Проект "Экологическая мозаика России"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


АКТУАЛЬНОСТЬ

«Проснувшись, первым делом, Маленький принц прибирал Свою Планету…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Общение с детьми  на тему «Природа России» показало поверхностное представление о природе России: её особенностях, богатствах, разнообразии. Причиной этому послужило отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, скудную методическую и дидактическую базу детских садов города, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации природного компонента содержания. Таким образом, самой удобной формой комплексного изучения с детьми данной темы является создание проекта «Экологическая мозаика России»

Целеполагание: Потребительское отношение людей к природе может привести к трагедии. Мы не замечаем, что став потребителями, мы растим поколение нам подобных. Пора стать созидателями, хозяевами (в добром понимании этого слова) нашей планеты. Но начинать нужно со своего дома, города, страны. У будущего поколения есть все шансы стать настоящими гражданами России, и нам взрослым нужно им в этом помочь.
Поэтому возникла необходимость обратить внимание родителей и детей на эту тему. Проект по этой теме является эффективной формой комплексного изучения природы нашей страны.

Этапы проекта:
1.         Выбор темы проекта, постановка целей и задач.
2.         Разработка проекта: планирование работы для достижения задач, выбор направлений, форм работы, изучение методической, научной, художественной литературы, сбор информации, организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.
3.         Практическая работа над проектом.
4.         Презентация проекта.
5.         Постановка новых целей и задач.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители (законные представители), специалисты.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный

I этап

Цель: Способствовать формированию позиции неравнодушного участника природоохранной деятельности через систематизацию представлений детей о флоре и фауне России

Задачи:

  • Расширять и углублять представления детей о флоре и фауне России
  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, кругозор, связную речь; расширять и активизировать словарь по данной теме.
  • Закрепить знания детей о Красной книге, о тех живых существах, которые в нее занесены
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с разнообразием живой и неживой природы России, экологическую сознательность.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформированы первоначальные представления о живой и неживой природе России
  • Сформированы умения различать разные виды животных и растений России, понятия «живая» и «неживая» природа
  • Сформированы первоначальные представления об экологической безопасности, навыки безопасного поведения в природе.
  • Сформированы первоначальные навыки экологического воспитания, навыки бережного отношения к природе.
  • У детей вызван интерес к дальнейшему изучению природы России
  • Родители более ответственны в воспитании экологической культуры детей.

II этап.  Разработка проекта

  • Подобрать методическую и художественную литературу, тематические альбомы, плакаты по данной теме.
  • Создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
  • Изучить научную, методическую литературу по данной теме
  • Установить связь для проведения экскурсий.
  • Подобрать материал и атрибуты для сюжетно-ролевых и   дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Привлечь детей и взрослых к творчеству, сделать их участниками проекта.
  • Написать перспективный план мероприятий.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
  •  Продолжить сотрудничество с экологической станцией и музеями.

III этап. Практическая работа над проектом.

Работа по проекту «Экологическая мозаика России» ведется систематически в течении года.
Для достижения целей и задач проекта мы успешно используем различные формы работы.

Разработаны ряд занятий познавательно-речевого цикла, на которых дети знакомятся с особенностями разных природных зон России. Организовываются познавательные рассказы педагогами, обсуждение, беседы, моделирование ситуаций, просмотр и обсуждение видеофильмов, экскурсии, заочные путешествия, разнообразные виды игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры. Самыми эффективными являются викторины, заочные путешествия, экскурсии. На занятиях художественно-эстетического цикла ребята знакомятся с авторскими песнями о природе России;  художественными произведениями поэтов и писателей, с работами художников и иллюстраторов, в своих работах дети отражают полученные знания и впечатления, воплощают в работах свои фантазии.

Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда: подобраны дидактические и развивающие игры по экологии и природе России, оформлены альбомы и гербарии по данной теме, созданы презентации о природных зонах России и т.д.

Родители воспитанников – активные участники в реализации данных проектов. Совместные экскурсии, походы, занятия, семейные гостиные,  конкурсы совместных творческих работ – такие формы работы практикуются в нашей работе.

