Закрепление знаний об имени прилагательном. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Обобщить знания и умения учащихся по изученной теме (о грамматических признаках имени прилагательного как части речи)
  • Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи; развивать умения писать родовые окончания прилагательных.
  • Развивать речь учащихся: правильно употреблять в речи прилагательные синонимы, антонимы
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
  • Развитие интереса к способам учебной деятельности.
  • Воспитание любви к родной стране, языку; уважение друг к другу.

Индивидуальный подход на уроке обеспечивает:

  • устранение трудностей в учении отдельных школьников;
  • возможность развивать всех учащихся;
  • обеспечить успешность каждого учащегося в обучении
  • подметить в каждом уч-ся его самую сильную сторону, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность;
  • поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю;
  • помочь достичь свой “потолок” в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей;
  • сохранить и укрепить здоровье каждого учащегося при организации его уч. деят-ти

1. Орфорграфическая минутка (на доске написаны слова )

Ребята, на улице еще прохладно, пока зима. Урок начнем с орфографической минутки.

А мы с вами сейчас отправимся на зимнюю рыбалку.

(По желанию дети выходят к доске, выбирают любое слово, “ловят букву” и объясняют орфограмму)

Сн...говик х...лодный ша...ка шубка дежурный чудесный

- На какие группы можно разделить слова? (сущ. и прил.)

- Найдите прилагательные. Расскажите, что такое прилагательное.

(Прилагательное-это часть, которая отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ и обозначает признак предмета

(Вешаю таблички в газету )

ТЕМА - Сегодня мы закрепим знания об имени прилагательном, как о части речи, вспомним как оно изменяется, для чего необходимо. А к концу урока выпустим газету об этой части речи.

- Запишите прилагательные столбиком себе в тетрадь и добавьте свое существительное. (читают вслух 2-3 чел)

2. Дополнительные вопросы:

1. Какое прилагательное может быть существительным и прилагательным? (дежурный)

Пример: Дежурный полил цветы. Дежурный врач смотрит за больными.

2. Подберите антоним к слову ХОЛОДНЫЙ (ТЕПЛЫЙ)

3. В каком произведении звучали строки- “ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ” (Пушкин “Зимнее утро”)

- Выделите окончания у прилагательных, укажите род, число.

- Что общего у записанных прилагательных? ( м.р. и ед.ч.)

- Что вам помогло определить род и число прил.?

(1.Окончание прилагательного;

2. Род, и число существительного, к которому оно относится)

3. Задание по вариантам:

1 в. 2 в.
Запишите каждое прил. во мн.числе.

выделите окончание

Замените имена сущ. м.р на существительные ж.р.  и выделите окончания
(ХОЛОДНЫЕ ДЕЖУРНЫЕ ЧУДЕСНЫЕ) (ХОЛОДНАЯ ДЕЖУРНАЯ ЧУДЕСНАЯ)

Проверка

1 в - Как изменяются имена прил.?

(ПО ЧИСЛАМ. ОНИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В ЕД,Ч и МН,Ч. ВО МН,Ч ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКИЕ? И ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ ИЕ –ЫЕ)

Проверка 2 в.

- Почему изменилось окончание прилагательных?

(Изменился род существительного и поэтому изменилось окончание прилагательного, которое зависит от существительного)

- А если рядом с прил. ХоЛОДНЫЙ поставить сущ. среднего рода?

(Прилагательное станет с.р. и будет иметь окончание ЕЕ-ОЕ.

- Приведите пример. (Холодное одеяло)

4. Сделайте вывод: Как же еще изменяются имена прилагательные ?

Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя сущ., такого же рода рода имя прилагательное .

Имена прилагательные мужского рода отвечает на вопрос КАКОЙ?.

  • Они имеют окончания ОЙ-ЫЙ-ИЙ

Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос КАКАЯ?

  • Они имеют окончания АЯ-ЯЯ

Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос КАКОЕ?

  • Они имеют окончания ОЕ-ЕЕ

5. Физминутка.

- Разогреем пальчики и понаблюдаем за снежинкой.

(на компьютере - кружится снежинка под детскую песенку.)

