Урок биологии на тему "Плод. Разнообразие и значение плодов". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели:

  • Образовательные: сформировать понятие о плоде как о важном генеративном органе растения; познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян, с приспособлениями  плодов и семян к распространению растений; со значением плодов и семян.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки работы с наглядными пособиями и натуральными объектами.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде; личностных качеств учащихся.

Методы:

  • Словесный: беседа, рассказ учителя, работа с текстом параграфа.
  • Наглядный: работа с таблицами, муляжами, раздаточным материалом, натуральными объектами, просмотр презентаций.

Практический и частично-поисковый: работа по описанию плодов с оформлением в таблице.

Форма организации учебного процесса: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Основные термины и понятия: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные; простые и сложные; вскрывающиеся и невскрывающиеся.

Оборудование: таблицы «Плоды сухие», «Плоды сочные», «Строение цветка», презентации учащихся, муляжи плодов, натуральные плоды, раздаточный материал, гербарии, проектор ,компьютер, экран.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Эпиграф урока: «Старайся дать уму как можно больше пищи». (Л.Н. Толстой)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Беседа по вопросам пройденной темы:

– Какие органы у растений мы с вами изучили?
– На какие группы можно разделить эти органы?
– Какие органы относятся к вегетативным?
– А какие к генеративным?

3. Мотивация

– Знаете ли вы, что на Земле есть конфетное дерево? (Оно растёт в Индии, Японии, Китае. У нас в Крыму и на Кавказе. Подсушенные на солнце плоды такие же сладкие и вкусные как конфеты)  Приложение 1, слайд  №1.
– Знаете ли вы, что на Земле растёт и хлебное дерево? (Оно растёт в тропических странах, из его плодов люди пекут лепешки, которые по вкусу напоминают хлеб) Приложение 1, слайд №2
– Знаете ли вы, что есть и другое дерево, у которого плоды достигают полметра? (Это колбасное дерево, плоды похожи на батоны колбасы, но не съедобны). Приложение 1, cлайд № 3.
– Догадались ли вы о чем сегодня  мы будем говорить на уроке? (О плодах).
Слайд №4 (тема урока).
– Какие цели и задачи вы сегодня ставите перед собой? Чему хотите научиться? (Приложение 1, слайд №5)
– У вас на столах лежат фигурки яблок и лимонов. Каждый из вас пишет на яблоках свои ожидания от урока, а на лимонах свои опасения. (Крепим фигурки к деревьям, нарисованным на ватмане). В конце урока мы обратимся к нашему «Фруктовому саду» и выясним, оправдались ли ваши ожидания и опасения.)

4. Изучение нового материала

– Назовите главные части цветка.
– Почему они главные?
– Что такое оплодотворение? Что происходит после оплодотворения?
– Где образуются семена?
– А как образуется плод?
В образовании плода принимает участие завязь, нередко цветоложе, околоцветник, тычинки, цветоножка. Плод состоит  из семян и околоплодника (наружная часть плода). Семена защищены плодом, поэтому растения, у которых есть цветки, называются не только цветковыми, но и покрытосеменными. Если в цветке пестик один, то плод будет простой, если пестиков много-то плод будет сложным или сборным. По числу семян плоды бывают односемянные (один семязачаток в завязи) и многосемянные (много семязачатков в завязи).
Все плоды делят на группы по трём признакам:

  • По количеству воды в околоплоднике (сухие и сочные).
  • По количеству семян (односемянные и многосемянные).
  • По количеству пестиков (простые или сложные).

4.2 Выступление учениц с мини-проектами. (Приложение 2, Приложение 3). А все на местах заполняют таблицу.

Название плода

сочный

сухой

односемянный

многосемянный

Название растений с такими плодами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Работа с учебником и тетрадью

Значение плодов. Распространение плодов. Заполняют кроссворд. Работают с гербариями.

4.4. Беседа по значению и распространению плодов и семян

4.5. Физминутка

4.6. Игра «Лишняя картинка» (Приложение 1, слайды №6,7,8,9). Найдите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.

4.7. Работа в парах с муляжами, коллекциями, натуральными плодами (описывают плоды, дают характеристику)

– Плоды каких растений выращивают у нас в Приморском крае?

5. Итог урока

– Какие цели ставили? Достигли мы их? Каким образом?

6. Рефлексия  («Фруктовый сад»)

– Оправдались ли ваши ожидания и опасения от урока?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Комфортно ли вам было на уроке?

7. Объявление отметок за урок с комментированием

8. Домашнее задание № 25, вопрос 1-4 стр. 96, записи в тетради

9. Тестирование по новой теме на два варианта

1 вариант

1. У большинства растений плоды формируются из:

а) цветоложа б) цветоножки в) чашечки г) завязи пестика

2. Сочный плод с мякотью и большим количеством семян:

а) ягода б)коробочка в) костянка г) семянка

3. Семянка образуется у :

а) ячменя б) редиса в) подсолнечника г) дуба

4. Как называется плод  с двумя створками , на внутренних сторонах которых расположены семена?

а) коробочка б) боб в) стручок г)зерновка

5. Как называется плод кукурузы, пшеницы, овса?

а) боб б) семянка в) зерновка г) коробочка.

2 вариант.

1. Околоплодник развивается из:

а) цветоножки б) стенок завязи в) чашечки г) венчика.

2. Назовите односемянный плод:

а) боб б) стручок в) семянка г) яблоко.

3. Как называется плод арбуза, огурца?

а) ягода б) тыквина в) померанец г) яблоко.

4. К ореховидным плодам относится:

а) семянка б) боб в) стручок г) коробочка.

5. Как называется плод сливы?

а) ягода б) семянка в) костянка г) орех.

Литература:

  1. Учебник Биология (Растения Бактерии Грибы Лишайники) И.Н.Пономарёва. О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2009.
  2. Методическое пособие, «Занимательная биология» Валерий Рохлов, Александр Теремов, Рената Петросова, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1998.