Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность определяется
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Виды работы над текстом на уроках литературного чтения
Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.
- Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.
- Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.
- Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.
- Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
- Чтение, деление на части. Составление плана.
- Чтение по готовому плану.
- Чтение, после чтения – пересказ.
- Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.
- Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
- 13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
- Чтение, ответы на вопросы.
- Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
- Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
- Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
- Чтение до указанного слова или до указанной информации.
- Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)
- Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.
- Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).
- Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).
- Чтение, составление сценария к диафильму.
- Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.
- Беседа с сопровождением выборочного текста.
- Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
- Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
- Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
- Установление путем чтения причинно-следственных связей.
- Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
- Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
- “Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.
- Нахождение предложения (отрывка), который мог бы
прочитать этот человечек.
- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
- Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.
- Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.
- Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.
- Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
- Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.
- Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.
- Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме __________чн_________,_______жи______ и т.д.
- Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.
- Нахождение в рассказе самого длинного слова.
- Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.
- Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол
- Чтение, пометка непонятных слов.
- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)
- Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)
- Чтение слов, к которым даны сноски.
- Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.
- Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.
- Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)
- Тетради по чтению для творческих заданий.
- Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.
- Творческие задания на карточках.
Для слабых учеников:
- Чтение с проговариванием слогов.
- Шепотом.
- Выделять посильные для себя части текста.
- Хоровое чтение.
- Групповое чтение.
- Выборочное чтение.
- Комментированное чтение.
Для регуляции темпа чтения:
- Отстукивание темпа.
- Скандирующее чтение.
Виды работы над выразительностью чтения:
- Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
- Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
- Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.
- Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
- Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
- Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
- Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
- Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
- Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.
- Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.
- Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
- Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.
В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы ТРКМ
Приемы активного чтения:
- Прием “Чтение с пометами”
- Прием “Толстые и тонкие вопросы”
- Прием “Чтение с остановками”
Приемы активизации ранее полученных знаний:
- Прием “Ассоциация”
- Прием “Ключевые слова”
- Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.
Приемы графической организации учебного материала:
- Прием “Составление кластера”
- Прием “Перепутанные логические цепочки”
Приемы, требующие творчества учащихся:
- Прием “Синквэйн” и “Диаманта”
- Прием “Цветопись”
- Прием “ Пятиминутное эссе”
Методы и приемы, используемые при групповой работе:
- Метод “Шесть шляп критического мышления
- Прием “Учебный мозговой штурм”
- Прием “Письмо по кругу”
Маркировочные таблицы:
- Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
- Прием “Чтение с пометками и таблица INSERT”
Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Библиографический список
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: “Альянс “Дельта”, 2003. – 192 с.
- Журова Л. Е. “Беседы с учителем. Методика обучения”. – М.: Вентана – Граф, 2002
- Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.
- Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
- Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011
- В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011