- А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада в 1892г. над Саксонией. Их диаметр-12см (показываю на экране) Вот точно такие как на доске.

6. - Недавно вы писали о путешествии снежинки. А сейчас послушайте как замечательно об этом пишет М. М. Пришвин

“Снежинки, падая, не знали, что делают, и от этого везде на ветвях выходили фигуры. Веточка тоненькими пальчиками держала большой снежный ком.

Бывают дни в лесу, когда без ветра, а так, от собственной тяжести, фигурки начинают падать. Так, был тут ночной сторож, он сидел, закутанный в тулуп, на большой ветке и дремал, вдруг сверху упал на него Геркулес и рассыпал его; выпрыгнула елка, а из-под нее заяц. Казалось, деревья играли в снежки.”

Что понравилось в описании?

- Запишем из этого текста.

Веточка тоненькими пальчиками держала большой снежный ком.

(Дети пишут под диктовку в тетрадях, используют “светофорчики”- поднимают красный глаз -если не знают, как писать слово, другие им - объясняют. Если нет вопросов - спрашиваю сама “слабых” орфограммы)

- Найдите грамм. основу предложения. Поставить к второстепенным членам вопросы.

  • Укажите части речи.
  • Каким членом предложения является прилагательное в предложении?

(Второстепенным членом (определением) - вешаю табличку в газету)

Для чего нужны прилагательные?

Помогают ярко, ясно, выразительно выразить мысль

7. Итог урока

1. Расскажите об имени прилагательном по плану (используя газету)

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде и числе.

 2  Синонимы-прилагательные

Совсем недавно была зимняя Олимпиада. Кто помнит, где? (В Ванкувере, В Канаде)

Перед Вами - спортсмен.

Выберите слово, обозначающее цвет одежды ( дети выбирают основные цвета)

Найдите синонимы к этим цветам. (Синонимы- слова, близкие по значению)

Поиграем в “Лото”

Какими качествами обладали наши спортсмены, чтобы победить!

(раздаю 1 карточку на парту )

- Вы должны найти прилагательное – синоним к моему выражению или слову.

(У каждого карточка с 8 словами(дифференцированно составлены). Слова на разных карточках могут повторяться. Если несколько правильных ответов, то все нашедшие правильный ответ получают кружок и накрывают слово, при этом, объясняют орфограммы, если они есть. Кто первый заполнил - тот победил. (Можно до 3 человек -по времени)

Знаменитый (известный)

  • Увлекательный, занимательный, вызывающий интерес (интересный)
  • Прелестный, очаровательный (красивый)
  • Нежный, приветливый (ласковый)
  • Настойчивый (упорный)
  • Огромный (большой)
  • Сердечный (душевный)
  • Храбрый, отважный (смелый)
  • Тихий, смирный (спокойный)
  • Статный, складный (стройный)
  • Внимательный, чуткий (отзывчивый)
  • Любящий повелевать (властный)
  • Говорящий правду (честный)
  • Радостный (веселый)

Для чего прилагательные-синонимы используются?

Для более точного описания предметов

А в тексте используем - чтобы не было повторений)

3.  Минутка отдыха

- Передавайте “мягкое сердечко” друг другу и называйте прилагательное о своем друге.

(Веселый, добрый, честный, отзывчивый, красивый, прекрасный, настоящий, искренний, добродушный, артистичный, улыбчивый, чистый, умытый, дружный, расчесанный, опрятный, хмурый, сутулый, сильный, ловкий, умелый, смелый, храбрый, спокойный, грустный, таинственный, справедливый, отличный.

- Не было бы прилагательных, не смогли бы мы принести друг другу столько радости, улыбок и хорошего настроения.

4. Самостоятельная работа

Текст у каждого на парте (задания дифференцированы)

Проверка - на доске уже записан текст-самопроверка

- Какие прилагательные вы вставили?

- Для чего в тексте и в своей речи мы используем прилагательные?

(Прилагательные украшают нашу речь, делают ее ярче, образнее, выразительнее

Помогают ярко, ясно, выразительно, точно выразить мысль)

5. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке отметьте значком.