Цель: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, именами ученых, связанных с этим открытием, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности, дать первоначальное понятие о катализаторе, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.
- Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.
- Воспитательные:формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.
Оформление: запись темы на доске, портреты Д. Пристли, К. Шееле, М. Ломоносова и А. Лавуазье.
Оборудование и реактивы: компьютер, видеофрагменты из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов; стенд со списком используемой учащимися литературы; пробирки, спиртовка, штатив, лучинки, колбы, H2O2, KMnO4, уголь, MnO2, коллекции полезных ископаемых.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения: частично-поисковый, групповой, объяснительно-иллюстративный, беседа.
Подготовка к уроку: перед уроком учащиеся делятся на 5 групп, ответственный в каждой группе выбирает тему подготовки, прочитав предварительно стихотворение Ю. Просолова, время на подготовку 2 дня, в данном стихотворении найти строки по своей теме, составить план ответа, распределить роли в группе.
Количество времени – спаренный урок
- История открытия кислорода (Приложение 7).
- Нахождение кислорода в природе.
- Получение кислорода в лаборатории и промышленности.
- Свойства кислорода.
- Положение кислорода в периодической системе Д.И. Менделеева
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Перед вами лежат карточки с разными смайликами. Если в конце урока вы почувствуете, что ваши знания и настроение улучшились – поднимите карточку с улыбающимся смайликом, если вы получили недостаточно информации – с задумчивым смайликом, а если урок не принес вам полезных знаний и удовлетворения – с грустным смайликом.
2. Этап актуализации знаний
Учитель. По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только Бог. В действительности эти три эпитета вполне можно отнести и к химическому элементу, о котором пойдет речь на нашем уроке.
Тема нашего урока – «Кислород». На нем мы постараемся узнать много нового о кислороде постараемся решить задачу, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим. Часто приходится читать или слышать о том, без чего «человек не может жить». Но уж без чего действительно не может жить человек, так это без кислорода. Без кислорода человек может выдержать всего лишь несколько минут.
От нужды, порой от скуки, были созданы науки.
Век за веком пролетали – люди многое познали,
Тем не менее, народ знать не знал про кислород.
Да и как о том узнать, что не можешь в руки взять?!
Газ без запаха, без вкуса, не заметен на просвет,
На весах его не взвесить, и нужды в нем вроде нет.
Были, правда, рассужденья – для дыханья нужен он,
При горении, в металлах "обнаружен" ФЛОГИСТОН...
Англичанин ДЖОЗЕФ ПРИСТЛИ свойства газов изучал.
Взявши линзу, жаром солнца все что видел, нагревал.
Над окалиною ртути ставил опыт в этот раз
Получилась капля ртути, и еще какой-то газ.
В нем свеча горела ярче, дольше мышь могла дышать,
При нагреве в этом газе ртуть окислилась опять.
Воздух, взятый для сравненья, меньше пользы принесет
Так, попутно, в атмосфере обнаружили азот!
Шведский химик КАРЛ ШЕЕЛЕ раньше кислород открыл
Но об опытах в журнале чуть позднее сообщил.
Но и Пристли и Шееле оплошали в этот раз,
Не сумев ни дать оценку, ни пристроить к делу газ.
АНТУАН ЛАВУАЗЬЕ эти опыты проверил,
Все старательно измерил и научно доказал:
ФЛОГИСТОНА нет в природе, а все дело в кислороде!
И дыханье, и горенье – это просто ОКИСЛЕНЬЕ!
Производство кислорода возрастает каждый год.
К металлургам, в газорезку, в медицину газ идет,
К водолазам, космонавтам, в производство кислоты,
Окислителем в ракете, словом, всюду встретишь ты.
Как сильнейший окислитель часто может навредить
Рядом с ним самоубийца не решится закурить!
При искре, нагреве малом с ним органика горит,
Кислород с обычным углем заменяет динамит.
По запасам в целом Мире нет богаче никого –
Газ, оксиды, руды, соли – всюду мы найдем его.
