Кто не принадлежит своему Отечеству,
тот не принадлежит и человечеству
В.Г. Белинский
Современное общество живет в сложных социоэкономических условиях, в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределенности условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В настоящее время остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, а поскольку часто в сознание детей вносятся стереотипы понимания взаимоотношений взрослых людей, их отношений друг к другу, формирования ценностей, которые не способствуют позитивному восприятию окружающего мира (если раньше идеалами были люди совершавшие героические поступки, трудовые подвиги, то при опросе молодых людей: Кто твой идеал? – были богатые люди, артисты, и даже просто человек, как говорит нынешняя молодежь “крутой”. А это идет из средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Ведь не зря сказано: “Воспитание у ребенка патриотических чувств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности” (В.Н. Мясищев).
Мы живем в мирное время. Одно за другим вырастают, вступают в жизнь поколения, для которых грозные испытания народа – это история – живая, дышащая накалом героизма и самопожертвования. Все меньше и меньше остается свидетелей и участников тех страшных, героических лет. Поэтому в мирное время нам нужно утвердить в юной душе чувство гражданственности и патриотизма.
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества. Вспомним былины о русских богатырях, их подвиги во славу Руси, а победы Александра Невского и его слова: “Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля”. А строки из стихотворения К.Рылеева “Иван Сусанин”
“В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит...
Кто русский народ по сердцу, тот бодро, и с мело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь.
Не дрогнув умру за родимую Русь!”...
Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к дому, к друзьям, родной улице, поселку; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. Вспомним всем известную песню “С чего начинается Родина”. В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: “Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. С ним перекликается определение С.И. Ожегова “Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу”.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями”. Раньше разные народы соблюдали все свои обычаи, обряды, традиции; молодежь свято чтила, хранила и передавала из поколения в поколение все лучшее предков. Вспомним пословицы “Родина мать – умей за нее постоять”, “Всякому мила своя сторона”, “Кто за Родину горой, тот истинный герой”, “Народная дружба и братство дороже всякого богатства”, “Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”. И в настоящее время работа с пословицами одна из форм патриотического воспитания. Исходя из традиций русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способность встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
- пробудить чувство гордости за родной край, любовь к природе;
- уважение к трудолюбивому человеку;
- приобщить к труду на пользу и радость окружающим людям;
- помочь ребенку раскрыть творческие, индивидуальные способности, дать возможность реализовать их в практических делах, коллективной творческой деятельности;
- познакомить с историческим прошлым родного края, сегодняшним днем, его культурой и искусством, природой, экономикой;
- привитие детям чувства глубокого уважения и почтения к символам своего государства – и все эти задачи соединяются в одну –
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в совместной работе учителя, родителя и ребенка. И только тогда, когда взрослые знают и любят свой край, свою страну, ее историю, восторгаются и гордятся ее прошлым и настоящим. Учитель должен научить детей замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.
“Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины” В.А. Сухомлинский.
Все это имеет огромное значение для воспитания у младших школьников патриотизма, чтобы каждый рождающийся ребенок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы, только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.
Проект “Растим патриотов” разработан для развития исследовательской деятельности, творческих поисков.
Цель проекта:
- Воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Воспитательные цели:
- воспитание духовно нравственных качеств у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, поселка;
- пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
- формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
Задачи:
- ознакомить учащихся с духовными традициями России, ее героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
- формирование у детей ответственности, правосознания, любви к “малой родине”;
- воспитание готовности к защите своей Родины;
- создание условий для физического развития будущих защитников Отечества.
Ожидаемые результаты:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Основные направления проекта:
1. Историко-краеведческое;
2. Военно-патриотическое.
Сроки разработки и реализации проекта -
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
Написание проекта. Изучение имеющихся условий. Изучение методической литературы. Подборка материала, систематизация материала.
