Цель урока: знакомство учащихся с алгоритмической конструкцией «ветвление»
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать понятие: алгоритмическая конструкция «ветвление», познакомить с графическим представлением конструкции «ветвление», сформировать навыки разработки графического представления ветвления.
- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать материал и делать выводы.
- Воспитательная: сформировать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самоанализ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска, проектор, компьютер
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, определение темы и цели урока.
Из каких произведений данные отрывки?
«Идет налево – песнь заводит,
Направо – сказку говорит...» (Приложение 1, слайд 2)«Кабы я была царица,
- Говорит одна девица,
- То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,
- Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна».
«Кабы я была царица,
- Третья молвила сестрица,
- Я б для батюшки-царя
Родила богатыря». (слайд 3)
Как вы думаете, можно ли их перефразировать с помощью ключевых слов ЕСЛИ …, ТО…?
Попробуйте это выполнить.
Что общего в этих отрывках?
В ходе диалога следует объявление темы урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».
Учащиеся самостоятельно определяют цель урока: изучить алгоритмическую конструкцию «ветвление». (слайд 4)
У учащихся на столах лежат карты урока, в которых они выставляют баллы от 0 до 5, оценивая свою работу на каждом этапе урока. (слайд 5)
Карта урока
Определение темы и цели урока |
Актуализация понятий |
Диктант |
Чем пахнут ремёсла? |
Решение квадратного уравнения |
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|
2. Актуализация понятий
Прежде чем перейти к основному вопросу, необходимо повторить основные понятия алгоритмов
- Что такое алгоритм?
- Кто может быть исполнителем алгоритмов?
- Какие виды алгоритмов вы уже знаете?
- Приведите примеры линейных алгоритмов?
Диктант
Определить результат выполнения алгоритма. Записать алгоритм в графической форме. (осуществляется взаимопроверка учащимися) (слайд 6).
1 вариант | 2 вариант |
a:=2 |
a:=5 |
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу.
Логику принятия решения можно описать так: (слайд 8)
ЕСЛИ <условие>, ТО <действие 1> ИНАЧЕ <действие 2>
Например:
ЕСЛИ <выполню уроки>, ТО <пойду гулять на улицу>,
ИНАЧЕ <останусь дома>.
В виде блок-схемы это можно представить следующим образом:
В некоторых случаях <действие 2> может отсутствовать:(слайд 9)
ЕСЛИ <условие>, ТО <действие 1>
Например:
ЕСЛИ <хочешь быть здоров>, ТО <закаляйся>
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением. (слайд 10)
4. Закрепление изученного материала
Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»? (слайд 11)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином,
Блуза рабочего — маслом машинным.
Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ … ТО». Составьте блок-схему. (учащийся выполняет работу у доски и комментирует)
5. Применение полученных знаний на практике
Решение квадратного уравнения
Модель задачи: | ax2 + bx + c = 0 |
Формализация: | D:=b2 - 4 * a * c если D=0, то x: если D<0, то корней нет |
Алгоритмизация: |
Заполните блок-схему (слайд 13)
6. Подведение итогов урока
Давайте вместе вспомним наш урок. Что нового вы сегодня узнали? С какими видом алгоритма мы познакомились?.. Давайте вместе попробуем сформулировать, какой алгоритм называется разветвляющимся?.. Скажите, пожалуйста, а где в нашей жизни мы можем встретиться с этим алгоритмом? Нужен ли он нам?..
7. Домашнее задание
Привести примеры литературных произведений, в которых встречаются алгоритмические конструкции «ветвление» и записать их с помощью блок-схем. (Например: В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Г.Остер «Вредные советы») (слайд 14)
8. Рефлексия
Учащиеся подсчитывают баллы, полученные на этапах работы, суммируют их. По алгоритму определяют отметку за урок. (слайд 15)
Карта урока
Определение темы и цели урока |
Актуализация понятий |
Диктант |
Чем пахнут ремёсла? |
Решение квадратного уравнения |
Оценка учителя |
|
|
|
|
|
|