Цель занятия:
- показать нравственный смысл поступков героев повести;
- формировать способность детей к переосмыслению своих действий;
- помочь детям задуматься над их взаимоотношениями со сверстниками.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- познакомиться с произведением «Чучело»;
- формировать умение рассуждать, выражать своё отношение к поступкам героев.
- Развивающая:
- развивать творческое воображение, логическое мышление, совершенствовать навыки свободного речевого высказывания.
- Воспитательные:
- побудить детей задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек;
- воспитывать умение внимательно слушать и слушать, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию взаимоотношения подростков;
- подвести к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде;
- учить детей защищать чувство человеческого достоинства.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Начало занятия. Эмоциональный и мотивационный настрой на предстоящую деятельность.
Дети входят в помещение, где на экране размещен эпиграф (отрывок из стихотворения Б.Слуцкого)
А как у вас с величием души?
Всё остальное кажется в порядке,
Но не играя в поддавки и прятки,
Скажите как у вас с величием души?
2. Педагог читает подростам стихотворение Б.Слуцкого «Величие души» полностью.
А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
Но не играя в поддавки и прятки,
Скажите как у вас с величием души?Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношенье благородства?А как там с доблестью, геройством, славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
Угнетен ли слабый?
Прошу ответ.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» Согласны ли вы с этим? Не совсем … Да потому, что именно в детстве нам приходится пережить предательство и оскорбление друзей, унижения со стороны сверстников, и душевную боль, и жестокие забавы одноклассников. Иногда, мы наблюдаем, как забавные игры переходят в жестокие игры. Это одна из основных проблем детства, когда группа детей обижают, унижают одного человека. Мы всегда обращаем внимание на такие конфликты на поступки детей, на мотивы их действий, на то, какие роли занимают подростки в конфликтных ситуациях: лидера, мстителя, преследователя, жертвы.
Ребята, сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить. «А как у вас с величием души?» Мне хотелось бы начать разговор с беседы о фильме «Чучело», недавно просмотренном вами. Для этого давайте вспомним сам фильм и его главных героев..
II. Основной этап
1. Презентация «Фильм о фильме» Чучело», включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев, их поведение.
2. Презентация завершается показом видеоролика – отрывка из фильма, в котором четко прослеживаются характерные черты всех участников.( отрывок поможет подросткам увидеть со стороны и даже прочувствовать « момент травли», осознать, насколько это тяжело противостоять одному против группы детей.
Педагог: В центре фильма конфликт между новенькой ученицей класса и группой её ровесников. Что же пришлось пережить Лене Бессольцевой? (Первую любовь, конфликт с одноклассниками, давшим ей прозвище «Чучело», бойкот, который ей объявили ребята, возглавляемые девочкой по прозвищу Железная Кнопка. Они ошибочно и несправедливо обвинили Лену в предательстве. Очень хорошо, что девочке есть с кем поделиться своей бедой. Обо всём она рассказывает своему дедушке.)
Педагог: Ребята, обратите внимание на слайд, на котором изображены герои фильма. Сейчас вам необходимо составить портреты этих подростков. Портрет героя фильма составляется по следующей схеме. После составления необходимо рассказать об этом герое, а остальные участники внимательно слушают и корректируют.
3. Упражнение «Портрет героя фильма»
Подросткам предлагается составить «портрет» того или иного героя фильма.
Портрет составляется по схеме (на слайде)
После составления портрета – характеристики, каждый подросток выносит свой портрет на обсуждение. Созданный портрет корректируется, дополняется другими участниками.
(В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмакова. Очень важно не делать акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных героев.)
- 1 группа составляют портрет Железной Кнопки, Васильева.
- 2 группа составляют портрет Сомова, Лохматого.
- 3 группа составляют портрет Вальки, Шмаковой
Педагог после обсуждения задаёт вопросы:
– Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички? (Может быть называя некоторых ребят кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно. Клички разрушают личность: человек невольно начинает подражать своей кличке)
– Какие клички вы помните ? А что на самом деле в этом классе есть медведи, лисы, волки? (Да. Шмакова – лиса, Валька – живодер, волк, Лохматый – медведь)
– А почему ребята стали искать предателя? (Железная Кнопка во всём искала справедливость, надо найти человека, который рассказал Маргарите, и его наказать).
