Тип классного часа: открытие нового знания
Вид урока: урок-беседа
Метод обучения: диалогический
Цель: выяснить влияние современных гаджетов на организм подростка, дать детям представление о различных влияниях гаджетов на разные части тела.
Личностные результаты:
Познавательные УУД – освоить информационно-технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации)
Коммуникативные УУД – овладеть умениями воспринимать устную речь
Регулятивные УУД – высказывать свои предположения, овладеть умениями анализировать.
Ход классного часа
1. Дискуссия «Кто виноват?»
Классный руководитель: Сегодня мы с вами, ребята, собрались обсудить очень важную тему: «Влияние современных гаджетов на человеческий организм». Об опасности мобильных телефонов учёные спорят с тех самых пор, как раздался первый звонок по сотовому, то есть больше сорока лет.
Примерные высказывания детей:
– Может болеть голова, но зато думает быстрее.
– Глаза устают и слезятся, если долго смотреть на экран.
– Кисти рук устают, когда набираем sms или пишем мейлы.
– На лице могут появиться прыщи, т.к. на трубке много микробов, а мы её прижимаем к щеке.
Классный руководитель: Всё правильно, ребята! 44 процента пользователей спят с телефоном в постели. А мелатонин (гормон, регулирующий суточные ритмы организма), нормально не вырабатывается, если смотреть на светящийся экран перед сном. Это касается компьютера, телевизора – любого источника света.
Действительно, голова думает быстрее. Смартфоны с сенсорными экранами влияют на мозг, как скрипка. Тачскрин заставляет пальцы двигаться особым образом – быстро, с короткими прикосновениями. В странных комбинациях, в том ритме, который в обычной жизни не нужен. И так– по нескольку часов в день. Быстрые и сложные движения заставляют мозг работать быстрее – в итоге увеличивается кора головного мозга как у скрипачей.
Вопрос учащимся: Назовите, пожалуйста, плюсы.
Ответы ребят: высокая чувствительность, быстрая связь между мозгом и пальцами.
Вопрос учащимся: Как вы считаете, существуют ли минусы?
Ответы ребят: утомляемость, головные боли.
Комментарий классного руководителя: Вам захотелось выбросить свой телефон? Но современная жизнь без него невозможна. Поэтому сегодня во время классного часа мы с вами проведём небольшую лечебную гимнастику, которую вы можете проводить постоянно.
2. Знакомство с некоторыми упражнениями лечебной гимнастики
Для развития мышц спины существует много упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике.
Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.
- Встряхните руки.
- Сжимайте пальцы в кулаки.
- Вращайте кулаки вокруг своей оси.
- Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивайте ладонь и запястье наружу.
Ребята, с помощью этих несложных упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах. А как вы считаете, ещё на какие органы сильное влияние оказывают гаджеты?
Примерные ответы учащихся: на глаза, на нервы (при долгой работе на компьютере становимся раздражительными)
Классный руководитель: Всё правильно, ребята. Но чтобы сохранить зрение, необходимо выполнять упражнения для глаз
- Зажмурьте глаза на 10 секунд
- быстро моргайте в течение 5 -10 секунд
- Сделайте несколько круговых движений глазами.
- Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую-либо точку на окне, а потов вдаль (например, на облака)
- Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) – положите на глаза и лежите 10 минут.
А чтобы не быть раздражительными, как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности бывайте чаще на улице. При работе одновременно с книгой и монитором, желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
3. Знакомство с основными правилами работы на компьютере
Классный руководитель: А сейчас, ребята, подводя итог всему сказанному, постараемся вместе выработать основные правила работы за компьютером, пользования сотовым телефоном, правила игр в компьютерные игры. Для выработки этих правил мы разобьёмся на три группы, и каждая группа будет работать по выработке правил по своему направлению. Итак, за дело, друзья!
1-я группа: основные правила работы с компьютером:
1. Почаще протирать экран монитора
2. Расстояние до монитора должно быть не менее 40-50 см, положение монитора должно быть на несколько сантиметров ниже глаз, т.е. чтобы смотреть на монитор сверху вниз
3. Освещение в комнате должно быть ровным, не должно быть резких источников света рядом с монитором.
4. Регулярно наблюдаться у окулиста, чтобы сохранить своё зрение
2-я группа: правила пользования сотовым телефоном:
1. Необходимо разговаривать по телефону спокойно, не надо кричать, т.к. при этом повышается уровень радиации.
2. Нельзя держать телефон возле головы или на поясе, лучше всего его держать в портфеле
3. Нельзя спать с телефоном и использовать его в качестве будильника.
3-я группа: правила игр в компьютерные игры:
1. Видеоигры с элементами насилия провоцируют агрессивные мысли и гневные чувства, поэтому не стоит увлекаться ими.
2. Компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других важных участков, а именно ведут к деградации лобных долей
3. Не способствуют развитию коллективизма, т.к. с компьютером идёт общение один на один, что не способствует развитию навыков общения.
Классный руководитель: Ребята! Следует помнить, что всё хорошо в меру, хоть компьютер вещь и полезная, но вред компьютера может быть больше, чем польза, поэтому не увлекайтесь им в ущерб себе и не забывайте о том, что Ваше здоровье, в любом случае, важнее. В мире компьютеризации необходимо придерживаться мер, направленных на организацию безопасных условий для людей, работающих с компьютером.
При работе с компьютером необходимо следить за своим здоровьем, а здоровье человека зависит прежде всего от него самого.
Рефлексия. Оцените работу своих одноклассников в группах.
Использованная литература:
1. Википедия, свободная энциклопедия, “Всё о гаджетах”, http://ru. wikipedia. org.
2. Интернет журнал Keit, “Что такое гаджет-зависимость?”, http://keit. ru/2008_06/chto_takoe_gadzhetzavisimost.
3. Интернет журнал Здоровье, “Диагноз: гаджет-зависимость”, http://www. zdr. ru/hots /2008/05/30/diagnoz-gadzhet-zavisimost/index. html.
4. http://www. qoop. ru/pages/5030.html. Леонтьев В. П. Компьютерная энциклопедия. М., 2002.