Цели урока:
- содействовать подготовке учащихся к ОГЭ;
- повторить определения, свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата и трапеции.
Планируемые результаты.
- предметные: повторить теоретический материал по теме “Четырехугольники”; решить несколько задач по готовым чертежам устно и две задачи по материалам ОГЭ 2016 года письменно .
Метапредметные:
- познавательные: ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено; составлять план последовательности действий; работать по составленному плану;
- коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для ответа на вопрос или для решения задачи; устно и письменно выражать свои мысли.
Личностные:
- аргументировать свое мнение;
- уметь слушать других, пытаться принять чужую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- иметь навыки самоконтроля и самоанализа.
Организационный момент.
Запись домашнего задания: решить задачи из сборника “ОГЭ математика 2016” под редакцией И.В.Ященко, варианты 8-9, 1 уровень - задачи №11,13, 2 уровень – задачи №24,25.
Разбор и проверка домашнего задания.
Решение более сложной задачи с помощь проектора высвечивается на доске. Теоретическая часть домашнего задания проверяется следующим образом: ученики дома подготовили листочки с пятью (по числу основных видов четырехугольников) теоретическими вопросами, которыми они обмениваются с соседом по парте, отвечают на полученные вопросы и отдают листок обратно для проверки; выставляют оценки (1 балл за правильный ответ); обсуждают полученные замечания и, если возникают спорные моменты выносят их на всеобщее обсуждение. Листочки сдаются учителю для подведения итогов и выставления оценок в журнал.
Устное решение задач по готовым чертежам с комментариями (в частности повторяются свойства биссектрис углов параллелограмма)
1. Дано: ABCD – параллелограмм, AB=BE, EAD=25o.
Найти: углы параллелограмма.
2. Дано: ABCD – прямоугольник, АВ=4, ЕD=6, BAE=LBEA, AED=75o.
Найти: АD.
3. Дано: ABCD - ромб, А=120o, АС=12 см.
Найти: периметр ромба.
4. Дано: ABCD – трапеция, ВС || AD, AB=CD, BC=7, A=60o.
Найти: CD.
Письменное решение задач из сборника И.В.Ященко "ОГЭ математика 2016", 2 часть, модуль "Геометрия".
Вариант 7, №24.
Высота АН ромба ABCD делит сторону CD на отрезки DH=20 и CH=5. Найдите высоту ромба.
Выполним рисунок и обсудим план решения задачи.
По ходу обсуждения решения задачи учитель (по необходимости) задает следующие вопросы:
- элементом какой фигуры является отрезок, который требуется найти в задаче?
- какого вида этот треугольник?
- чем является АН для ADH?
- чем воспользуемся для нахождения катета АН?
Решение.
По определению ромба AD=CD. CD=DH+HC, AD=25. Т.к. АН – высота ромба, то АНD=90o.
Из ADH по теореме Пифагора AD2=DH2+AH2, AH=15.
Ответ: 15.
Вариант 7, №25.
Основания ВС и АD трапеции ABCD равны соответственно 3 и 12, BD=6. Докажите, что треугольники CBD и BDA подобны.
Выполним рисунок и обсудим план решения задачи.
По ходу обсуждения решения задачи учитель (если это необходимо) задает следующие вопросы:
- какие признаки подобия треугольников вы знаете?
- какой из этих признаков может быть использован в этой задаче?
- какой особенностью трапеции нужно воспользоваться для сравнения элементов треугольников, чтобы можно было применить второй признак подобия?
Решение.
Из условия следует, что ВС || AD, поэтому по свойству параллельных прямых CBD = BDA.
BC: BD=1:2, BD: AD= 1:2. Из этого следует, что CBD и BDA подобны по второму признаку подобия.
Подведение итогов.
Выставление оценок.