Можно только удивляться, как смогла Природа-Мать
Из космических просторов кислорода столько взять.
В общей массе, половина оболочки кислород,
А в ГАЛАКТИКЕ процента никогда не наберет.
Можно нагревать селитру, марганцовку прокалить,
Сунув в банку электроды воду током разложить,
При реакциях обменных удается отделить,
Но гораздо проще воздух охладить и разделить.
Так тогда и поступали. Сдавят воздух в сотни раз,
И холодною водою охладят горячий газ.
Поднимая поршень, сильно СЖАТЫЙ ВОЗДУХ охладят
И, по физики законам, в ЖИДКИЙ ВОЗДУХ превратят.
Оставалось по составу жидкий воздух разделить –
Кислород, кипящий позже, от азота отделить.
Внешне метод прост, НО сложным получался агрегат,
Здесь на литр кислорода тратим много киловатт!
Академик ПЕТР КАПИЦА этот способ изменил –
Сжатым воздухом ТУРБИНУ у ДЕТАНДЕРА крутил!
Расширяясь, сжатый воздух ей напор свой отдавал,
Охлаждался и по трубам в виде жидкости стекал.
Для турбины можно воздух сжать в десятки раз слабей,
Меньше станет установка и мороки меньше с ней.
КПД гораздо выше, ниже уровень затрат,
Золотой звездой Капицу за работу наградят.
Это "море" кислорода в дело сразу же идет
Тратя меньше денег, газа больше стали, льет завод.
Сварка стали, резка стали, лучше обжиг руд идет...
С пользой в деле применяют и полученный азот.
Кислород в разрядах тока превращается в ОЗОН
Так за свой особый запах получил названье он.
В малых дозах и приятен, и полезен нам озон,
Доза больше – все живое беспощадно травит он.
Это свойство эффективно удается применить
ОЗОНИРУЯ квартиру можно вирусы убить.
На работе, дома ставят неприметнейший прибор,
Дым табачный, вирус вредный исчезают с этих пор.
Если врезать озонатор в городской водопровод
ХЛОР становится излишним – всех врагов озон убьет.
Слой озона в стратосфере поглощает вредный свет,
А разрушим слои озона то и жизнь сойдет на нет!
Кислород – восьмой по счету, если вес за меру брать,
Если ж мера место в жизни – номер надо б поменять!
Прасолов Ю.
3. Анализ изученного, выделение главного, систематизация и обобщение знаний
– Итак, вы распределены на группы, вы знаете о чем будет говорить ваша группа, вы не должны быть пассивными участниками сегодня на уроке, по ответам своих товарищей в тетради составьте краткий конспект и как вы поняли материал, рассказанный вашими одноклассниками вы будете готовиться дома и отвечать на следующем уроке, но, если вы считаете, что они что-то не сказали вы можете дома дополнить, так как конспекты я проверю на следующем уроке. План урока на доске, не забывайте о времени, на выступление каждой группы – 8 минут, 2 минуты на ваши вопросы.
Первыми выступят первая группа, которая расскажет об истории открытия этого удивительного элемента.
Группа 1. Приложение 1. Презентация 1 Видеофрагмент «Разложение оксида ртути»
Группа 2. Приложение 2. Презентация 2. На партах коллекции полезных ископаемых.
Группа 3. Приложение 3. Презентация 3.
Учитель. Одним из способов лабораторного получения кислорода является его получение из пероксида водорода. Посмотрим данную реакцию. Демонстрация эксперимента. Для чего дома используют перекись водорода? Что вы наблюдаете, когда капаете перекись на ранку? А почему не выделяется газ, когда мы наливаем перекись в стакан? В химических реакциях используют специальные вещества, которые называют катализаторы. Найдите в учебнике §28, определение катализаторов. Сегодня мы будем использовать катализатор оксид марганца (IV), взвесим его до реакции и после реакции, если отфильтруем раствор. Докажем наличие кислорода тлеющей лучиной, она ярко вспыхнет. Запишем реакцию с.129.
