Тверской край в XV веке

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (830 кБ)


Цели и задачи урока

  • Познакомить обучающихся с внутренней и внешней политикой Тверского княжества в XVв.
  • Сформировать представления обучающихся о процессе потери Тверским княжеством самостоятельности;
  • Продолжить формирование объективного представления обучающихся о фактах прошлого с использованием исторических источников
  • Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся посредством исследовательской и преобразующей деятельности;
  • Развивать аналитические умения работы с текстом;
  • Способствовать формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения;

Оборудование

  • Учебник “История Тверского края” под ред. В.М. Воробьева;
  • Учебная карта “Образование русского централизованного государства”;
  • Рабочие карточки “Тверской край в XV в.”;
  • Раздаточный материал (приложение 1).

Эпиграф

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин.

Основные понятия и персоналии (записаны на доске)

  • Тверской князь – “брат” московскому;
  • Тверской князь – “младший брат” московскому;
  • Бежецкий Верх;
  • Дмитрий Шемяка;
  • Василий Васильевич Тёмный;
  • Иван III;

Основные даты (записаны на доске)

  • 1425 – 1461гг.- правление Бориса Александровича;
  • 1440г., 1456г., 1462г., 1485г.- договоры Твери и Москвы;
  • 1480г.- битва на р.Угре;
  • 1485г. сентябрь - поход Ивана III на Тверь, бегство Михаила Борисовича в Литву, покорение Твери;
  • 1497г.- окончательное включение Твери в состав единого Московского государства.

Основные этапы урока

  1. Подготовка и мотивация
  2. Изучение нового материала.
  3. Рефлексия.
  4. Заключительный этап.

Ход урока

I. Подготовка и мотивация.

На протяжении веков Тверь и Москва боролись за право первенства на Руси, за право стать центром собирания русских земель в единое государство. Вначале этой борьбы перевес был на стороне Твери. Однако, мы знаем, что столицей единого государства стала Москва, а тверские земли вошли в состав Московского государства. Почему это произошло, и каков был для Тверского края последний век самостоятельности, мы узнаем на этом уроке.

II. Изучение нового материала.

Возьмите, пожалуйста, рабочие карточки и выясните, о чем конкретно мы будем говорить на уроке. (Ученики читают по очереди подтемы в левом столбце рабочей карточки). Изложение нового материала пронумеровано в плане урока в соответствии с подтемами рабочей карточки.

Тверь вновь стала одним из сильнейших русских княжеств во время правления князя Бориса Александровича. Как Борис Александрович стал князем, мы узнаем, выполнив задания к первому разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к первому разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).

Традиционно одним из союзников Твери считалась Литва. Каковы были отношения двух княжеств в начале правления Бориса Александровича, мы узнаем, выполнив задания ко второму разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания ко второму разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).

Важнейшим направлением внешней политики Твери были отношения с Москвой. В Московском княжестве в это время разгорелась борьба за престол между потомками Дмитрия Донского. Тверь сыграла в этих событиях не последнюю роль. Подробности мы узнаем, выполнив задания к третьему разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к третьему разделу рабочей карточки и выполняют их, озвучивая свои ответы после рассказа учителя. В рассказе должны получить отражение договоры Твери и Москвы 1440г., 1456г., 1462г. и их итоги, а также итоги правления Бориса Александровича).

Время самостоятельности Тверского княжества неумолимо подходило к концу. Процесс объединения Русского государства вокруг Москвы завершался. Тверь оказалась в окружении московских земель, и её присоединение было делом времени. Как это произошло, мы узнаем, выполнив задания к четвёртому разделу рабочей карточки. (Ученики читают вслух задания к четвёртому разделу рабочей карточки и выполняют их сначала про себя, потом озвучивают свои ответы).

Ш. Рефлексия.

