Интегрированный урок (литература + музыка + искусство) по теме «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского-Корсакова, в иллюстрациях Билибина

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, театр.
  • Научить видеть через прекрасные жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту.
  • Соединить фантастические и реальные образы, разбудить творческое воображение детей, заставить мыслить, думать, чувствовать.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод творческого самовыражения, метод дискуссий, метод развития творческого чувства.

Оборудование:

  • Эпиграф: “Слово мудрое, как соль на языке, а сама сказка, как музыка- и печалит, и веселит, и бодрит.” Б.Афанасьев.
  • Портреты А.С.Пушкина, Н.Римского-Корсакова, И.Я.Билибина.
  • Выставка сказок А.С.Пушкина (книги)
  • Иллюстрации Билибина И.Я. к сказке.
  • Аудиокассета оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  • Учебник по литературному чтению 4 класс.

Ход урока

1. Речевая разминка.

Летела муха около уха: ж-ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с-с
Летел комар и звенел: з-з-з-з
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок прижимается к уху)
-з-з-з ! Пусть летит!
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.

Сегодняшний наш урок мы посвящаем одной волшебно-счастливой сказке, которая явилась в далеком 1831году....

(выходят 3 девочки (девицы) и начинается инсценировка начала сказки “ О царе Салтане” / от слов “ Три девицы...” до слов “...все пустились во дворец.”/

Презентация.

Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Ребята, вы, конечно, узнали сказку. Как она называется, кто ее автор?

2. Постановка цели: Так вот, сегодня на уроке мы понаблюдаем с вами, как соединились в сказочной красоте три души: душа поэта А.С.Пушкина, душа композитора Н.А. Римского-Корсакова и душа художника-сказочника И.Я. Билибина. Мы попытаемся разобраться в добре и зле, поговорим о всепрощении и красоте. Попробуем словесно нарисовать прочитанные, услышанные и увиденные образы, услышать себя, музыку своей души.

Итак, мирком ладком да за сказочку!

Нам уже с вами ясно, что перед нами сказка, сказка волшебная, в которой действуют сказочные герой. Перечитайте название сказки.

И не только герои названы в названии, но еще что- нибудь о них нам сообщает поэт?

Д. Князь Гвидон – славный и могучий, царевна- Лебедь- прекрасная.

У. В названии уже есть и картина жизни, и оценка рассказчика: оба героя- царевна и Гвидон ему нравятся, он дает им прямые оценки. То есть в названии этой волшебной сказки есть намек на задачу жанра. Какая же она?

Д. – Раскрыть характеры героев, оценить их.

У. - Почему первые три части отделены автором друг от друга?

Д. - 3 картины: 1) разговор сестриц, 2) появляется царь и предлагает третьей стать его женой, 3) “все пустились во дворец” и что там произошло. Передайте сюжет сказки.

Мы с вами говорили, что многие сказки строятся на антитезе- противопоставлении (добро-зло, уродство-красота), а что же противопоставляется в этой сказке? (добро-зло, коварство-любовь)

Назовите яркие эпизоды сказки, где мы видим борьбу добра и зла? (бочка). Да, именно в этом эпизоде мы видим свершение зла, руководит этим злом чёрная ненависть, зависть.

Представьте себе замкнутое пространство, темнота, а вокруг бушуещее море, звёзды, ветер, скалы...

(Слайд, фонограмма) Прочитайте отрывок из сказки. (с.112 “В синем небе... до ...Вышиб дно и вышел вон.”

У. – Что происходит в вашей душе, когда вы слушаете музыку и при чтении этого отрывка?

- Чего больше в этой музыке : соли от горьких слёз царицы, печали или веселья и бодрости?

- Что помогло? Какие силы? Благодаря чему волна послушалась? На что похожи слова царевича? (благодаря молитве)

3. Вывод: Мы видим с вами в сказке соединение с Библией.

Вера в добро, справедливость, молитву Господню останавливает волны, вершит чудеса, и здесь в сказке это чудо свершилось. Вся сказка Пушкина соткана из чудесного полотна, где каждая ниточка_ это отдельное чудо. Какими чудесами полна сказка?

У. - А теперь давайте посмотрим и послушаем какие “Три чуда” нашли свое отражение в музыке Римского-Корсакова?

1 чудо-Белка (с.124отрывок, слайд, фонограмма)

- Каков характер музыки? (хороводная, плясовая)

- Почему композитор использует русскую народную песню? (Приближает к народным песням)

- Какую вы представляете белку? (Этакую чаровницу, танцующую в маленьком сарафанчике с платочком в лапках)

2 чудо - 33богатыря (с.135 отрывок, слайд, фонограмма)

- Музыка по характеру какая?

(Маршевая, воинственная, мужественная)

- У. Почему?

- Д. Богатыри-защитники земли Русской.

3 чудо - Лебедь (с.136, слайд, фонограмма)

- У. Какая музыка по характеру?

- Д. Песенная, плавная, завораживающая. Вера в добро.

- У. Такое ощущение, что она вот-вот сойдет к нам со страниц сказки, с нотного листа и с полотна художника. Разве это не чудо?

4. Физ.минутка

А какие художественные приемы использует А.С.Пушкин в своей сказке?

- Д. Повторение, сравнение, метафору, эпитеты, иронию, аллитерацию, архаизмы.

(На доске перечень приемов, для того, если вдруг дети не все назвали.)

-У. Сейчас мы с вами найдем эти приемы в сказке.

(Детям раздаются карточки с отрывками)

– И царица над ребенком, как орлица над орленком...

- Что ты тих, как день ненастный...

(сравнение)

– На добра коня садяся..

- видят холм в широком поле...

- лишь ступил на двор широкий

(эпитеты)

–А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят

(метафора - скрытое сравнение, ирония)

- Каково отношение автора к этим персонам? (отрицательное)

– Он над ней жужжит, кружится-
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь...

(аллитерация-звуки)

- Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна...
- Диву царь Салтан дивится...

(архаизмы - устаревшие слова)

- У. В любой сказке есть финал, откроем и мы последнюю страницу сказки о царе Салтане. Чем заканчивается сказка? Наказывается ли зло в сказке? (чтение текста)

- Почему нет? Добрые сказки остаются до конца добрыми и даже дают возможность злым раскаяться, исправиться, стараются им не мстить. Вспомните Библию, одну из заповедей- Умей прощать и тебе воздастся сторицей.

5. Итог: На сегодняшнем уроке мы при всем нашем желании не можем охватить от начала и до конца произведения А.С.Пушкина и оперу Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Мы старались прочитать, послушать и увидеть лишь яркие фрагменты этой замечательной сказки, воспевающие вечные чувства, на которых держится земля.

ТРИ МОГУЧИХ КУЛЬТУРЫ:
МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА
НАС СЕГОДНЯ В СКАЗКУ ВОДИЛИ,
РАДОСТЬЮ ДУШУ ОБОГАТИЛИ.

(Если осталось время: Ребята, вы обратили внимание, что у И.Я.Билибина нет иллюстрации к первому чуду “Белка”. Нарисуйте, пожалуйста какой вам представляется белка в сказке Пушкина. Дом.зад дорисовать.)

Итог:

У. - ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, УЧИТЕ ПУШКИНА, а главное- ЛЮБИТЕ ПУШКИНА!

И последнее: перед вами три кружочка разного цвета

  • Белый - равнодушие
  • Синий – не понравилась сказка
  • Оранжевый - понравился урок

Покажите ваше настроение.