Работа над  проектом интегрируется во все образовательные области и затрагивает все виды деятельности детей.

Формы работы:

Разделы программы

Виды детской деятельности

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры:  «На пикник», «На рыбалку»,  «Ферма», «Зоопарк»,  «Заповедник», «Лесная прогулка», «Птицеферма», «Оленеводы», «Караван в Пустыне» и другие.
Игровые ситуации «Юные натуралисты»
Настольно-печатные, развивающие, дидактические игры:  «Сложи узор», «Чей листочек», «Что растет на болоте, в лесотундре, в тайге, в пустыне и т.д.», «Угадай по описанию», «Варим варенье», «Кто где живет», «Животные России», «Зоологическое лото», «Животный мир», «Собери под зонтик», «С какой ветки детки», «Отгадай загадку», «Грибы, ягоды нашего леса», «Когда это бывает», «Сбор ягод», «Что где растет», «Четвертый – лишний», «Что перепутал художник», «Чего не хватает» , и «Поле чудес» (редкие животные), «Что, где, когда», «Лабиринт», «Звери заблудились» (попали не в свои природные зоны), «Звери у себя дома», «Где я живу» и т.д.
Сбор природного материала для продуктивной деятельности.
Трудовая деятельность на участке детского сада, в природных уголках детского сада и группы.

«Познавательное развитие»

Целевые экскурсии в тундру, по городу;
Заочные путешествия в пустыню, тайгу, тундру, степь и т.д.
Посещение экологической станции и музеев города;
Познавательные рассказы педагога: «Аптека под ногами» «Опасные растения», «Как ландыш и белый мишка попали в красную книгу», «Красная книга России», «Что такое тундра, пустыня, лес…», «Почему осенью листья желтеют и опадают?», «В природе все взаимосвязано», «Карлики, живущие в тундре», «Реки – кормилицы России», «Почему ящерица теряет хвост», «Самые-самые», «Чудеса природы»
Общения на темы : «Заповедник», «Красная книга», «Природа и человек»,  «Сестричка ели», «Кто живёт в воде», «Болото – болотище», «Лес – это не просто деревья», «Почему нельзя ловить стрекоз», «Что мне рассказал олень», «Что мне рассказало дерево», «Речные просторы»,  «Зачем поют птицы», «У какой птицы гнездо лучше», «Почему в Тундре не живут слоны и носороги», «Могут ли поменяться «домами» белый медведь и пингвин» и другие.
Наблюдения: «Сезонные изменения», «Долгота дня», «Высота стояния солнца», «Поведение птиц в природе», «Деревья в разные сезоны», «Река в разное время года», «Следы на снегу», «Разное небо»
Опыты и эксперименты:  «Путешествие солнечного луча», «Замерзшая вода двигает камни», «Как маскируются животные, «Превращения воды», «Этот удивительный мох (ягель)», «Без чего не могут жить растения», по ознакомлению со свойствами различных материалов: железа, дерева, пластмассы, стекла.
Решение проблемных ситуаций : «Волшебник уменьшил солнце в Пустыне, увеличил солнце в Тундре» (ТРИЗ) Как выжить в тундре зимой (летом)», «У речки», «На болоте», «Если исчезнут птицы, звери, реки и т.д.», и т.д.
Составление гербария.
Рассматривание репродукций, иллюстраций, картин, альбомов, презентаций о природе России.

