При обучении иностранным языкам необходимо найти правильное соотношение между традиционными и новаторскими тенденциями. Творчество ученика является одним из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного метода. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие личности школьника, способной самостоятельно совершенствоваться в иностранной речевой деятельности. решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в устной речи и чтении. Именно творческие задания являются сегодня главными при обучении иностранному языку.
В плане реализации практических целей обучения иностранному языку школьники должны овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, как способами осуществления общения в пределах, определенных программой.
Путь к этой цели – непосредственное практическое пользование языком. И самая естественная форма речевой деятельности ученика – это говорение, это диалог, от самого примитивного (ответ на вопрос), до умения вести беседу. Поэтому уже в начальной школе с самых первых уроков при выполнении упражнений нужно ориентировать учащихся не на проговаривание, а на говорение, когда у учащихся, у говорящего есть определенная задача.
Организовать общение школьников на уроке часто представляется несложным и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать свое высказывание и принять участие в общем разговоре, однако решить эту задачу на практике оказывается не просто. На уроке нередко произносятся заранее заданные последовательности реплик, т.е. каждый ученик знает свою «роль». Здесь отсутствует важное свойство общения – речевое взаимодействие его участников (для решения данной задачи).
На начальном этапе полезно заучивать небольшие диалоги, фразы: вопрос-ответ, которые затем пополняются новыми лексическими единицами.
Например:
– Hi! My name is Pam. His name is Willy.
– Hi! My name is Kitty.
– Do you want to play tag?
– Oh, I’d love to. I like to play tag.
– Let’s play!
При воспроизведении диалога возможна замена подчеркнутых слов.
Кроме готовых можно предложить диалоги, данные в форме ответов или вопросов, где учащемуся предлагается придумать ответную реплику или вопрос.
Например:
1) Какие вопросы Миша задает Тому?
___________ He is Sam.
___________ He is from America.
___________ Yes, he has.
___________ His name is Dan.
___________ He is a driver.
___________ His family is five.
2) Какие ответы можно дать на вопросы Оли?
Have you got many toys? _________________
What toys have you got? __________________
Do you like to play with your toys? __________
Do you like to play with your friends? ________
What games do you like to play?____________
3) Малышки разговаривают об игрушках. Каких предложений не хватает?
Have you got a friend?_________________________
___________________Her name is Pam.
___________________Yes, she has got many toys: a bear, a cat and two dolls.
What colour is the bear?______________________
Where is the cat?__________________
___________________I like to play with my toys.
___________________Of course, let’s play.
В следующих классах работа над диалогами продолжается. Кроме заучивания готовых диалогов, ученикам предлагаются так называемыми «открытые» диалоги, т.е. когда учащимся даются вопросы или ответные реплики, и ученики должны либо ограничиться этим диалогом, либо продолжить его своими репликами.
Например:
1) Продолжи диалог:
– Why did you come home so late yesterday?
– I was at the cinema.
– Did you go there with your friends?
– Yes, I was there with my girlfriend.
– Were you hungry?
– Yes, I was hungry when I came home.
2) Дай ответные реплики и продолжи диалог:
– Do you like holidays?_____________________
– What holidays do you like?_________________
– Why?___________
– What do you give your friends?______________
– Do you often get presents?__________________
Одним из наиболее важных моментов в плане развития у школьников умений в диалогической речи является способность проявлять инициативу (задавать вопросы разного вида), так как задавая вопросы, учащиеся стимулируют собеседника к ответному речевому действию, кроме того, при диалогической речи существует обратная связь, готовность к участию в общении, использование разнообразных коммуникативных видов предложений, разного объема речевого высказывания.
И здесь на помощь учителю приходит диалог с пошаговым управлением, в котором школьники имеют опору как по содержанию, так и по форме, а это облегчает взаимодействие их как речевых партнеров.
Кроме этих методов существуют вербальные опоры в виде начала вопросов (вспомогательного глагола и вопросительных слов), функциональные схемы на родном языке. Ученики составляют диалоги, используя диалоги-образцы и речевые клише. Они осваивают в речи фразы, выражающие различную степень уверенности или неуверенности, учатся с помощью этих реплик реагировать на вопросы и утверждения учителя и одноклассников.
Образцы диалогов.
1) – Where do you study? ==> At a London comprehensive school. And you?
– I go to: a secondary school,
a boarding school,
a private school,
lyceum.
– What subject do you like? ==> – I like English,
art,
music,
Maths, And you?
– I like English,
PE,
Russian.
– What are your favourite activities at school? ==> I enjoy: going hiking,
playing sport,
reading books. And you?
2) Bob Phil
ask information about sport ==> answer about your favourite sport game
– Do you like…? – Yes, my favourite game is….
ask for arguments ==> give arguments
– Why do you…? – I like it because…And you?
disagree, give arguments., ==> support his opinion
– But I enjoy… – Well, tastes differ.
3) Students A and B
представь себя ==> назови свое имя
пригласи товарища на вечеринку ==> ты не сможешь прийти, дай объяснение
пригласи на выходные на пикник ==> проси время
договоритесь о времени ==> спроси, что нужно взять
попрощайся.
4) Смешанные диалоги. Фразы даются не по порядку.
1. Here’s a lovely one.
2. What size are you?
3. Yes, I’m looking for a raincoat.
4. Sixteen.
5. Well, green doesn’t really suit me. Have you anything in blue?
6. Can you help me?
5) Диалоги с неразвернутой ситуацией. Продолжи диалог, используя следующие выражения: (situation: A is thinking of a place to which to take B).
A – where would you like to go to?
B – it doesn’t matter. Anywhere you like.
A – what about going to the park?
B – good idea! But…
(it’s better to, to book tickets, to plan, trip)
6) Составить диалог по картинке, на заданную тему.
Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные формы диалогов вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речевых способностей, познавательной активности.
Изучение разных методов и форм работы очень важно для того, чтобы получить ощутимые результаты в развитых у школьников такого важного речевого умения, как владение устной речью в диалогической форме.