II. Основной этап:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Классные часы. Цикл бесед “Никто не забыт, ничто не забыто”: - “Наш поселок в Великой Отечественной войне” - “Что я знаю о войне” - “Роль нашей страны в Победе над фашистами” |
02.02.15 г.- 08.05.15г. |
Кл. руководитель Педагог-психолог |
2 | Чтение произведений о Великой
Отечественной войне: - Пионеры-герои - С.Михалков “Быль” - С.Георгиевская “Галина мама” - А.Митяев “Почему Армия всем родная” - В.Субботин “И настал мир” |
02.02.15 г.- 08.05.15 г. |
Кл. руководитель Педагог-психолог |
3 | Оформление выставки книг о Великой Отечественной войне “Их имена и подвиги не забыты” | 27.03.15 г. | Заведующий библиотекой |
4 | Выставка фотографий “Памятники Великой Отечественной войны” | 30.03.15 г. | Педагог-психолог |
5 | Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне | 02.02.15 г.-08.05.15 г. | Кл.руководитель Педагог-психолог |
6 | Прослушивание музыкальных произведений времен Великой Отечественной войны | Каждый вторник | Учитель музыки |
7 | Проект “Защитники Отечества в моей семье” | 06.03.15 г. | Кл. руководитель |
8 | Спортивно-патриотический конкурс ко Дню защитника Отечества “Буду в армии служить” | 13.02.15 г | Учитель физкультуры |
9 | Библиотечный урок “Сроки опаленные войной” | 10.04.15 г. | Заведующий библиотекой |
10 | Акции: - “Письмо солдату”, - “Свеча памяти” |
05.05.15г. 09.05.15 г. |
Кл. руководитель Педагог-психолог |
11 | Выставки: - фотографии военных лет “1418 дней войны” - рисунков детей “Нам нужен мир” - поделок “Макеты военной техники времен Великой Отечественной войны” |
03.04.15 г. 20.04.15 г. 20.03.15 г. |
Кл. руководитель Педагог-психолог Родители |
12. | Экскурсия к участнику ВОВ, к прадеду учащегося 2-го класса | 11.04.15 г. | Кл. руководитель Педагог-психолог Родители |
13 | Оформление стенда “Их имена и подвиги не забыты” | 08.04.15 г. | Кл. руководитель |
14 | Сочинение “Что я думаю о войне?” | 28.04.15 г. | Кл. руководитель |
15 | Однодневные походы по историческим местам родного края, с посещением Памятников, погибшим в Великой Отечественной войне. | 24.04.15 г. | Кл. руководитель Педагог-психолог |
16 | Участие в митинге, посвященном 70-летию Великой Победы | 09.05.15 г. | Кл. руководитель Педагог-психолог |
III. Заключительный этап:
- Оформление стенда.
- Выставки фотографий, поделок, рисунков, макетов, сочинений.
Прогнозируемые результаты проекта:
1. Устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества.
2. Осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь.
3. Любовь и уважение к своим родителям и семье.
4. Осознанное уважение к школе и педагогам школы.
5. Осознание ответственности за свои поступки.
Список литературы.
1. Энциклопедия “Великая Отечественная война 1941-1945 г.”, М., 1985 г.
2. Г. Дроздов, Е. Рябко “Парад победителей”, М., 1985 г.
3. Ю. Жуков “Строки опаленные войной”, М., 1987 г.
4. О.С. Богданов “Их имена и подвиги не забыты”, М., 1979 г.
5. Н.А. Ивашкина “Патриотическое воспитание в начальной школе”, журнал “Начальная школа”, №7, 2007 г.
6. С.А. Алиева “Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.
7. Н.Г Капустина “Представления младших школьников об основных этических категориях”, журнал “Начальная школа”, №9, 2007 г.
8. О.Н. Лазарева “Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников”, журнал “Начальная школа”, №10, 2007 г.
9. Н.И. Ворожейкина “Рассказы по родной истории”, М., 1997 г.
10. И.А. Пашкович “Патриотическое воспитание”, М., 2006 г.
11. Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”, М., 2011 г.