Учитель. А теперь посмотрите на схемы реакций, скажите к какому типу относятся данные реакции, расставьте коэффициенты, преобразовав в уравнения.
Группа 4. Приложение 4. Презентация 4 Видеофрагмент «горение фосфора в кислороде», «горение серы в кислороде», «взрыв «гремучего газа», «горение железа в кислороде»
Учитель. А теперь запишем уравнения реакций и расставим коэффициенты.
Группа 5. Приложение 5. Презентация 5.
Учитель. А теперь давайте подведем итоги, выполнив практическую работу №5 «Получение кислорода лабораторным способом и исследование его свойств»
Выполнение работы о ее оформление.
Учитель. А теперь давайте вернемся к стихотворению, и каждая группа прочитает строчки, которые относятся к теме их выступления. Может какую то область мы не выделили в данном стихотворении? Это применение кислорода. Давайте в тексте найдем строчки где применяют данный газ. (Приложение 6)
Как бы там ни было, и кто бы ни открыл этот газ, в настоящее время кислород очень широко используется во многих областях человеческой деятельности. Его применяют для интенсификации химических процессов во многих производствах (например, в производстве серной и азотной кислот, в доменном процессе). Кислородом пользуются для получения высоких температур, для чего различные горючие газы (водород, ацетилен) сжигают в специальных горелках. Смеси жидкого кислорода с угольным порошком, древесной мукой или другими горючими веществами, называемые оксиликвитами, обладают очень сильными взрывчатыми свойствами и применяются при подрывных работах. Жидкий кислород используется в ракетном топливе. В медицине кислород используют для поддержания жизни больных с затрудненным дыханием и для лечения некоторых заболеваний. Однако чистым кислородом при нормальном давлении долго дышать нельзя – это опасно для здоровья.
«Кислородный коктейль — насыщенный кислородом напиток, образующий пенную «шапку». Для формирования структуры коктейля используются пищевые пенообразователи — преимущественно это специальные композиции для кислородных коктейлей, иногда спум-смеси, ещё реже экстракт корня солодки или сухой яичный белок. Санатории, дома отдыха и прочие заведения оздоровительного направления часто добавляют в состав коктейля витаминизирующие ингредиенты. Вкус кислородного коктейля полностью зависит от компонентов его основы, сам же кислород вкуса и запаха не имеет. Считается, что он обладает тонизирующими свойствами. Используется в терапевтических и профилактических целях как одно из сопутствующих средств оксигенотерапии. Может способствовать устранению синдрома хронической усталости и избавлению от гипоксии, активизации клеточного метаболизма и т. д.» (Википедия). В состав кислородного коктейля входят 3 основных компонента: кислород, вкусовая жидкая основа и пищевой пенообразователь. Источниками кислорода могут быть: баллоны, заполненные медицинским кислородом, портативные баллончики с кислородно-воздушной смесью, концентраторы кислорода, вырабатывающие воздушную смесь с концентрацией кислорода до 95 %, даже кислородные подушки.
Итак, как сегодняшним уроком можно доказать, что кислород вездесущ, всемогущ и невидим.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Продолжите фразу:
– На этом уроке …
– Теперь я знаю …
– Мне было интересно узнать, что химия нужна и …
Учитель: Понравился ли вам урок? Какое настроение? Поднимите карточки, соответствующие оценке сегодняшнего урока и своему настроению.
Спасибо за вашу работу на уроке!
Домашнее задание: §28,29, упр. 2, 3 с. 123, упр. 2 стр.129.
Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256 с.: ил.
Список интернет-источников
1. http://www.youtube.com/ ChemEnergy – «Высокоэнергетический химический канал. Разложение оксида ртути. Красивые опыты.»
2. http://chippfest.blogspot.de/2014/08/08-01-14-240-years-of-the-discovery-of-oxygen.html
3. http://school.xvatit.com/index.php?title=Получение_кислорода
4. http://znanija.com/task/6718410