– Объясните поступок Лены (Она взяла вину на себя, потому что хотела помочь Димке, верила ему)
– Как вы думаете почему ребята такие жестокие? Разве так можно? (Они не могут анализировать свои поступки, делают как все Кому-то любопытно, кому? Шмаковой, Попову. Кому балдёжно? Вальке Рыжему. Кто ищет правду? Железная Кнопка.)
– В этом фильме есть такой элемент – наивысшая точка напряжения действия. Знаете как он называется? (Кульминация). Как вы думаете, при просмотре фильма где был самый напряженный момент? (Костёр. Потом Лене уже ничего не страшно!) Когда это (Пришла в школу, одна против бойкота Сомову)
– Хорошо, с этим заданием мы справились. Я предлагаю вам немножко расслабиться, снять напряжение. Давайте немного подвигаемся.
Педагог предлагает детям встать из-за столов и пройти в середину комнаты, образуя круг. Детям объясняется правильное выполнение двигательной разминки.
4. Разминка
Цель: снятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.
Упражнение «Сделай комплимент». Каждый из участников занятия делает комплимент рядом сидящему. «У тебя сегодня красивая прическа (имя), Мне нравится твоя улыбка (имя), Ты правильно и красиво даешь ответы во время занятия ( имя) и т.д.)
5. Методика «Правила общения в нашей группе»
Педагог зачитывает детям фразу одной из героинь фильма: «Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!»
– Когда такие ситуации как в фильме «Чучело» происходят в группах и школьных классах, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои…
Ребятам задаётся вопрос: «Что же нужно сделать, чтобы группа не превратилась в такой «зверинец» и чтобы после выхода из дома, став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим друзьям и одногруппниками, которые были для вас семьёй?»
Дети дают ответы. Педагог обобщает: « Чтобы группа была вашей опорой, защитой, нужно научиться правильно, общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных «Правил группового общения».
– Ребята, я представляю вам готовые, но зашифрованные Правила успешного общения друг с другом в классе. Вам необходимо расшифровать эти правила и записать их на листе, а затем огласить.
- Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
- Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
- Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
- Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
- Не критикуй другого при всех. Выскажи ему своё мнение наедине!
- Будь доброжелателен, приветлив. Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому!
Дети разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его.
– Ребята, а теперь можете добавить полученный список своими правилами, если таковые есть. (Дети дополняют)
Ребята зачитывают свод правил.
– Спасибо, ребята. Молодцы!
– Сейчас Саша прочитает нам стихотворение «Некрасивая девочка». Прошу всех внимательно прослушать и подумать к какому герою относятся строки этого произведения.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забыли про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость, так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,–
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье
А если так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
– Ребята, обратите внимание на последние строки автора. Что автор хотел сказать этими строчками? Что есть настоящая истинная красота? Что она значит для нас?
Ребята высказывают свою точку зрения.
– Ребята, этот вопрос постоянно стоял перед людьми. Ф.М. Достоевский считал, что именно красотою спасётся мир. А. Дементьев утверждал, что рухнувшего мира не спасти красотою, так как всё покупается и продается, и сама красота тоже.
6. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Мозговой штурм»
– Запишите на листе слово Жестокость и глядя на него записываете всё, что у вас ассоциируется с этим словом, все что вам «приходит на ум» (1 мин.)
– А теперь запишите слово Человечность и также глядя на него записывайте всё, что у вас ассоциируется с этим словом.
Выборочно дети зачитывают свои записи.
– Ребята, скажите, всё что вы записали к слову Жестокость к каким героям можно отнести все эти качества? А всё, что записали к слову человечность к каким героям можно отнести эти качества?
– Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся? (Ответы детей)
– А есть ли среди вас, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руку. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся?
