Цель:
- Обобщить знания и умения учащихся по изученной теме (о грамматических признаках имени прилагательного как части речи)
- Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи; развивать умения писать родовые окончания прилагательных.
- Развивать речь учащихся: правильно употреблять в речи прилагательные синонимы, антонимы
- Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
- Развитие интереса к способам учебной деятельности.
- Воспитание любви к родной стране, языку; уважение друг к другу.
Индивидуальный подход на уроке обеспечивает:
- устранение трудностей в учении отдельных школьников;
- возможность развивать всех учащихся;
- обеспечить успешность каждого учащегося в обучении
- подметить в каждом уч-ся его самую сильную сторону, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность;
- поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю;
- помочь достичь свой “потолок” в развитии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей;
- сохранить и укрепить здоровье каждого учащегося при организации его уч. деят-ти
1. Орфорграфическая минутка (на доске написаны слова )
Ребята, на улице еще прохладно, пока зима. Урок начнем с орфографической минутки.
А мы с вами сейчас отправимся на зимнюю рыбалку.
(По желанию дети выходят к доске, выбирают любое слово, “ловят букву” и объясняют орфограмму)
Сн...говик х...лодный ша...ка шубка дежурный чудесный
- На какие группы можно разделить слова? (сущ. и прил.)
- Найдите прилагательные. Расскажите, что такое прилагательное.
(Прилагательное-это часть, которая отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ и обозначает признак предмета
(Вешаю таблички в газету )
ТЕМА - Сегодня мы закрепим знания об имени прилагательном, как о части речи, вспомним как оно изменяется, для чего необходимо. А к концу урока выпустим газету об этой части речи.
- Запишите прилагательные столбиком себе в тетрадь и добавьте свое существительное. (читают вслух 2-3 чел)
2. Дополнительные вопросы:
1. Какое прилагательное может быть существительным и прилагательным? (дежурный)
Пример: Дежурный полил цветы. Дежурный врач смотрит за больными.
2. Подберите антоним к слову ХОЛОДНЫЙ (ТЕПЛЫЙ)
3. В каком произведении звучали строки- “ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ” (Пушкин “Зимнее утро”)
- Выделите окончания у прилагательных, укажите род, число.
- Что общего у записанных прилагательных? ( м.р. и ед.ч.)
- Что вам помогло определить род и число прил.?
(1.Окончание прилагательного;
2. Род, и число существительного, к которому оно относится)
3. Задание по вариантам:
1 в. | 2 в. |
Запишите каждое прил. во мн.числе. выделите окончание |
Замените имена сущ. м.р на существительные ж.р. и выделите окончания |
(ХОЛОДНЫЕ ДЕЖУРНЫЕ ЧУДЕСНЫЕ) | (ХОЛОДНАЯ ДЕЖУРНАЯ ЧУДЕСНАЯ) |
Проверка
1 в - Как изменяются имена прил.?
(ПО ЧИСЛАМ. ОНИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В ЕД,Ч и МН,Ч. ВО МН,Ч ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС КАКИЕ? И ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ ИЕ –ЫЕ)
Проверка 2 в.
- Почему изменилось окончание прилагательных?
(Изменился род существительного и поэтому изменилось окончание прилагательного, которое зависит от существительного)
- А если рядом с прил. ХоЛОДНЫЙ поставить сущ. среднего рода?
(Прилагательное станет с.р. и будет иметь окончание ЕЕ-ОЕ.
- Приведите пример. (Холодное одеяло)
4. Сделайте вывод: Как же еще изменяются имена прилагательные ?
Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя сущ., такого же рода рода имя прилагательное .
Имена прилагательные мужского рода отвечает на вопрос КАКОЙ?.
- Они имеют окончания ОЙ-ЫЙ-ИЙ
Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос КАКАЯ?
- Они имеют окончания АЯ-ЯЯ
Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос КАКОЕ?
- Они имеют окончания ОЕ-ЕЕ
5. Физминутка.
- Разогреем пальчики и понаблюдаем за снежинкой.
(на компьютере - кружится снежинка под детскую песенку.)
