Цель:
- продолжить работу над видами речевой деятельности: говорением, чтением, слушанием, письмом;
- развивать внимание к слову и его ЛЗ, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- формировать общечеловеческие нравственные ценности.
Оборудование: компьютер, подключённый к локальной сети, интерактивная доска
ХОД УРОКА
На задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются и в конце.
Э. Кроткий
I. Организационно-мотивационный этап
УУД.
- Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).
- Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).
- Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).
Учитель. Однажды слепому человеку объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: «Какой это белый цвет, на что он похож?» Слепому отвечали: «Белый цвет, как белый заяц». Слепой опять спросил: «Что же, он такой же пушистый?» Нет! Белый цвет, как белая мука. Что же, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Белый цвет, как белый снег. Что же, он такой же холодный. Нет! – возражали ему. Белый цвет, как чистый белый творог. Что же, он такой же сырой?»
– Незнакомое – это «пустой звук», сосуд с неизвестным содержанием. Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт речь на уроке?
– Впереди у вас трудное испытание – государственная итоговая аттестация. Так вот, чтобы предстоящий экзамен не стал для вас сосудом с неизвестным содержанием, миром, в который вы смотрите в замочную скважину, сегодня в руки вы получите ключ, который называется лингвистический анализ текста. Итак, записываем число, классная работа и тему урока: «Лингвистический анализ текста. Аргументация суждения».
– Мы родились и живём в России. С детства мы слышим русскую речь, говорим на русском языке, учим русский язык. Но отчего же бывает досадно, когда столько было хороших мыслей в голове, а не смог написать. Знакомо вам такое?
– Понять, какие чувства вы испытываете по поводу предстоящей аттестации помогут ваши синквейны. К сегодняшнему уроку у вас было задание: написать синквейн на тему « ОГЭ Сочинение-рассуждение». И сейчас я попрошу авторов прочитать свои произведения.
– Но сначала давайте вспомним, что такое синквейн. Слайд.
– Для многих из вас сочинение – рассуждение ассоциируется со страхом ,незнанием, с чего начать и о чём писать. И вот сегодня на уроке на основе анализа текст В.Тендрякова мы поговорим об основных критериях написания сочинения – рассуждения. И я надеюсь, что страхи, сомнения, выраженные в ваших синквейнах, постепенно уступят место уверенности, умению связно излагать свои мысли.
Чтение синквейнов.
II. Работа с художественным текстом
УУД.
- Регулятивные (знать алгоритм (модель учебных действий при создании текста сочинения-рассуждения на основе аналитического комментирования прочитанного художественного текста).
- Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).
- Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).
- Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме
Чтение текста и его анализ
– Сейчас вы познакомитесь с текстом В. Тендрякова. У ваших одноклассников было индивидуальное задание: прочитать текст по ролям и передать чувства говорящих.
– Давайте послушаем текст, а вы подумайте: смогли ли Иван и Артём передать чувства говорящих. Слайд.
– В какой форме передаётся изложение материала?
– Между кем происходит разговор?
– Речь какого героя более эмоциональна?
– Обратите внимание на морфемный состав слов: прямолинейненько, пряменько. Какое значение передают суффиксы? Какое значение приобретают они в устах отца?
– Дайте лексическое значение слову прямолинейненько.
– Прямолинейный, т.е. откровенный, но лишённый гибкости.
– Как вы относитесь к такому качеству человека?
– В речи отца присутствует разговорная лексика. Назовите слова и выражения со стилистической окраской разговорных.
– Каково лексическое значение слова «сноровистая»? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, от какого слова оно образовано. Слайд.
– Назовите ещё изобразительно-выразительные средства языка, помогающие понять состояние отца.
– Какое слово часто повторяет отец? Как называется такое средство выразительности?
– Что испытывает учитель литературы во время разговора? Можно ли сказать, что он озадачен, но уверен в своей правоте?
– Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают это понять?
