В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Анализируя работу старших дошкольников, было отмечено, что творческие способности и возможности наших воспитанников реализуются не в полной мере, а также выявлено недостаточное развитие мелкой моторики руки.
Развитие мелкой моторики- одна из актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание и связная речь.
В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми.
В своей работе с воспитанниками используем оригинальный вид декоративно – прикладного искусства - лепку из солёного теста, которую называют биокерамикой или тестопластикой.
Солёное тесто - экологически чистый материал, который смело можно отдать в руки ребёнку. Чтобы приготовить этот пластичный материал, достаточно всего три ингредиента: соль, мука и вода.
Содержание образовательной деятельности по биокерамике нацелено на развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников, обеспечивает педагогическое просвещение родителей.
Работа по биокерамике предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику отразить свою неповторимую самобытность, проявить и реализовать свои творческие способности.
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.
Лепить из теста – одно удовольствие. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.
Работа по биокерамике комплексно воздействует на развитие ребенка:
- Повышает сенсорную чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пропорций);
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- Формирует умение планировать работу, вносить изменения, оценивать свой индивидуальный опыт;
- Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса;
- Оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Новизна работы заключается в использовании нетрадиционных для данного вида художественного конструирования способах, а также комплексном использовании упражнений для развития мелкой моторики.
В процессе работы поставлены следующие задачи:
образовательные:
- научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- обучить технологии изготовления соленого теста;
- познакомить с основными видами лепки из соленого теста: предметной, рельефной, конструктивной, сюжетной;
- учить соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, правила оборудования рабочего места;
- учить соблюдать правила высушивания, хранения изделий из соленого теста;
- учить стремится к поиску, самостоятельности.
развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать речь;
- расширять словарный запас;
- расширять кругозор;
- развивать наблюдательность;
- развивать эстетический вкус;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать творческое воображение, фантазию.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
- воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
технические:
- развивать координацию движения рук;
- учить лепить всей кистью и пальцами: отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики; раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- учить лепить с натуры, по представлению;
- учить выполнять мелкие налепы;
- учить использовать в работе различные приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями, раскатывание, сплющивание, оттягивание, соединение, сглаживание, прижимание.
- учить оформлять поделки различным материалом.
В основу данной работы положены принципы:
- Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учётом природных особенностей в данный момент деятельности;
- Принцип обогащения сенсорного опыта;
- Последовательности и систематичности: постановка задач “от простого к сложному”;
- Личностно-ориентированный подход;
- Культурного обогащения (амплификации) содержания деятельности по лепке, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
В работе используются методы обучения:
- наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия, образцы изделий);
- словесный метод (беседа, рассказ, диалог, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (показ технологических приемов, тренировочные упражнения, опыты, пальчиковые игры, самостоятельная творческая работа детей);
- эвристический (развитие находчивости, активности);
- частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
В процессе обучения используются технологии:
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- социоигровые,
- здоровьесберегающие.
Формы организации деятельности обучающихся
- групповая,
- индивидуальная,
- коллективное выполнение работ для выставки.
Индивидуальная работа с детьми проводиться для того чтобы:
- выявить примерный уровень развития творческих способностей и мелкой моторики детей;
- определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
- спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей воспитанников.
Структура образовательной деятельности
- Организационный момент
- Информационная беседа
- Показ техники выполнения работы
- Пальчиковая гимнастика
- Творческая деятельность
- Выставка и анализ детских работ
Биокерамика предусматривает следующие способы лепки:
- Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
- Пластический предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.
- Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.
В результате проведенной работы дошкольники узнали:
- технологию изготовления соленого теста;
- приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями, раскатывание, сплющивание, оттягивание, соединение, сглаживание, присоединение, прижимание;
- основные виды лепки из соленого теста: предметная, рельефная, конструктивная, сюжетная;
- инструменты и приспособления для лепки;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
- правила оборудования рабочего места;
- правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.
научились:
- отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- лепить с натуры, по представлению;
- выполнять мелкие налепы;
- оформлять поделку различным материалом (природный, бросовый);
- пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдать технику безопасности;
- оценивать свою работу и работы своих товарищей;
- работать в коллективе.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ большое внимание уделяется положительной динамике.
Формой проведения итогов являются: детские выставки по биокерамике, участие в городских конкурсах, коллективные творческие работы, показ открытых занятий для педагогов и родителей.
Для успешной реализации поставленных задач, необходимо взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями предполагает индивидуальные беседы, консультации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества, анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Таким образом, лепка из соленого теста развивает мелкую моторику и творческие способности дошкольников, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.