- А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада в 1892г. над Саксонией. Их диаметр-12см (показываю на экране) Вот точно такие как на доске.
6. - Недавно вы писали о путешествии снежинки. А сейчас послушайте как замечательно об этом пишет М. М. Пришвин
“Снежинки, падая, не знали, что делают, и от этого везде на ветвях выходили фигуры. Веточка тоненькими пальчиками держала большой снежный ком.
Бывают дни в лесу, когда без ветра, а так, от собственной тяжести, фигурки начинают падать. Так, был тут ночной сторож, он сидел, закутанный в тулуп, на большой ветке и дремал, вдруг сверху упал на него Геркулес и рассыпал его; выпрыгнула елка, а из-под нее заяц. Казалось, деревья играли в снежки.”
Что понравилось в описании?
- Запишем из этого текста.
Веточка тоненькими пальчиками держала большой снежный ком.
(Дети пишут под диктовку в тетрадях, используют “светофорчики”- поднимают красный глаз -если не знают, как писать слово, другие им - объясняют. Если нет вопросов - спрашиваю сама “слабых” орфограммы)
- Найдите грамм. основу предложения. Поставить к второстепенным членам вопросы.
- Укажите части речи.
- Каким членом предложения является прилагательное в предложении?
(Второстепенным членом (определением) - вешаю табличку в газету)
Для чего нужны прилагательные?
Помогают ярко, ясно, выразительно выразить мысль
7. Итог урока
1. Расскажите об имени прилагательном по плану (используя газету)
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде и числе.
2 Синонимы-прилагательные
Совсем недавно была зимняя Олимпиада. Кто помнит, где? (В Ванкувере, В Канаде)
Перед Вами - спортсмен.
Выберите слово, обозначающее цвет одежды ( дети выбирают основные цвета)
Найдите синонимы к этим цветам. (Синонимы- слова, близкие по значению)
Поиграем в “Лото”
Какими качествами обладали наши спортсмены, чтобы победить!
(раздаю 1 карточку на парту )
- Вы должны найти прилагательное – синоним к моему выражению или слову.
(У каждого карточка с 8 словами(дифференцированно составлены). Слова на разных карточках могут повторяться. Если несколько правильных ответов, то все нашедшие правильный ответ получают кружок и накрывают слово, при этом, объясняют орфограммы, если они есть. Кто первый заполнил - тот победил. (Можно до 3 человек -по времени)
Знаменитый (известный)
- Увлекательный, занимательный, вызывающий интерес (интересный)
- Прелестный, очаровательный (красивый)
- Нежный, приветливый (ласковый)
- Настойчивый (упорный)
- Огромный (большой)
- Сердечный (душевный)
- Храбрый, отважный (смелый)
- Тихий, смирный (спокойный)
- Статный, складный (стройный)
- Внимательный, чуткий (отзывчивый)
- Любящий повелевать (властный)
- Говорящий правду (честный)
- Радостный (веселый)
Для чего прилагательные-синонимы используются?
Для более точного описания предметов
А в тексте используем - чтобы не было повторений)
3. Минутка отдыха
- Передавайте “мягкое сердечко” друг другу и называйте прилагательное о своем друге.
(Веселый, добрый, честный, отзывчивый, красивый, прекрасный, настоящий, искренний, добродушный, артистичный, улыбчивый, чистый, умытый, дружный, расчесанный, опрятный, хмурый, сутулый, сильный, ловкий, умелый, смелый, храбрый, спокойный, грустный, таинственный, справедливый, отличный.
- Не было бы прилагательных, не смогли бы мы принести друг другу столько радости, улыбок и хорошего настроения.
4. Самостоятельная работа
Текст у каждого на парте (задания дифференцированы)
Проверка - на доске уже записан текст-самопроверка
- Какие прилагательные вы вставили?
- Для чего в тексте и в своей речи мы используем прилагательные?
(Прилагательные украшают нашу речь, делают ее ярче, образнее, выразительнее
Помогают ярко, ясно, выразительно, точно выразить мысль)
5. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке отметьте значком.