АКТУАЛЬНОСТЬ
«Проснувшись, первым делом, Маленький принц прибирал Свою Планету…»
Антуан де Сент-Экзюпери
Общение с детьми на тему «Природа России» показало поверхностное представление о природе России: её особенностях, богатствах, разнообразии. Причиной этому послужило отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, скудную методическую и дидактическую базу детских садов города, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации природного компонента содержания. Таким образом, самой удобной формой комплексного изучения с детьми данной темы является создание проекта «Экологическая мозаика России»
Целеполагание: Потребительское отношение людей к природе может привести к трагедии. Мы не замечаем, что став потребителями, мы растим поколение нам подобных. Пора стать созидателями, хозяевами (в добром понимании этого слова) нашей планеты. Но начинать нужно со своего дома, города, страны. У будущего поколения есть все шансы стать настоящими гражданами России, и нам взрослым нужно им в этом помочь.
Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему. Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения природы нашей страны.
Этапы проекта:
1. Выбор темы проекта, постановка целей и задач.
2. Разработка проекта: планирование работы для достижения задач, выбор направлений, форм работы, изучение методической, научной, художественной литературы, сбор информации, организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
3. Практическая работа над проектом.
4. Презентация проекта.
5. Постановка новых целей и задач.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители (законные представители), специалисты.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный
I этап
Цель: Способствовать формированию позиции неравнодушного участника природоохранной деятельности через систематизацию представлений детей о флоре и фауне России
Задачи:
- Расширять и углублять представления детей о флоре и фауне России
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, кругозор, связную речь; расширять и активизировать словарь по данной теме.
- Закрепить знания детей о Красной книге, о тех живых существах, которые в нее занесены
- Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с разнообразием живой и неживой природы России, экологическую сознательность.
Предполагаемый результат:
- У детей сформированы первоначальные представления о живой и неживой природе России
- Сформированы умения различать разные виды животных и растений России, понятия «живая» и «неживая» природа
- Сформированы первоначальные представления об экологической безопасности, навыки безопасного поведения в природе.
- Сформированы первоначальные навыки экологического воспитания, навыки бережного отношения к природе.
- У детей вызван интерес к дальнейшему изучению природы России
- Родители более ответственны в воспитании экологической культуры детей.
II этап. Разработка проекта
- Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
- Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
- Изучить научную, методическую литературу по данной теме
- Установить связь для проведения экскурсий.
- Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
- Написать перспективный план мероприятий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.
III этап. Практическая работа над проектом.
Работа по проекту «Экологическая мозаика России» ведется систематически в течении года.
Для достижения целей и задач проекта мы успешно используем различные формы работы.
Разработаны ряд занятий познавательно-речевого цикла, на которых дети знакомятся с особенностями разных природных зон России. Организовываются познавательные рассказы педагогами, обсуждение, беседы, моделирование ситуаций, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, заочные путешествия, разнообразные виды игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры. Самыми эффективными являются викторины, заочные путешествия, экскурсии. На занятиях художественно-эстетического цикла ребята знакомятся с авторскими песнями о природе России; художественными произведениями поэтов и писателей, с работами художников и иллюстраторов, в своих работах дети отражают полученные знания и впечатления, воплощают в работах свои фантазии.
Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда: подобраны дидактические и развивающие игры по экологии и природе России, оформлены альбомы и гербарии по данной теме, созданы презентации о природных зонах России и т.д.
Родители воспитанников – активные участники в реализации данных проектов. Совместные экскурсии, походы, занятия, семейные гостиные, конкурсы совместных творческих работ – такие формы работы практикуются в нашей работе.
Работа над проектом интегрируется во все образовательные области и затрагивает все виды деятельности детей.
Формы работы:
Разделы программы |
Виды детской деятельности |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Сюжетно-ролевые игры: «На пикник», «На рыбалку», «Ферма», «Зоопарк», «Заповедник», «Лесная прогулка», «Птицеферма», «Оленеводы», «Караван в Пустыне» и другие. |
«Познавательное развитие» |
Целевые экскурсии в тундру, по городу; |
«Речевое развитие» |
Заучивание стихов и загадок о природе России. |
«Художественно-эстетическое развитие» |
Чтение и обсуждение научно-популярной литературы по данной теме (стихотворений Т.Белозерова; рассказов «Когда на Дальнем Востоке полдень» (из книги Н.Ф.Виноградовой «Моя страна Россия)», «Седая земля Тундра» (из кн. «Наша Родина»), «Почему белые медведи не живут в лесу» и другие рассказы из кн. «Удивительная прогулка» В.Танасийчука, произведения Бианки, Г. Сладкова, М.Пришвина о природе; чтение произведений Т.Снегирева «В заповеднике», В. Максимова «Кто чистит воду» сказки о природе, литературные загадки Л. Лапцуя, стихи П. Явтысай «Весна в тундре», «Пуночки», «Полярная сова», «Пушица», «Иван-Чай», Ю.Шесталов «Олень», «Налим» и др.) |
«Физическое развитие» |
Игровые упражнения «Кто быстрее соберёт», «Перейди болото по кочкам», эстафета «Лесные приключения», игры «Стадо», «Соколиный бой», «Охота на оленей», «Сторож» и другие |
«Работа с родителями» |
Совместные экскурсии. |
IV этап. Презентация проекта:
Создание «Жалобной книги природы»
Составление рекламного плаката «Берегите природу»
Создание тематических альбомов, презентаций
Оформление тематических выставок
V этап. Определение задач для новых проектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации данного проекта выявилось, что интеграция образовательных областей более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в ходе проведения данной работы; у детей появляется особая широта интересов (стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее сферах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой), воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Формы работы являются интересными для детей.
Особенно с нетерпением дети ждут презентации проектов, составленные совместно с родителями, чтобы показать чего они достигли и с большим удовольствием делятся своими впечатлениями.
Проектный метод в деятельности детского сада на практике показывает свое преимущество и эффективность.