Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему "Домашние животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить названия домашних животных и их детенышей (кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, коза — козленок), их внешний вид, особенности образа жизни (место обитания);
  • Закрепить употребление в речи предлогов «за», «под»; умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
  • Учить давать развернутые ответы.
  • Учить называть характерные признаки животных.
  • Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
  • Формировать познавательную активность.
  • Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
  • Вызывать желание участвовать в общем разговоре.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.
  • Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
  • Воспитывать  нравственные качества малышей: сострадание, отзывчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь.

Предварительная работа: разучивание с детьми потешек, песенок, стихов.

Материал:

  • Демонстрационный материал: картинки домашних животных и их детенышей.
  • Силуэты домашних животных.
  • Игрушки домашних животных и их детенышей.
  • Сюрпризный момент: новогодние игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

— Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Катя забыла закрыть ворота и у неё все звери разбежались. Она просит вас помочь найти и вернуть их домой. Давайте поможем.

Проводится игра: «Тени. Узнай, какое животное?»

По очертаниям теней, дети угадывают силуэты животных.

— Взрослых животных мы вернули домой. А теперь, давайте поможем мамам найти своих детенышей.

Картины детенышей спрятаны по всей группе.

— Отправляемся на поиски (картинка, игрушка котенка).
— Кто это? (котенок)
— А кто его мама? (кошка)

Потешка «Как у нашего кота»

Как у нашего кота,
Шубка очень хороша.

 

Двумя руками дети гладят себя по груди и животу

Как у котика усы,

 

Указательными пальцами дети показывают на себе усы

Удивительной красы.

 

 

Глазки смелые,

 

Двумя руками сжимают и разжимают пальцы у висков

Зубки белые

 

Широкой улыбкой показывают зубки

Ходит кот по лавочке,

 

Шагают на месте, ладонями дотрагиваясь до колен

Ловит всех за лапочки.

 

Наклоняются вперед и дотрагиваются до голени

Тып-топ по лавочке,

 

Шагают на месте, ладонями дотрагиваясь до колен

Цап-царап за лапочки.

 

Наклоняются вперед и дотрагиваются до голени

— Давайте опишем кошку?
— У неё есть голова, глаза, маленькие уши, нос, усы, шея, туловище, лапки, длинный хвост, она пушистая.
— Какие она произносит звуки? (мяу, мяу) т.е. она мяукает.
— Какая кошка по размеру? (большая)
— А котенок? (маленький)
— Что кошка любит есть? (молоко, сметану, рыбу)
— Где живет кошка? (в доме, в квартире)
— Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей)
— Назовите ласково (кошечка, кисонька)
— Что кошка любит делать? (умываться)
— Она себя лижет.
— Люди любят умываться водой.
— Давайте расскажем потешку «Водичка, водичка».

Потешка «Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

 

Дети держат соединенные кисти рук перед лицом

Умой моё личико.

 

Имитируют умывание лица

Чтобы глазоньки блестели,

 

Двумя руками сжимают и разжимают пальцы у висков

Чтобы щечки краснели.

 

Пощипывают пальцами щеки

Чтоб смеялся роток,

 

Указательными пальцами рисуют улыбку на лице и, одновременно, улыбаются

Чтоб кусался зубок.

 

Запястья рук соединены с внутренней стороны, кончики пальцев рук касаются друг друга, имитируя движение челюстей.

— Маме-кошке мы помогли найти котенка.
— Я вам загадаю загадку и вы узнаете, кого мы будем искать дальше:

Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру,
Злая забияка,
Грозная – (собака)

Дети ходят по группе и находят (картинку, игрушку) щенка.

— Кто это? (щенок)
— Кто его мама? (собака)
— Собака по размеру какая? (большая)
— А щенок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (гав-гав)
— Что она делает? (лает)
— Что собака любит есть? (грызть косточку)
— Где живет собака? (в конуре, в будке)
— Назовите ласково (собачка, песик, щеночек)
— Какую пользу приносит собака? (сторожит дом)
— Маме-собаке мы помогли щенка найти.

Физкультминутка по потешке «Дин-дон, дили-дон» (речь и движение)

Дин-дон, дили-дон     
Загорелся кошкин дом,     
Идет дым столбом
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром, 
А лошадка с фонарем     
А собака с помелом     
Серый зайка с лепестком     
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас.

 

Бег на месте.
Хлопки.
Руки вверх, сжимать и разжимать пальцы в кулачки.
Прыжки.
У  висков сжимать и разжимать пальцы в кулачки.
Бег на месте.
Руки вверх, кисти рук вращаются.
Движение обеими руками то направо, то налево.
Движение рук – вперед и вниз.
Наклоны вперед, кончиками пальцев дотронуться до пола, не сгибая колени.
Приседают на корточки.

— Отправляемся дальше, на поиски другого детеныша (теленка).
— Кто это? (теленок)
— Кто его мама? (корова)
— Давайте опишем корову?
— У неё есть голова, глаза, уши, рога, шея, нос, усы, туловище, вымя, копыта, длинный хвост, она покрыта короткой шерстью.
— Корова по размеру какая? (большая)
— А теленок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (муу)
— Что она делает? (мычит)
— Что корова ест? (траву, сено)
— Где живет корова? (в хлеву, в коровнике)
— Какую пользу приносит корова? (дает молоко)
— Назовите ласково (коровушка, теленочек, бычок)

Чтение стихотворения А. Барто «Бычок» (с движением)

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу        Вот доска кончается,

 

Руки на поясе. Дети покачиваются, переносят вес тела то на левую, то на правую ногу.

Сейчас я упаду!

 

Приседают на корточки

— Маме-корове мы помогли теленка найти.
— Отправляемся на поиски последнего детеныша. Находят картинку (игрушку) — козленка.
— Кто это? (козленок)
— Кто его мама? (коза)
— Давайте опишем козу?
— У неё есть голова, глаза, уши, рога, шея, нос, усы, туловище, вымя, копыта, короткий хвост, она покрыта шерстью.
— Коза по размеру какая? (большая)
— А козленок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (мее)
— Что она делает? (блеет)
— Что коза любит есть? (траву, капусту, овощи)
— Где живет коза? (в хлеву)
— Какую пользу приносит коза? (дает молоко)
— Назовите ласково (козочка, козленочек).

Пальчиковая гимнастика «Шел старик дорогою»

Шёл старик дорогою,

 

Подушечками указательного и среднего пальца шагают по столу

Нашел козу безрогою.

 

Пальцы сжаты в кулак, указательный палец и мизинец вытягивают вперед, имитируя «рожки»

Давай, коза, попрыгаем,

 

Подушечками всех десяти пальцев одновременно постукивать по столу

Ножками подрыгаем.

 

Сжимать и разжимать кулачки

А коза бодается,

 

Пальцы сжаты в кулак, указательный палец и мизинец вытягивают вперед, имитируя «рожки»

А старик ругается.

 

Руки сжаты в кулаки, указательные пальцы вытянуты вверх. Грозят указательными пальцами обеих рук

— Ребята, вы помогли Кате найти всех детенышей и вернули их домой.
— Как одним словом называются эти животные? (домашние)
— Почему домашние? (Потому что живут дома, рядом с людьми.)
— За оказанную помощь, Катя приготовила вам сюрприз. Скоро Новый год! Она хочет вас поздравить с наступающим праздником и дарит вам новогодние игрушки.