Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне". 8–11-е классы

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: Война в цифрах


“Каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно
было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня”.
Ю.Фучик

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательные:

  • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.
  • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.
  • Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.
  • Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
  • Вызывать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и свой народ.
  • Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
  • Умение слушать и слышать товарищей.
  • Воспитывать интерес к предмету и уверенность в том, что при добросовестном отношении, трудолюбии все трудности могут быть преодолены.
  • Воспитывать бережное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла.

Оборудование и дополнительные материалы.

  • Интерактивная презентация PowerPoint, медиафайл с фильмом, фотогалерея портретов учёных математиков, раздаточный материал со статьями по теме.
  • Макроструктура внеклассного мероприятия.

1. Организационный этап

Приветствие. Создание рабочей обстановки. Сообщение темы. Постановка задач.

2. Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия

Так как 2015 год – год 70-летия Великой Победы в лицее проходит День Погружения по теме “Мы внуки ПОБЕДЫ”.

Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучик.)

Прошло 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война - это страдания, боль, голод, разрушенные города, миллионы погибших и раненых, осиротевшие дети, убитые горем матери, неспетые песни, несыгранные свадьбы, нерождённые дети.

Язык математики - цифры, а цифры безжалостны.

Демонстрация презентации. (Презентация 1)

(1 слайд)

Великая Отечественная война в цифрах.

Забыть не имеем права! Знать и помнить!

(2 слайд)

22.06.1941 в 4часа утра началась ВОВ и длилась 1418 дней и ночей.

34 476 700 советских военнослужащих участвовали в боевых действиях в годы ВОВ.

(3 слайд)

Советский союз потерял 26 600 000 граждан, из них 13 700 000 человек – мирное население.

(4 слайд)

В СССР было разрушено 1710 городов, более 70 000 деревень, 32 000 заводов и фабрик.

Общая стоимость разрушений составила 128 000 000 000 долларов.

(5 слайд)

Цифры особенно важные для жителей Санкт-Петербурга:

08.08.1941-27.01.1944 – даты начала и конца Блокады;

871 день длилась Блокада Ленинграда;

125 “блокадных грамм с огнём и горем пополам”.

(6 слайд)

09.05.1945 - День Победы!

Тема работы нашей секции “Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне”.

Уточним цели нашего занятия:

1) Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне.

2) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.

3) Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.

Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война
Демонстрация презентации. (Презентация 2)

(1 слайд)

Викторина “Всё для фронта, всё для победы”

(2слайд)

Участник войны. Его предложения позволили увеличить эффективность стрельбы. А.А.Ляпунов

(3 слайд)

Защитил диссертацию в июне 1941г. Погиб в 1942 году в возрасте 29 лет. М.В.Бебутов

(4 слайд)

Математик – ученый в области теории множеств и топологии. Умер в плену. Н.Б.Веденисов

(5 слайд)

Разработал теорию выгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. А.Н.Колмогоров

(6 слайд)

Академик, автор трудов по теории непотопляемости и качки корабля. А.Н.Крылов

(7 слайд)

Создал математическую теорию флаттера и шимми, которая позволила самолеты от вибраций. М.В.Келдыш

Обратите внимание, как мало мы знаем о людях, от которых напрямую зависела победа!

Если к концу работы нашей секции мы сумеем ответить хотя бы на эти вопросы, то и это уже здорово, а цели наши более глубокие.

3. Этап добывания знаний.

Работа в группах с материалом по теме.

4. Этап обсуждения и систематизации знаний.

Рассказы учащихся по темам:

Математические задачи — для фронта. (Артиллерия; Авиация; Военно-морское дело.)

На защиту Родины. (Рассказы об учёных, отдавших свои жизни за Родину)

Вклад учёных-математиков в победу. (М.В.Келдыш; А.Н.Колмогоров; А.Н.Крылов; И.В. Курчатов; А.А. Ляпунов; Ю.В.Линник и др.)

Изготовление листов-отчётов об изученном материале.

5. Рефлексия

Написать синквейн.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Война! Жестокая, безжалостная. Разрушает, убивает, сжигает. Осиротевшие дети, убитые горем матери. Страх!

Победа! Долгожданная, трудная. Радует, обнадёживает, согревает.70 лет мира. Счастье!

Ветераны! Родные и близкие. Знаем, помним, ценим. Вы наша совесть! Память!

Заканчивается мероприятие просмотром фильма “70 лет Победе”.

Литература.

1. Гнеденко Б.В.Математика и оборона страны, М .: 1978

2. Б.В.Гнеденко Математика и контроль качества продукции М.: Знание, 1984

3. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны. М.: Наука, 1983

4. Интернет-ресурсы

5. Энциклопедия для детей. Том 11 “Математика”. М.Д. Аксенова. Издательство: “Аванта+”, 1998.

6. Энциклопедический словарь юного математика для среднего и старшего школьного возраста. Савин А.П.. Издательство: “Педагогика”, 1989.