Развитие творческих способностей и мелкой моторики у дошкольников посредством биокерамики

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Анализируя работу старших дошкольников, было отмечено, что творческие способности и возможности наших воспитанников реализуются не в полной мере, а также выявлено недостаточное развитие мелкой моторики руки.

Развитие мелкой моторики- одна из актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развита память, внимание и связная речь.

В настоящее время существует много различных видов работы педагога с детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми.

В своей работе с воспитанниками используем оригинальный вид декоративно – прикладного искусства - лепку из солёного теста, которую называют биокерамикой или тестопластикой.

Солёное тесто - экологически чистый материал, который смело можно отдать в руки ребёнку. Чтобы приготовить этот пластичный материал, достаточно всего три ингредиента: соль, мука и вода.

Содержание образовательной деятельности по биокерамике нацелено на развитие творческих способностей и мелкой моторики дошкольников, обеспечивает педагогическое просвещение родителей.

Работа по биокерамике предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику отразить свою неповторимую самобытность, проявить и реализовать свои творческие способности.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.

Лепить из теста – одно удовольствие. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Работа по биокерамике комплексно воздействует на развитие ребенка:

  • Повышает сенсорную чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пропорций);
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формирует умение планировать работу, вносить изменения, оценивать свой индивидуальный опыт;
  • Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса;
  • Оказывает благотворное влияние на нервную систему.

Новизна работы заключается в использовании нетрадиционных для данного вида художественного конструирования способах, а также комплексном использовании упражнений для развития мелкой моторики.

В процессе работы поставлены следующие задачи:

образовательные:

  • научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
  • обучить технологии изготовления соленого теста;
  • познакомить с основными видами лепки из соленого теста: предметной, рельефной, конструктивной, сюжетной;
  • учить соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, правила оборудования рабочего места;
  • учить соблюдать правила высушивания, хранения изделий из соленого теста;
  • учить стремится к поиску, самостоятельности.

развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать речь;
  • расширять словарный запас;
  • расширять кругозор;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать эстетический вкус;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

технические:

  • развивать координацию движения рук;
  • учить лепить всей кистью и пальцами: отламывать от большого куска теста небольшие кусочки; скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики; раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • учить лепить с натуры, по представлению;
  • учить выполнять мелкие налепы;
  • учить использовать в работе различные приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями, раскатывание, сплющивание, оттягивание, соединение, сглаживание, прижимание.
  • учить оформлять поделки различным материалом.

В основу данной работы положены принципы:

  • Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания с учётом природных особенностей в данный момент деятельности;
  • Принцип обогащения сенсорного опыта;
  • Последовательности и систематичности: постановка задач “от простого к сложному”;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Культурного обогащения (амплификации) содержания деятельности по лепке, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

В работе используются методы обучения:

  • наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия, образцы изделий);
  • словесный метод (беседа, рассказ, диалог, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • практический (показ технологических приемов, тренировочные упражнения, опыты, пальчиковые игры, самостоятельная творческая работа детей);
  • эвристический (развитие находчивости, активности);
  • частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • сотворчество;
  • мотивационный (убеждение, поощрение).

В процессе обучения используются технологии:

  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • социоигровые,
  • здоровьесберегающие.

Формы организации деятельности обучающихся

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективное выполнение работ для выставки.

Индивидуальная работа с детьми проводиться для того чтобы:

  • выявить примерный уровень развития творческих способностей и мелкой моторики детей;
  • определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
  • спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей воспитанников.

Структура образовательной деятельности

  • Организационный момент
  • Информационная беседа
  • Показ техники выполнения работы
  • Пальчиковая гимнастика
  • Творческая деятельность
  • Выставка и анализ детских работ

Биокерамика предусматривает следующие способы лепки:

  • Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям.
  • Пластический предполагает, что всё изделие выполняется из целого куска без деления на части.
  • Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия.

В результате проведенной работы дошкольники узнали:

  • технологию изготовления соленого теста;
  • приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями, раскатывание, сплющивание, оттягивание, соединение, сглаживание, присоединение, прижимание;
  • основные виды лепки из соленого теста: предметная, рельефная, конструктивная, сюжетная;
  • инструменты и приспособления для лепки;
  • правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
  • правила оборудования рабочего места;
  • правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста.

научились:

  • отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  • скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  • раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  • лепить с натуры, по представлению;
  • выполнять мелкие налепы;
  • оформлять поделку различным материалом (природный, бросовый);
  • пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
  • соблюдать технику безопасности;
  • оценивать свою работу и работы своих товарищей;
  • работать в коллективе.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ большое внимание уделяется положительной динамике.

Формой проведения итогов являются: детские выставки по биокерамике, участие в городских конкурсах, коллективные творческие работы, показ открытых занятий для педагогов и родителей.

Для успешной реализации поставленных задач, необходимо взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.

Работа с родителями предполагает индивидуальные беседы, консультации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества, анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Таким образом, лепка из соленого теста развивает мелкую моторику и творческие способности дошкольников, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.