Обучающимся предлагается выполнить задания на карточках ПРИЛОЖЕНИЯ 1, опираясь на полученные знания. В наших малокомплектных школах задания выполняются индивидуально. В классах с большой наполняемостью можно использовать групповую работу. Проверка проводится после выполнения каждого задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Познакомься, пожалуйста, с текстами и выполни задания к ним.

Текст А. После смерти тверского князя Ивана Михайловича 22 мая 1425г. место княжье занял сын его – Александр Иванович.

В ту пору на Руси великий мор был. Появятся на теле пятна да чирьи, глядишь, день-два человек помучился и помер. Так и к Александру Иванычу смерть пришла. Спустя пять месяцев после отца преставился.

На Твери стал княжить его старший сын – Георгий Александрович. Да и тот от смерти не ушёл. Через четыре недели умер скоропостижно. Князем тверским надо быть сыну Георгия – Ивану, а Борис Александрович, родной брат Георгия, на место высокое и заскочил... Так в 1425 г. великим князем тверским стал Борис Александрович. (Годовицын В.В. “Рассказы о тверской старине”. Тверь, 1991.)

ВОПРОСЫ

  1. О каком событии идёт речь в отрывке? Докажи свою точку зрения, приведя не менее двух фактов.

 Текст Б. ...Но Ржеву нужно было завоевать. Ржевичи затворились у себя в городе. Борис Александрович сам пошёл ко Ржеве, три недели бил город пушками: наконец ржевичи сдались, добили ему челом, и Борис Александрович “пожаловал, город Ржеву взял, да посадил своих наместников Василия Константиновича и Льва Измайлова”. Такое сопротивление в ржевичах Тверскому князю может показывать в них с одной стороны нежелание войти в состав Тверского княжества, а с другой – стремление, тогда проявившееся и свойственное другим Российским землям – не отдаляться от Москвы, а соединиться с нею. (Борзаковский В.С. “История Тверского княжества”. С.-Петербург. 1876г., глава VIII стр. 197)

ВОПРОСЫ

  1. О каком событии повествует отрывок? Приведи не менее двух доказательств.
  2. Какую причину объединения русских земель вокруг Москвы приводит автор отрывка?

 Текст В. “Вот она, Тверь богатая, – думал Иван. Снял шлем, перекрестился. – Не злоба привела меня сюда, не желание сломить гордых тверичей. Единой должна быть Русь. В этом будущее наше... Смог бы победить славный предок мой Дмитрий Донской неисчислимое войско Мамая в 1380 году без Руси всей? А мог бы я один прогнать хана Ахмата с Угры? Только соединяясь всеми землями русскими, одолели мы Орду. Тако же и других одолеем... Пойми это, Михайло Борисыч” (Годовицын В.В. “Рассказы о тверской старине”. Тверь, 1991.)

ВОПРОСЫ

  1. О каком событии идёт речь в отрывке? Приведи одно – два доказательства.
  2. Какие причины объединения русских земель приводит автор отрывка? Назови одну – две причины.

IV. Заключительный этап

Выставление оценок за работу на уроке.

Объяснение домашнего задания:

1. Параграф 12;

2. Cоставить 2-3 вопроса по теме параграфа или кроссворд.

Литература.

1. Борзаковский В.С., “История Тверского княжества”. С.-Птербург. 1876г.

2. Воробьёва В.М., “История Тверского края”. Тверь. Созвездие 2005 г.

3. Годовицы В.В., “Рассказы о Тверской старине”. Тверь. 1991г.

4. Михня С., Мартин., “История Тверской земли”. Тверь. 2008 г.

5. Савинова. О.В. “Методические рекомендации к курсу исторического краеведения Тверского края”. Тверь. 2007-2010 гг.

6. “Прогулки по старой Твери”. Тверь. 1998г.

7. “Тверская область”. Энциклопедический справочник. Тверь. 1994 год;

В качестве приложения к плану урока автор предлагает рабочую карточку для обучающихся по данной теме.

Приложение