– Знакомо ли вам чувства неловкости и стыда? (Ответы детей)
– Приходилось ли вам оценивать свои поступки ? (Ответы детей)
– Бывает ли вам страшно за себя, за окружающих? (Ответы детей)
– Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннеса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев – «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: « Смотреть друг на друга в надежде, что каждый сделает первым то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде , что это сделает другой»
– Чем вы особенно дорожите в себе, в близких, в друзьях? (Ответы детей)
– И всё-таки, о чем же фильм «Чучело?» (Ответы детей)
Педагог: То, что происходит с героями этого фильма, может произойти с любым из нас. Здесь мальчишки и девчонки изображены в таких ситуациях, когда надо решать, делать выбор, распознавать зло и равнодушие, учиться добру и справедливости. И какими бы ни были отношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности, а тем более рукоприкладством.
– Сегодня в гостях у нас присутствует эксперт, инспектор по делам несовершеннолетних, Попов А.А.
– Скажите, пожалуйста, к чему может привести оскорбление, унижение, рукоприкладство по отношению к другим лицам?
(Попов А.А. разъясняет, что все перечисленное может привести к уголовной ответственности).
– Спасибо за информацию!
Человек – это часть природы, часть живого мира. Как прекрасно, когда свою близость с окружающей средой он выражает в любви. И как страшно, когда он опускается на уровень «хищника», крушащего, убивающего, оскорбляющего, доставляющего боль. Человек хуже зверя, когда он зверь. Физическую жестокость обнаружить легче всего, потому что следы ее видны во всей красе: синяки, ссадины, шрамы. А вот эмоциональную или душевную жестокость доказать гораздо труднее, потому что раны от нее не бросаются в глаза. Даже взглядом можно обидеть, если в нем сквозит насмешка, пренебрежение или презрение. Не будем сейчас приводить примеры жестокости. Просто вспомните их и помолчите. У каждого в жизни были случаи, когда были жестоки к вам или вы были жестоки по отношению к кому-либо.
Многие авторы и писатели довольно известных произведений и фильмов дают нам нравственные уроки:
Нельзя допускать унижения человеческого достоинства другого человека.
Надо уметь определять свое место среди сверстников.
Необходимо постоянно работать над собой и стремиться к тому, чтобы уметь себя удерживать от жестокости.
Мы должны учиться постоянно, контролировать и анализировать свои действия и поступки, необходимо иметь чувство сострадания, уметь плакать и при виде выброшенного из гнезда галчонка, и щенка, выброшенного за забор.
Мы должны быть нужными, полезными, делать добро, уметь отличать его от зла. Различать правду и ложь. Наблюдать за самим собой, стремиться понять себя, учиться понимать и других.
– Наше занятие подходит к концу и мне хотелось, чтобы сейчас вы сделали что-то доброе, красивое, человечное. Я предлагаю вам своим руками изготовить небольшой символ «Сердечко», которое вы сможете подарить тому человеку, которого когда-то обидели, оскорбили, унизили. Этот подарок поможет вам извиниться за все ваши обиды причиненные когда-то.
7. Изготовление символа-сердечка
– Сейчас мы с вами попробуем изготовить символы-сердечки, и это будет не просто игрушка, а знак любви, добра, извинения, сострадания.
Педагог показывает как правильно изготовить сувенир-сердечко и предлагает детям по желанию подписать подарок (пожелание, добрые слова, извинения и т.д.)
Окончание занятия. Итог.
Упражнение на рефлексию. «Сегодня на занятии я….»
Дети высказывают своё мнение о занятии, своё отношение к происходившему, акцентирует своё внимание на наиболее понравившихся моментах занятия.
– Ребята, спасибо за вашу активность на занятии, за то, как вы выражали своё мнение и мысли, отстаивали свою точку зрения!
– А сейчас я хотела бы вас попросить выйти ко мне, взяться за руки и почувствовать тепло, исходящее от каждого из нас. Я желаю вам , чтобы вы любили и учились прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь прекрасной или жесткой – зависит только от вас!