Цели:
- Образовательные: сформировать понятие о плоде как о важном генеративном органе растения; познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян, с приспособлениями плодов и семян к распространению растений; со значением плодов и семян.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, навыки работы с наглядными пособиями и натуральными объектами.
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде; личностных качеств учащихся.
Методы:
- Словесный: беседа, рассказ учителя, работа с текстом параграфа.
- Наглядный: работа с таблицами, муляжами, раздаточным материалом, натуральными объектами, просмотр презентаций.
Практический и частично-поисковый: работа по описанию плодов с оформлением в таблице.
Форма организации учебного процесса: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Основные термины и понятия: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные; простые и сложные; вскрывающиеся и невскрывающиеся.
Оборудование: таблицы «Плоды сухие», «Плоды сочные», «Строение цветка», презентации учащихся, муляжи плодов, натуральные плоды, раздаточный материал, гербарии, проектор ,компьютер, экран.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Эпиграф урока: «Старайся дать уму как можно больше пищи». (Л.Н. Толстой)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Беседа по вопросам пройденной темы:
– Какие органы у растений мы с вами изучили?
– На какие группы можно разделить эти органы?
– Какие органы относятся к вегетативным?
– А какие к генеративным?
3. Мотивация
– Знаете ли вы, что на Земле есть конфетное дерево? (Оно растёт в Индии, Японии, Китае. У нас в Крыму и на Кавказе. Подсушенные на солнце плоды такие же сладкие и вкусные как конфеты) Приложение 1, слайд №1.
– Знаете ли вы, что на Земле растёт и хлебное дерево? (Оно растёт в тропических странах, из его плодов люди пекут лепешки, которые по вкусу напоминают хлеб) Приложение 1, слайд №2
– Знаете ли вы, что есть и другое дерево, у которого плоды достигают полметра? (Это колбасное дерево, плоды похожи на батоны колбасы, но не съедобны). Приложение 1, cлайд № 3.
– Догадались ли вы о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О плодах).
Слайд №4 (тема урока).
– Какие цели и задачи вы сегодня ставите перед собой? Чему хотите научиться? (Приложение 1, слайд №5)
– У вас на столах лежат фигурки яблок и лимонов. Каждый из вас пишет на яблоках свои ожидания от урока, а на лимонах свои опасения. (Крепим фигурки к деревьям, нарисованным на ватмане). В конце урока мы обратимся к нашему «Фруктовому саду» и выясним, оправдались ли ваши ожидания и опасения.)
4. Изучение нового материала
– Назовите главные части цветка.
– Почему они главные?
– Что такое оплодотворение? Что происходит после оплодотворения?
– Где образуются семена?
– А как образуется плод?
В образовании плода принимает участие завязь, нередко цветоложе, околоцветник, тычинки, цветоножка. Плод состоит из семян и околоплодника (наружная часть плода). Семена защищены плодом, поэтому растения, у которых есть цветки, называются не только цветковыми, но и покрытосеменными. Если в цветке пестик один, то плод будет простой, если пестиков много-то плод будет сложным или сборным. По числу семян плоды бывают односемянные (один семязачаток в завязи) и многосемянные (много семязачатков в завязи).
Все плоды делят на группы по трём признакам:
- По количеству воды в околоплоднике (сухие и сочные).
- По количеству семян (односемянные и многосемянные).
- По количеству пестиков (простые или сложные).
4.2 Выступление учениц с мини-проектами. (Приложение 2, Приложение 3). А все на местах заполняют таблицу.
Название плода |
сочный |
сухой |
односемянный |
многосемянный |
Название растений с такими плодами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Работа с учебником и тетрадью
Значение плодов. Распространение плодов. Заполняют кроссворд. Работают с гербариями.
4.4. Беседа по значению и распространению плодов и семян
4.5. Физминутка
4.6. Игра «Лишняя картинка» (Приложение 1, слайды №6,7,8,9). Найдите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя.
4.7. Работа в парах с муляжами, коллекциями, натуральными плодами (описывают плоды, дают характеристику)
– Плоды каких растений выращивают у нас в Приморском крае?
5. Итог урока
– Какие цели ставили? Достигли мы их? Каким образом?
6. Рефлексия («Фруктовый сад»)
– Оправдались ли ваши ожидания и опасения от урока?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Комфортно ли вам было на уроке?
7. Объявление отметок за урок с комментированием
8. Домашнее задание № 25, вопрос 1-4 стр. 96, записи в тетради
9. Тестирование по новой теме на два варианта
1 вариант
1. У большинства растений плоды формируются из:
а) цветоложа б) цветоножки в) чашечки г) завязи пестика
2. Сочный плод с мякотью и большим количеством семян:
а) ягода б)коробочка в) костянка г) семянка
3. Семянка образуется у :
а) ячменя б) редиса в) подсолнечника г) дуба
4. Как называется плод с двумя створками , на внутренних сторонах которых расположены семена?
а) коробочка б) боб в) стручок г)зерновка
5. Как называется плод кукурузы, пшеницы, овса?
а) боб б) семянка в) зерновка г) коробочка.
2 вариант.
1. Околоплодник развивается из:
а) цветоножки б) стенок завязи в) чашечки г) венчика.
2. Назовите односемянный плод:
а) боб б) стручок в) семянка г) яблоко.
3. Как называется плод арбуза, огурца?
а) ягода б) тыквина в) померанец г) яблоко.
4. К ореховидным плодам относится:
а) семянка б) боб в) стручок г) коробочка.
5. Как называется плод сливы?
а) ягода б) семянка в) костянка г) орех.
Литература:
- Учебник Биология (Растения Бактерии Грибы Лишайники) И.Н.Пономарёва. О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2009.
- Методическое пособие, «Занимательная биология» Валерий Рохлов, Александр Теремов, Рената Петросова, Москва «АСТ-ПРЕСС» 1998.