Программное содержание:
- Закрепить названия домашних животных и их детенышей (кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, коза — козленок), их внешний вид, особенности образа жизни (место обитания);
- Закрепить употребление в речи предлогов «за», «под»; умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
- Учить давать развернутые ответы.
- Учить называть характерные признаки животных.
- Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм.
- Формировать познавательную активность.
- Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
- Вызывать желание участвовать в общем разговоре.
- Воспитывать интонационную выразительность речи.
- Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
- Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, отзывчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: разучивание с детьми потешек, песенок, стихов.
Материал:
- Демонстрационный материал: картинки домашних животных и их детенышей.
- Силуэты домашних животных.
- Игрушки домашних животных и их детенышей.
- Сюрпризный момент: новогодние игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
— Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Катя забыла закрыть ворота и у неё все звери разбежались. Она просит вас помочь найти и вернуть их домой. Давайте поможем.
Проводится игра: «Тени. Узнай, какое животное?»
По очертаниям теней, дети угадывают силуэты животных.
— Взрослых животных мы вернули домой. А теперь, давайте поможем мамам найти своих детенышей.
Картины детенышей спрятаны по всей группе.
— Отправляемся на поиски (картинка, игрушка котенка).
— Кто это? (котенок)
— А кто его мама? (кошка)
Потешка «Как у нашего кота»
Как у нашего кота, |
|
Двумя руками дети гладят себя по груди и животу |
Как у котика усы, |
|
Указательными пальцами дети показывают на себе усы |
Удивительной красы. |
|
|
Глазки смелые, |
|
Двумя руками сжимают и разжимают пальцы у висков |
Зубки белые |
|
Широкой улыбкой показывают зубки |
Ходит кот по лавочке, |
|
Шагают на месте, ладонями дотрагиваясь до колен |
Ловит всех за лапочки. |
|
Наклоняются вперед и дотрагиваются до голени |
Тып-топ по лавочке, |
|
Шагают на месте, ладонями дотрагиваясь до колен |
Цап-царап за лапочки. |
|
Наклоняются вперед и дотрагиваются до голени |
— Давайте опишем кошку?
— У неё есть голова, глаза, маленькие уши, нос, усы, шея, туловище, лапки, длинный хвост, она пушистая.
— Какие она произносит звуки? (мяу, мяу) т.е. она мяукает.
— Какая кошка по размеру? (большая)
— А котенок? (маленький)
— Что кошка любит есть? (молоко, сметану, рыбу)
— Где живет кошка? (в доме, в квартире)
— Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей)
— Назовите ласково (кошечка, кисонька)
— Что кошка любит делать? (умываться)
— Она себя лижет.
— Люди любят умываться водой.
— Давайте расскажем потешку «Водичка, водичка».
Потешка «Водичка, водичка»
Водичка, водичка, |
|
Дети держат соединенные кисти рук перед лицом |
Умой моё личико. |
|
Имитируют умывание лица |
Чтобы глазоньки блестели, |
|
Двумя руками сжимают и разжимают пальцы у висков |
Чтобы щечки краснели. |
|
Пощипывают пальцами щеки |
Чтоб смеялся роток, |
|
Указательными пальцами рисуют улыбку на лице и, одновременно, улыбаются |
Чтоб кусался зубок. |
|
Запястья рук соединены с внутренней стороны, кончики пальцев рук касаются друг друга, имитируя движение челюстей. |
— Маме-кошке мы помогли найти котенка.
— Я вам загадаю загадку и вы узнаете, кого мы будем искать дальше:
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру,
Злая забияка,
Грозная – (собака)
Дети ходят по группе и находят (картинку, игрушку) щенка.
— Кто это? (щенок)
— Кто его мама? (собака)
— Собака по размеру какая? (большая)
— А щенок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (гав-гав)
— Что она делает? (лает)
— Что собака любит есть? (грызть косточку)
— Где живет собака? (в конуре, в будке)
— Назовите ласково (собачка, песик, щеночек)
— Какую пользу приносит собака? (сторожит дом)
— Маме-собаке мы помогли щенка найти.
Физкультминутка по потешке «Дин-дон, дили-дон» (речь и движение)
Дин-дон, дили-дон |
|
Бег на месте. |
— Отправляемся дальше, на поиски другого детеныша (теленка).
— Кто это? (теленок)
— Кто его мама? (корова)
— Давайте опишем корову?
— У неё есть голова, глаза, уши, рога, шея, нос, усы, туловище, вымя, копыта, длинный хвост, она покрыта короткой шерстью.
— Корова по размеру какая? (большая)
— А теленок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (муу)
— Что она делает? (мычит)
— Что корова ест? (траву, сено)
— Где живет корова? (в хлеву, в коровнике)
— Какую пользу приносит корова? (дает молоко)
— Назовите ласково (коровушка, теленочек, бычок)
Чтение стихотворения А. Барто «Бычок» (с движением)
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу Вот доска кончается, |
|
Руки на поясе. Дети покачиваются, переносят вес тела то на левую, то на правую ногу. |
Сейчас я упаду! |
|
Приседают на корточки |
— Маме-корове мы помогли теленка найти.
— Отправляемся на поиски последнего детеныша. Находят картинку (игрушку) — козленка.
— Кто это? (козленок)
— Кто его мама? (коза)
— Давайте опишем козу?
— У неё есть голова, глаза, уши, рога, шея, нос, усы, туловище, вымя, копыта, короткий хвост, она покрыта шерстью.
— Коза по размеру какая? (большая)
— А козленок? (маленький)
— Какие она произносит звуки? (мее)
— Что она делает? (блеет)
— Что коза любит есть? (траву, капусту, овощи)
— Где живет коза? (в хлеву)
— Какую пользу приносит коза? (дает молоко)
— Назовите ласково (козочка, козленочек).
Пальчиковая гимнастика «Шел старик дорогою»
Шёл старик дорогою, |
|
Подушечками указательного и среднего пальца шагают по столу |
Нашел козу безрогою. |
|
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец и мизинец вытягивают вперед, имитируя «рожки» |
Давай, коза, попрыгаем, |
|
Подушечками всех десяти пальцев одновременно постукивать по столу |
Ножками подрыгаем. |
|
Сжимать и разжимать кулачки |
А коза бодается, |
|
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец и мизинец вытягивают вперед, имитируя «рожки» |
А старик ругается. |
|
Руки сжаты в кулаки, указательные пальцы вытянуты вверх. Грозят указательными пальцами обеих рук |
— Ребята, вы помогли Кате найти всех детенышей и вернули их домой.
— Как одним словом называются эти животные? (домашние)
— Почему домашние? (Потому что живут дома, рядом с людьми.)
— За оказанную помощь, Катя приготовила вам сюрприз. Скоро Новый год! Она хочет вас поздравить с наступающим праздником и дарит вам новогодние игрушки.