Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология построения урока: деятельностный метод.
Цель урока: создание условий для:
- овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х, х;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- воспитания бережного отношения к хлебу.
Личностные УУД:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- осознание трудностей;
- стремление к преодолению трудностей;
- самооценка своих действий.
Познавательные УУД:
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование умения работать с информацией;
- ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания);
- смысловое чтение;
- схематизация;
- доказательство;
Коммуникативные УУД:
- определять правила работы в парах;
- формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других;
- взаимоконтроль;
- уважение в общении;
- выражение мыслей в речи;
- умение задать вопрос;
- умение слушать ответ.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
- прогнозирование результата;
- проверка по эталону;
Ресурсы:
- Технические средства обучения: компьютер, проектор.
- Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х, х».
- Индивидуальные маршрутные листы с заданиями, наборы карточек для звуковых схем, каравай, рушник, карточки с буквами, карточки для построения схем слов и предложений.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Оргмомент |
Слайд 1 «Солнышко» (Приложение 1) Утром ранним кто-то странный |
Приветствие учителя, самоорганизация.
Садятся девочки. Садятся мальчики. |
2. Личностное |
– Почему я обратила ваше внимание на гласные и согласные? |
Учиться правильно читать, понимать прочитанное, говорить, быть внимательным, слушать учителя и товарищей, контролировать себя и т.д. |
3. Актуализация знаний |
Слайд 2 Внимание на доску. Звуки пошли на прогулку по своей Букволандии и растерялись. Помоги им вернуться домой, каждому жителю нужно попасть в свой домик. Аргументируйте свой выбор. Обращаю ваше внимание, что в каждом домике 2 этажа. |
Дети определяют место звука в домике. |
4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. |
Побуждающий диалог – постановка проблемы. На доске неоформленная схема-человечек «Звуковичок». – Предположите, какое знание мы будем открывать? – Какой звук будем «открывать» узнаете из традиционной языковой разминки. |
Диалог с учителем. – «Звуковичок». |
5. Звуковая разминка. Выход на тему урока. |
Проведение звуковой разминки. Слайд 3 – Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете. Работа со скороговоркой. Значит, нам еще надо работать над дикцией. – В какой форме записана скороговорка? |
Проговаривание звуков.
слогов повторяем хором
– Это скороговорка – в форме предложения Дети выстраиваются. Один человек набирает на доске схему предложения. Преграды во рту |
6. Формулирование темы урока
|
Подведение к формулированию темы. На доску вешается плакат с буквой Х, на человечка Звуковичка буква Х в центр. – Каковы задачи нашего урока? Слайд 4 (схематично) – С первой задачей уже работали. Слушали звук и узнавали его. |
Звук [х], буква х.
– поработать со схемой предложения |
7. Уточнение темы.
8. Открытие нового знания |
Подводящий диалог Составим схемы слов: Хижина ХОМЯК – Какой вывод вы можете сделать о новых звуках, исходя из этого упражнения? Давайте обуем нашего Звуковичка. Какие башмаки? – Почему? Оформляем ножки. На доске. – Составим транскрипцию слова «ХИМИЯ». – А теперь посмотрите на значок (работа в парах). Какую работу я вам предлагаю сделать? – Вспомним правила работы в парах. – Отметить лучшие предложения. Одна голова хорошо, а две лучше. – Все ли мы теперь знаем про новые звуки? Звуковичок раскрашен! Слайд 7 Давайте еще раз по нашей схеме дадим характеристику новому звуку.
|
– Сгруппируем, но позже
– Составим схемы этих слов начинаются со зв .х
1 чел. у доски, остальные на рабочих листах.
Раб. в парах Вспоминают правило. |
9.Физминутка |
– Посмотрим, как вы сможете различать твердый и мягкий звуки. – Теперь мы все узнали про новый звук. |
Дети выполняют движения |
10. Открытие нового знания. Знакомство с буквой
11 . Закрепление
|
Знакомство с буквой. Слайд 8. Буква Х. – Вот сколько всего мы узнали про звуки и новую букву Х Рос сперва на воле в поле, Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Слайд 9 Дети читают стихотворение. Каравай земли и неба |
Буква х
Дети выполняют моделирование
Читает стихотворение наизусть
Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб |
12. Закрепление.
13. Физминутка
|
Слайд 10 – Ласково назовём ... (хлебушек)
|
«Родственные слова»
(Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Родственные, однокоренные.
|
14. Закрепление. Работа с текстом. |
Работа с текстом. СЛАЙД 11 . Посмотрите, что мы будем делать , какие действия выполнять с этим заданием. УЧИТЕЛЬ читает текст. – Что такое перед нами? Слайд 12 картинки в помощь. Задание к тексту Зачитываем… |
Это текст Читать,
Читает 1 уч-ся |
15 |
Игра «Верю - не верю». Слайд 13
Проверим работу своего соседа. Слайд 14 |
Раб. с карандашом |
16.Итоги |
Подведем итоги нашей работы. Вернемся к слайду задачи. Рефлексия. Слайд 16 На доске рисунки трёх человечков. Сделай так, как человечек, если: СЛАЙД 17 Молодцы! А теперь по старой русской традиции…. Мы гостей всегда встречаем – Давайте скажем друг другу: |
Видеть букву х слышать отличать звуки х , читать слова текст с х, озаглавливать текст, сост. схему предложения, выполняли тв. задание по разв. речи…. |