– Прежде, чем приступать к написанию сочинения-рассуждения, вы должны знать критерии оценивания. Итак, С2К2. Слайд (критерии оценки)
– Первое, что вы должны сделать – сформулировать проблему, поднятую автором в предложенном тексте. Давайте вспомним, что такое проблема. Слайд. (Определение проблемы)
– Проблему можно сформулировать по-разному. Слайд. (Способы формулировки проблемы)
– На какие вопросы отвечают участники диалога в тексте В. Тендрякова?
– Используя один из способов, сформулируйте проблему, поднятую в данном тексте.
– В данном тексте сталкиваются точки зрения, отражающие представления о жизни. Следующее задание: выпишите из текста цитаты, в которых, по-вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора:
I вариант – точка зрения Василия Петровича
II вариант – точка зрения учителя. (Проверка. Слайд.)
– Давайте обобщим.
По мнению Василия Петровича...
Учитель же считает...
– Василий Петрович считает, что к жизни нужно приспосабливаться. Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович?
– Приспособленный – это значит какой?
– Ловкий, осторожный, практичный. Слова в предложении №. «счастливая» и «приспособленная» выражают одно значение. Как называются такие слова?
– А вы согласны с Василием Петровичем?
– Гораздо спокойнее живёт тот, кто умеет приспосабливаться к действительности. Он не тратит нервы в борьбе за справедливость. Но встаёт вопрос: а где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если остаться равнодушным к тем, кто несправедлив.
– А так ли необходима нам сейчас совесть, ведь от нее одни неприятности?
– Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к нравственному падению. Жизнь так устроена, что всегда приходится чем – то жертвовать, платить за честь и совесть. Так пусть это лучше будет болезнь тела, а не души.
–Чья точка зрения вам ближе: Василия Петровича иди Учителя?
– Как вы думаете: Василий Петрович в своей жизни приспосабливался, прогибался под мир? Приведите цитаты из текста в своё доказательство.
– А как вы понимаете слова: «А остальные пусть сами как–нибудь без меня устраиваются?
– Как называется такое качество?
– А какие бы слова–синонимы вы подобрали бы к слову «равнодушие»?
– А если мы будем подбирать слова-синонимы к слову эгоизм, то всплывут чёрствость, бездушие, злость, зависть, подлость, жестокость, безжалостность. И, к сожалению, мы были свидетелями того, к какой трагедии могут привести нас люди с такой жизненной позицией. Слайд.
– Но среди нас живут и другие люди, которые посвятили себя служению людям. (Индивидуальные задания) Слайд.
– А каких людей вы встречали чаще: как Василий Петрович или как Учитель?
– Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберите те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения. Выберите афоризмы, которые наиболее ярко и точно, на ваш взгляд, отражают позицию героев.
– Кого из литературных героев вы могли бы привести в качестве аргумента к точке зрения Учителя? (Ответы учащихся)
– Чацкий был объявлен сумасшедшим только за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит, кто чего стоит. Вспомните Петра Гринёва, который мог бы не рисковать, а соврать что-нибудь Пугачёву а он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов.
– Кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, получает боль и страдание, зато долго жива о них память. А те, для которых счастье заключается в трёх аршинах земли, давно забыты.
– Обсуждать данную проблему можно бесконечно: истина всегда где – то рядом. Бывает, что на задачи, заданные нам жизнью, ответы не даются даже в конце.
Слайд.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать,
И подарить его людям.
– Я надеюсь, что сегодняшняя работа над текстом позволила вам выработать свою точку зрения и умение её аргументировать.
III. Самостоятельная работа.
УУД.
- Регулятивные (осмысленное действие при речевом оформлении текста).
- Познавательные (умение преобразовывать, использовать и воспроизводить информацию при написании сочинения).
- Работа с черновиком сочинения. Сочинение-рассуждение. (15.2) Как вы понимаете слова: «А остальные пусть сами как–нибудь без меня устраиваются»
IV. Проверка умений, полученных в процессе работы
Проверяем написанное по критериям сочинения С2К1, С2К2, С2К3, С2К4
V. Рефлексия
– Что нового узнали?
– Чему научились?
– В чем испытывали трудности?