«Речевое развитие»

Заучивание стихов и загадок о природе России.
Разбор пословиц и поговорок «Сломать дерево – секунда, вырастить – года», «Растенье – Земли украшение», «Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт» и др.
Составление творческих рассказов «Интервьюирование леса», «Путешествие капельки», «Где бы я хотел побывать»
Разбор афоризмов писателей о природе;
Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.
Отгадывание и составление  загадок о природе.
Составление рассказов по схеме, коллективных  о путешествиях по России (с опорой на карту, модель «Природные зоны»)
Составление сказок об обитателях природных зон России по завуалированным картинкам (или серии картин).
Игра (ТРИЗ и РТВ ) «Фантастическое животное » (морфологическая таблица )
Обсуждение правил поведения на природе;

«Художественно-эстетическое развитие»

Чтение и обсуждение научно-популярной литературы по данной теме (стихотворений Т.Белозерова; рассказов «Когда на Дальнем Востоке полдень» (из книги Н.Ф.Виноградовой «Моя страна Россия)», «Седая земля Тундра» (из кн. «Наша Родина»), «Почему белые медведи не живут в лесу» и другие рассказы из кн. «Удивительная прогулка» В.Танасийчука, произведения Бианки,  Г. Сладкова, М.Пришвина о природе; чтение произведений Т.Снегирева «В заповеднике», В. Максимова «Кто чистит воду»  сказки о природе, литературные загадки Л. Лапцуя, стихи П. Явтысай «Весна в тундре», «Пуночки», «Полярная сова», «Пушица», «Иван-Чай», Ю.Шесталов «Олень», «Налим» и др.)
Чтение и обсуждение очерков, статей из газет и журналов о природе России;
Прослушивание и разучивание песен о природе России.
Слушание «Звуки природы», аудиозаписей песен о Красной книге,  «Шум леса», «Голоса птиц»;  музыкальных произведений по теме.
Имитация движений «Пробуждение природы», «Оленья упряжка», «Перелёт птиц», «Ветерок и ветер», «Пляска птиц»
Музыкально-ритмические движения по желанию детей.
Игры-театрализации, этюды : «Кого встретил колобок в Тундре (Пустыне и т.п.)» «В лес по ягоды», «Выросли деревья в поле», «Рыбаки на речке»
Креативная импровизация под музыку «Вальс цветов», «Полет шмеля»
Режиссерские игры «Как заяц от лисы спасался», «Умка», «Приключения мамантёнка», «Как звери лес не поделили», «Сказка  о рыжей Лисице и зайке Незнайке»
Продуктивная деятельность: составление коллажа «Береги природу»,  лепка «Животные разных климатических зон» (Тундры, Тайги, Пустыни)
и другое, аппликация (из ткани, бумаги и другого материала панорамного типа),  «Экологическая мозаика России»  и другое,
рисование «Чистый город», «Картинка о нашем путешествии», «Караван в Пустыне»,, «Зеленая тайга»,  «Кто в Тундре живет», «Кого мы видели в Пустыне»,  «Зеленая тайга», «Водоохранные и природоохранные знаки», «По следам исчезающих растений и животных красной книги»,  «Путешествие в заповедные места» (коллективная работа в нетрадиционных техниках) и другое., поделки из природного материала, участие в выставках, конкурсах, оригами,  конструирование из бумаги и картона, строительного материала.

«Физическое развитие»

Игровые упражнения «Кто быстрее соберёт», «Перейди болото по кочкам», эстафета «Лесные приключения», игры  «Стадо», «Соколиный бой», «Охота на оленей», «Сторож» и другие

«Работа с родителями»

Совместные экскурсии.
Участие родителей в подборе материала для тематических выставок, альбомов, презентаций «Природа России».
Изготовление атрибутов, и пособий для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Семейные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала
Участие в конкурсах совместных творческих работ.

IV этап. Презентация проекта:

Создание  «Жалобной книги природы»
Составление рекламного плаката «Берегите природу»
Создание тематических альбомов, презентаций
Оформление тематических выставок

V этап. Определение задач для новых проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации данного проекта выявилось, что интеграция образовательных областей более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в ходе проведения данной работы; у детей появляется особая широта интересов (стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее сферах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой), воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Формы работы являются интересными для детей.                                             
Особенно с нетерпением дети ждут презентации проектов, составленные совместно с родителями, чтобы показать чего они достигли и с большим удовольствием делятся своими впечатлениями.
 Проектный метод в деятельности детского сада на практике показывает свое преимущество и эффективность.