Игра как средство формирования УУД на уроках математики в рамках внедрения ФГОС ООО

Разделы: Математика


Сегодня проблема результативного и эффективного формирования универсальных учебных действий у учащихся средней школы является очень важным направлением исследований не только в педагогике, но и в методике преподавания отдельных дисциплин, в том числе и математики.

Ведь УУД это совокупность способов действий обучающегося, которые обеспечивают  мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения, т.е. умение учиться. Формирование у учащихся устойчивых навыков применения на практике универсальных учебных действий является сложным и длительным процессом.

Поэтому для более успешного формирования УУД на уроках я часто использую дидактическую игру. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. А кроме того, игра это важный и неотъемлемый элемент мотивационной сферы учащегося, пробуждающий интерес к предмету.

Я использую математическую игру в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части. К примеру, при закреплении изученного материала и применение полученных знаний. На этом этапе передо мной стоит задача формирования таких навыков, лежащих в основе УУД как   умения извлекать информацию из разных видов источников, преобразовывать её в новую форму, ставить задачи по организации своей учебной деятельности, грамотно строить устную речь. А при организации игры в форме командного соревнования, например: выполнить задания по цепочке, на скорость какой ряд быстрее, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Игровые моменты можно применять на разных этапах уроках, как с целью формирования мотивации к изучаемой теме, так и в качестве разрушающей силы интеллектуальной пассивности учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках. Систематическое и целенаправленное использование игровых методов даёт определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о достижении предметных, метапредметных и личностных результатов. Знание видов и сбалансированное применение математической игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся.

Выделяя воспитательные, образовательные и развлекательные игры, невозможно провести четкую границу между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. В ходе игры все участники охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. Игра, должным образом построенная, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения, а также помогает справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. В ходе игры все участники охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. Ведь на практике очень часто бывает, что на уроках с элементами игры себя больше проявляют ученики более слабые, потому что они не зажаты в определенные рамки и хотят показать, что они тоже могут внести свой вклад в решении тех или иных задач. Это помогает поднять свой уровень самооценки и выглядеть достойно в глазах одноклассников. Эти формы урока помогают раскрыться ученикам, и хорошая помощь учителю, как взгляд со стороны на этих учеников.

Игровые технологии в воспитании и обучении, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок, с другой способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха. С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощнейшая сфера : самовыражения, самоопределения, самопроверки и т.д. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. Учиться ставить и решать задачи, искать новые пути и способы, т.е. происходи формирование УУД, которые помогают формированию личности как общественного существа, способствует формированию образа жизни в игровой, а затем неигровой повседневной реальности, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива.