Интерпретация рисунка – это и таинственная игра, и научная работа.
П. Брутше
Для того чтобы понять элементы арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, нам необходимо проанализировать несколько частных вопросов:
– во-первых, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
– во-вторых, описать изо-терапию, как один из видов арт-терапии;
– в-третьих, обозначить диагностические возможности арт–терапии, и изо-терапии в частности.
Перейдем к рассмотрению вопросов.
Арт-терапия происходит от английского слова «арт», которое обозначает искусство. Иными словами, арт-терапия – это направление работы, которое основано на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние клиента.
Изобразительная творческая деятельность рассматривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исцеления души».
Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.
Личность как сложное, динамичное, пластичное образование характеризуется склонностью к непрерывным изменениям ее составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур.
В АТ диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.
Основа диагностического материала – изобразительная продукция. Это в какой-то мере сближает АТ с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы, Е. М. Бурно, С. Кратохвил, А. А. Осипова и др., даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности — проективную АТ. В других публикациях отмечается принадлежность АТ к группе экспрессивных проективных методов, что вполне оправдано в аспекте диагностических возможностей рисунка. Вместе с тем АТ, безусловно, более глубокий феномен.
Артерапевтчисекая интерпретация рисунков не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества.
Арт-терапия позволяет эффективно выстраивать арт-терапевтическое взаимодействие с клиентами любых возрастов – взрослыми и детьми.
Мы остановимся в докладе на возможностях арт-терапии применительно к детям.
Рассмотрим взгляды известных умов на значение арт-терапевтических технологий.
В свое время К. Д. Ушинский, призывая учителей опираться на особенности детского мышления, писал, что детство – это период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Иными словами, работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством»
Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В. С. Мухина и Д. Н. Узнадзе, в своих работах указывали на то, что в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с, работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. А. А. Смирнов, С. С. Степанов также указывали на то, что рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.
Л. С. Выготский видел в изобразительной деятельности своеобразный аналог графической речи потому, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.
К. Рудестам в своих работах отмечал, что речь возникает на «фундаменте» образов. При их словесном описании иногда, особенно у детей, возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами».
С. Левинштейн, В. С. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний.
Возраст от 4-5лет до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка, поэтому арт-терапия является неотъемлемым видом работы с ребенком.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
– изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
– имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
– музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
– сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
– кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
– коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
– игровая терапия и т. д.
Мы плавно перешли к анализу вопроса о изо-терапии, как одного из видов арт-терапии. Рассмотрим, что же собой представляет изо-терапия.
Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. Как мы уже отмечали выше, по мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.
Иными словами, мы видим, что арт-терапия в широком смысле этого слова, и изо-терапия в частности обладают огромным диагностическим потенциалом и имеют некоторые преимущества перед другими формами диагностической работы. Перечислим их.
Во-первых, практически каждый ребенок может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Во-вторых, изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, т.е. детей.
В-третьих, изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения. При затруднении в налаживании контактов.
В-четвертых, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет их использовать для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.
В-пятых, изотерапия является средством самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка.
В-шестых, изотерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает им открыться и преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Рассмотрим в качестве примера пару простых диагностических техник изотерапии:
Эмоции и цвета. Эта техника пригодится для анализа рисунков ребенка. Составьте список эмоций, которые человек испытывает чаще всего. Обычно список включает в себя 6 положительных и 6 отрицательных эмоций (любовь, радость, спокойствие, страх, боль, волнение и т.д.). Предложите малышу нарисовать для каждой эмоции кружок определенного цвета. Не забудьте заранее убедиться, что ребенок правильно понимает значение слов. Впоследствии вы можете использовать получившуюся цветовую гамму для распознавания чувств и эмоций в рисунках ребенка.
Хаотичные рисунки. Пусть ребенок свободно рисует «каракули» на бумаге. Этот способ помогает снять напряжение, тревогу и иные поверхностные эмоции. А вы с помощью цветовой гаммы поймете, в каком настроении пребывает ваш ребенок, не испытывает ли волнение или страх.
Рисуем тело. Эта техника поможет ребенку осознавать собственное тело, а родителям – выявить проблемы в его самочувствии. Кроме того, данная техника помогает влиять на здоровье через подсознание. Предложите малышу нарисовать себя, свое тело, разным цветами. Затем, задействовав гамму чувств, совместно проанализируйте, какие части он выделил и что его беспокоит. Закончить упражнение следует позитивным рисунком «Каким я хочу быть».
В заключении, еще раз обозначим, что для того, чтобы наиболее полно раскрыть вопрос, касающийся элементов арт-терапевтических техник в контексте диагностики детей дошкольного возраста, мы проанализировали несколько частных вопросов:
– во-первых, рассмотрели, что собой представляет арт-терапия, как метод работы;
– во-вторых, описали изо-терапию, как одного из видов арт-терапии;
– в-третьих, обозначили диагностические возможности арт-терапии, и изо-терапии в частности.
Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к некоторым выводам:
Во-первых, арт-терапия происходит от английского слова «арт», которое обозначает искусство.
Во-вторых, изобразительная творческая деятельность рассматривается в АТ изначально как терапевтический процесс, предназначенный, образно говоря, для «исцеления души». Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников АТ работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности.
В-третьих, современная арт-терапия включает в себя следующие направления: изотерапия, имаготерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, хореотерапия; игровая терапия и т. д.
В-четвертых, изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции, диагностики и развития.
В-пятых, обладая многосторонними диагностическими возможностями изо-терапия, она может быть отнесена к проективным тестам.
В ходе анализа теоретических работ, посвященных арт-терапии, мы пришли к главному выводу, что в контексте диагностики детей арт-терапевтические техники в широком смысле этого слова, и изотерапевтичекие в частности, являются эффективными и информативными, потому, что:
– позволяют установить с ребенком эмоционально-доверительные взаимоотношения;
– позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, выявить его скрытые потребности, возможности, страхи и опасения;
– позволяют понаблюдать за ребенком в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
– позволяет в процессе занятий проследить характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации многое другое.
Именно поэтому изо-терапия сегодня популярна и востребована.
Благодарю Вас за внимание!
Доклад окончен!
Список используемой литературы:
- "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008. "Арт-терапия". ред.-сост. А.И. Копытин. СПБ., 2001.
- Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
- Богданович В. "Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы". Золотое Сечение, 2008.
- Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006.
- Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989.
- Вальдес Одриосола М. – "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005.
- Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001.
- Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002.
- Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
- Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт-терапия детей и подростков". М.: Когито-Центр, 2007.
- Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007.