Цели и задачи урока
- Познакомить обучающихся с внутренней и внешней политикой Тверского княжества в XVв.
- Сформировать представления обучающихся о процессе потери Тверским княжеством самостоятельности;
- Продолжить формирование объективного представления обучающихся о фактах прошлого с использованием исторических источников
- Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности;
- Развивать аналитические умения работы с текстом;
- Способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения;
Оборудование
- Учебник “История Тверского края” под ред. В.М. Воробьева;
- Учебная карта “Образование русского централизованного государства”;
- Рабочие карточки “Тверской край в XV в.”;
- Раздаточный материал (приложение 1).
Эпиграф
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин.
Основные понятия и персоналии (записаны на доске)
- Тверской князь – “брат” московскому;
- Тверской князь – “младший брат” московскому;
- Бежецкий Верх;
- Дмитрий Шемяка;
- Василий Васильевич Тёмный;
- Иван III;
Основные даты (записаны на доске)
- 1425 – 1461гг.- правление Бориса Александровича;
- 1440г., 1456г., 1462г., 1485г.- договоры Твери и Москвы;
- 1480г.- битва на р.Угре;
- 1485г. сентябрь - поход Ивана III на Тверь, бегство Михаила Борисовича в Литву, покорение Твери;
- 1497г.- окончательное включение Твери в состав единого Московского государства.
Основные этапы урока
- Подготовка и мотивация
- Изучение нового материала.
- Рефлексия.
- Заключительный этап.
Ход урока
I. Подготовка и мотивация.
На протяжении веков Тверь и Москва боролись за право первенства на Руси, за право стать центром собирания русских земель в единое государство. Вначале этой борьбы перевес был на стороне Твери. Однако, мы знаем, что столицей единого государства стала Москва, а тверские земли вошли в состав Московского государства. Почему это произошло, и каков был для Тверского края последний век самостоятельности, мы узнаем на этом уроке.
II. Изучение нового материала.
Возьмите, пожалуйста, рабочие карточки и выясните, о чем конкретно мы будем говорить на уроке. (Ученики читают по очереди подтемы в левом столбце рабочей карточки). Изложение нового материала пронумеровано в плане урока в соответствии с подтемами рабочей карточки.
Тверь вновь стала одним из сильнейших русских княжеств во время правления князя Бориса Александровича. Как Борис Александрович стал князем, мы узнаем, выполнив задания к первому разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к первому разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).
Традиционно одним из союзников Твери считалась Литва. Каковы были отношения двух княжеств в начале правления Бориса Александровича, мы узнаем, выполнив задания ко второму разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания ко второму разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).
Важнейшим направлением внешней политики Твери были отношения с Москвой. В Московском княжестве в это время разгорелась борьба за престол между потомками Дмитрия Донского. Тверь сыграла в этих событиях не последнюю роль. Подробности мы узнаем, выполнив задания к третьему разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к третьему разделу рабочей карточки и выполняют их, озвучивая свои ответы после рассказа учителя. В рассказе должны получить отражение договоры Твери и Москвы 1440г., 1456г., 1462г. и их итоги, а также итоги правления Бориса Александровича).
Время самостоятельности Тверского княжества неумолимо подходило к концу. Процесс объединения Русского государства вокруг Москвы завершался. Тверь оказалась в окружении московских земель, и её присоединение было делом времени. Как это произошло, мы узнаем, выполнив задания к четвёртому разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к четвёртому разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).
Ш. Рефлексия.
Обучающимся предлагается выполнить задания на карточках ПРИЛОЖЕНИЯ 1, опираясь на полученные знания. В наших малокомплектных школах задания выполняются индивидуально. В классах с большой наполняемостью можно использовать групповую работу. Проверка проводится после выполнения каждого задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Познакомься, пожалуйста, с текстами и выполни задания к ним.
Текст А. После смерти тверского князя Ивана Михайловича 22 мая 1425г. место княжье занял сын его – Александр Иванович.
В ту пору на Руси великий мор был. Появятся на теле пятна да чирьи, глядишь, день-два человек помучился и помер. Так и к Александру Иванычу смерть пришла. Спустя пять месяцев после отца преставился.
На Твери стал княжить его старший сын – Георгий Александрович. Да и тот от смерти не ушёл. Через четыре недели умер скоропостижно. Князем тверским надо быть сыну Георгия – Ивану, а Борис Александрович, родной брат Георгия, на место высокое и заскочил... Так в 1425 г. великим князем тверским стал Борис Александрович. (Годовицын В.В. “Рассказы о тверской старине”. Тверь, 1991.)
ВОПРОСЫ
- О каком событии идёт речь в отрывке? Докажи свою точку зрения, приведя не менее двух фактов.
Текст Б. ...Но Ржеву нужно было завоевать. Ржевичи затворились у себя в городе. Борис Александрович сам пошёл ко Ржеве, три недели бил город пушками: наконец ржевичи сдались, добили ему челом, и Борис Александрович “пожаловал, город Ржеву взял, да посадил своих наместников Василия Константиновича и Льва Измайлова”. Такое сопротивление в ржевичах Тверскому князю может показывать в них с одной стороны нежелание войти в состав Тверского княжества, а с другой – стремление, тогда проявившееся и свойственное другим Российским землям – не отдаляться от Москвы, а соединиться с нею. (Борзаковский В.С. “История Тверского княжества”. С.-Петербург. 1876г., глава VIII стр. 197)
ВОПРОСЫ
- О каком событии повествует отрывок? Приведи не менее двух доказательств.
- Какую причину объединения русских земель вокруг Москвы приводит автор отрывка?
Текст В. “Вот она, Тверь богатая, – думал Иван. Снял шлем, перекрестился. – Не злоба привела меня сюда, не желание сломить гордых тверичей. Единой должна быть Русь. В этом будущее наше... Смог бы победить славный предок мой Дмитрий Донской неисчислимое войско Мамая в 1380 году без Руси всей? А мог бы я один прогнать хана Ахмата с Угры? Только соединяясь всеми землями русскими, одолели мы Орду. Тако же и других одолеем... Пойми это, Михайло Борисыч” (Годовицын В.В. “Рассказы о тверской старине”. Тверь, 1991.)
ВОПРОСЫ
- О каком событии идёт речь в отрывке? Приведи одно – два доказательства.
- Какие причины объединения русских земель приводит автор отрывка? Назови одну – две причины.
IV. Заключительный этап
Выставление оценок за работу на уроке.
Объяснение домашнего задания:
1. Параграф 12;
2. Cоставить 2-3 вопроса по теме параграфа или кроссворд.
Литература.
1. Борзаковский В.С., “История Тверского княжества”. С.-Птербург. 1876г.
2. Воробьёва В.М., “История Тверского края”. Тверь. Созвездие 2005 г.
3. Годовицы В.В., “Рассказы о Тверской старине”. Тверь. 1991г.
4. Михня С., Мартин., “История Тверской земли”. Тверь. 2008 г.
5. Савинова. О.В. “Методические рекомендации к курсу исторического краеведения Тверского края”. Тверь. 2007-2010 гг.
6. “Прогулки по старой Твери”. Тверь. 1998г.
7. “Тверская область”. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994 год;
В качестве приложения к плану урока автор предлагает рабочую карточку для обучающихся по данной теме.