Формирование оценочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС НОО

Разделы: Начальная школа


I. Введение

Добрый день, уважаемые коллеги. В современном информационном обществе трудно объективно оценить окружающее и деятельность окружающих. Но каждый человек знает о себе больше, чем другие, обмануть самого себя невозможно. Задача, которая стоит перед обществом – вырастить деятельного человека, умеющего ставить перед собой цель и объективно оценивать свои действия для ее достижения.

Продолжу свое выступление цитатой из высказывания современного французского писателя, философа Бернара Вербера.

“Каждый человек постоянно получает хорошие или плохие оценки от общества, в котором живет. Его самооценка то поднимается, то снижается в зависимости от похвал или порицаний. Целью того, кто стремится избавиться от зависимости “кнутов и пряников” -  самому выставлять себе баллы...”

II. Основная часть

Что же такое оценка?

Определение оценки из энциклопедического словаря.

Оценка (в философии) – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности.

Как научить ребёнка оценивать свою деятельность в условиях ФГОС НОО. Для начала вспомним, какого выпускника начальных классов хочет увидеть государство.

1) Любознательного, интересующегося, активно познающего мир.

2) Владеющий основами умения учиться.

3) Любящий родной край и свою страну.

4) Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

5) Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

6) Выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих.

7) Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

К такому результату прийти нелегко. Многое зависит от общества, которое окружает ребенка, от семьи, которое его воспитывает. Но начальная школа всеми силами стремится прийти к такому портрету выпускника начальной школы.

Расскажу вам о нескольких выполнимых способах формирования оценочной деятельности своих действий обучающимися, которые применяю в свой практике:

1) в урочной и внеурочной деятельности дети отмечают свои результаты на листе достижений и оценивания как в индивидуальной, так и в групповой работе;

2) система оценивания - портфолио. Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности. Обучающиеся ведут эту систему оценивания. И, конечно же, родители в этом деле - великие помощники.

3) Шкала уровней успешности – лист самооценки.

Обучающиеся оценивают свою работу по этой шкале:

  • “нормально”
  • “хорошо”
  • “отлично”
  • “превосходно”.

Учитель для себя отмечает уровни успешности: “нормально” и “хорошо” - необходимый уровень.

“Отлично” - повышенный программный уровень.

“Превосходно” - максимальный уровень.

3) Существуют следующие уровни оценивания успешности.

I. Фактологический уровень.

Ученик

  • узнает и называет объекты и явления
  • выделяет их среди однородных или разнородных
  • дает определение по памяти

В основе этого уровня – запоминание.

II. Описательный уровень.

Ученик

  • выделяет составные части объектов, этапы процесса (анализ)
  • сравнивает по частям объекты или явления (сравнение)
  • устанавливает аналогии и ассоциации. На их основе приводит свои примеры

III. Доказательный уровень.

Ученик

  • выделяет существенные и несущественные признаки объектов или явлений, различает их
  • устанавливает причины и следствия
  • прогнозирует изменение процесса в измененных условиях
  • пытается дать свое определение, указав существенные признаки
  • прогнозирует
  • аргументирует

IV. Творческий уровень.

  • В готовом виде дать ученику нельзя, можно создать условия для его формирования
  • Ребенка необходимо освободить от “рамок правильности”
  • В этой таблице ученики вносят оценку своей деятельности.

III. Заключение

Современное образование от педагогов требует, чтобы главными деятелями и ведущими на уроке и во внеурочной деятельности были дети. А мы - взрослые были в роли режиссера - “направляющего” их деятельность. Главное, для педагога – создать ситуацию успеха для ребенка. Стать лучше, чем был вчера. Конечно, научить ребенка объективно оценивать свою деятельность – это каждодневный, кропотливый труд для нас. Но для учителя начальных классов не бывает недостигаемых высот. Терпения, дерзания и творческих успехов в нашем увлекательном труде желаю своим коллегам.

Благодарю за внимание!!!

Презентация.

IV. Источники информации

1. Материалы из курсов повышения квалификации Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области “Академия социального управления” по теме: “Теория и практика реализации ФГОС НОО”, 2014 год

2. Материалы из курсов повышения квалификации Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального “СурГУ ХМАО – Югры” по теме: “ Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС”, 2012 год.