарского края. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.
Понятийный словарь: Закамская черта, этнография, дезертировать, наказы, вольная.
Раздел V. Поволжье в XIX веке (15 ч.)
Образование Самарской губернии. Влияние реформ Александра II на развитие Самарской губернии. Самара – экспериментальная площадка для реформ, проводимых Александром II.
Первые губернаторы нашего края: Степан Григорьевич Волховский, Константин Карлович Грот.
Юрий Самарин — один из первых губернаторов Самарского края.
Отмена крепостного права. Преобразования в системе местного самоуправления на селе. Создание общинно-волостных структур, выборы сельских старост и волостных старшин.
Удельные и государственные крестьяне.
Образование земских управ в Самарской губернии.
Земские выборы.
Л.Б. Тургенев — первый председатель губернской земской управы
Усольская вотчина Орловых – Давыдовых.
Реформы в судебной системе нашего края. Принятие новых судебных уставов в Самарской губернии. Присяжные заседатели.
Н.М. Окулов – первый председатель нового суда, А.А. Головинский – первый прокурор новой формации.
Преобразование городского самоуправления. Первые выборы всесословной городской думы в нашем крае. Значение великих реформ Александра II для нашего края.
Изменения в деревне после реформ. Пореформенное крестьянство. Становление крестьянского хозяйства как самостоятельного экономического организма. Разграничение крестьянских и помещичьих владений.
Самарское купечество в эпоху реформ и пореформенный период. Три купеческие гильдии. Благотворительная деятельность Самарского купечества. Торговая деятельность купечества в эпоху реформ.
Развитие промышленности в Самаре и губернии.
Появление банков в эпоху реформ в нашем крае. Открытие акционерных ипотечных банков, создание Крестьянского поземельного и Государственного дворянского земельного банков для выдачи кредитов.
Революционное движение 70-80 г.г. 19 века.
Понятийный словарь: реформы, губерния, губернатор, волость, удельные и государственные крестьяне, земства, суд присяжных, присяжные заседатели, купеческие гильдии, акционерные ипотечные банки, вотчина.
Раздел VI. Культура в Самарском крае в XIX в. (17 ч.)
XIX век – век развития науки, архитектуры и культуры в родном крае.
Архитектура Самары и Сызрани в 19 веке. Смешение архитектурных стилей в застройке городов: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, “мавританский стиль”, русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или “петушиный стиль”), модерн.
Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в г. Сызрани в 1830 году. Александровская публичная библиотека в г. Самаре.
Музеи. Их значение в жизни человека.
Открытие краеведческого музея П.Ф.Алабиным.
Самарский художественный музей.
Музеи природы.
Театры. Появление в Сызрани первых профессиональных актёрских групп.
Русские писатели и поэты в Самарском крае. И.А. Второв – первый самарский литератор. Д.Н.Садовников – собиратель фольклора. Д.В. Давыдов – поэт и писатель.
Русские писатели и поэты в г.Сызрани. И.И. Дмитриев – знаменитый поэт Сызранского уезда. Н. Овчинников – писатель, автор книги “Сызранская бывальщина”. Н.А. Панов – крестьянский поэт.
Создание школы иконописи в Сызрани. Расцвет искусства иконописи в женском Сретенском монастыре. Александр Архипович Бочкарёв – лидер группы иконописцев г. Сызрани. Создание А.А.Бочкарёвым на улице Канатной (ныне ул. Чапаева), иконописной мастерской.
Развитие образования и науки в Самарском крае в XIX веке.
Понятийный словарь: архитектура, архитектурные стили: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, “мавританский стиль”, русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или “петушиный стиль”), модерн, иконопись.
Краеведческая работа.
Календарно-тематическое планирование см. приложение 2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. – 81 с.
2. Добрусин В.А., Карасёв В.Н.(сост.) Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия. Самара: Издательский дом “Агни”, 2010.-288с.
3. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680-х гг. Самара: Издательский центр “АртМакет”, 1991.-74с.
4. Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI – первая половина XIX века. М.: Наука, 2000.-287с.
5. Кабытов П.С. Дмитриев Е.А. Самарская область. Самара: ЗАО “Самарский информационный концерн”, 1998. – 440с.
6.Ответственный за выпуск Эппле Л.П. Сызрань – мой город родной. Учебное пособие по краеведению. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-69с.
7. Шигина Н.А. О Сызрани с любовью. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-38с.