Тип урока: урок развивающего контроля
Цели урока:
- деятельностные – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции;
- содержательные – закрепить умение осуществлять самоконтроль за уровнем собственного здоровья.
Планируемые результаты:
- предметные – расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности, формирование умения вести наблюдение за динамикой уровня здоровья; оценивать текущее состояние организма посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб;
- личностные – владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
- регулятивные – формирование умения владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- познавательные – понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;
- коммуникативные – формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель урока: оценить уровень собственного здоровья
Задачи:
- знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
- выполнение функциональной пробы.
- оценка полученных данных по расчетным формулам.
- произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, средства “КМ-школы”, компьютерная презентация урока, “Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности” (25 шт.), “Карта оценки соматического уровня здоровья школьника” (25 шт.), секундомер.
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
Деятельность учителя: организует беседу, задает вопросы.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы не будем заниматься в спортзале, но все, что мы сегодня будем делать, непосредственно связано с вашим здоровьем. Знания и умения, которые вы сегодня получите, очень важны и значимы для вас.
На протяжении последних десятилетий резко ухудшилось здоровье детей и подростков (увеличение заболеваемости, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников). Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то сегодня к этим недостаткам добавились компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности. Ваша задача – укрепление и сохранение здоровья.
Вопросы к ученикам:
- что такое здоровье?
- можете ли вы определить уровень собственного здоровья?
- если да, то, по каким критериям?
- это субъективная или объективная оценка?
Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопросы, вступают в диалог.
Сегодня на уроке я помогу вам освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научу измерению, расчету и оценке ваших индивидуальных достижений.
2. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя: ставит учебную задачу.
Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности
Цель урока – оценить уровень собственного здоровья.
Задачи:
- знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
- выполнение функциональной пробы.
- оценка полученных данных по расчетным формулам.
- произведение общей оценки здоровья по соматическим показателям
3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания
Деятельность учителя: знакомит с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка.
Деятельность учащихся: работают по инструкции
Знакомство с методикой экспресс-оценки соматического уровня здоровья подростка (приложение 1).
У каждого из вас на парте лежит индивидуальная “Карта тестирования показателей физического развития и функциональной подготовленности” (приложение 2). В ней уже имеются данные, полученные при медосмотре. Это вес, рост, АД, ЖЕЛ, динамометрия кисти. Мы заполним недостающие графы, выполнив функциональную пробу.
Измерим ЧСС за 15 секунд в положении сидя. Запишите в таблицу в графу Р1.
- Встаньте. Выполните 30 приседаний за 45 секунд, выбрасывая руки вперед.
- Сядьте, найдите пульс и подсчитайте за первые 15 секунд восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р2.
- Подсчитайте пульс за последние 15 секунд первой минуты восстановления. Запишите результат в таблицу в графу Р3.
Заполним “Карту оценки соматического уровня здоровья школьника” (приложение 3), произведя расчеты.
1. Рассчитайте резерв функции внешнего дыхания по формуле:
Запишите результат в таблицу.
2. Рассчитайте резерв функции мышечной системы по формуле:
Запишите результат в таблицу.
3. Оцените соответствие массы длине тела (приложение 4). Запишите результат в таблицу.
4. Рассчитайте резерв функции сердечно-сосудистой системы (двойное произведение) по формуле:
Запишите результат в таблицу.
5. Рассчитайте резерв экономизации функции сердечно-сосудистой системы – индекс Руфье по формуле:
Запишите результат в таблицу.
Посмотрите на таблицу “Экспресс-оценка соматического уровня здоровья” (приложение 5).
Соотнесите свои расчеты с таблицей и поставьте себе в соответствующие графы количество набранных вами баллов, запишите себе в таблицу. Определите общее количество набранных вами баллов.
Самооценка учащимися результатов учебной деятельности
Деятельность учителя: организует самооценку учащимися собственного уровня здоровья.
Деятельность учащихся: оценивают уровень собственного здоровья
Посмотрите на таблицу “Группы здоровья детей и подростков” (приложение 6).
Зная количество набранных баллов, вы можете определить уровень собственного здоровья.
- 1 группа – здоровые дети
- 2 группа – “группа риска”
- 3 группа – больные дети
2 и 3 группы нуждаются в углубленном обследовании.
К какой из них вы относитесь?
5. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности
Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися.
Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем
Сегодня вы освоили тесты для самоконтроля здоровья, научились измерению и оценке собственных достижений. Вы путем расчетов определили свой уровень здоровья. Кого-то результат порадовал, а кто-то не может этим похвастаться. Теперь вы сможете оценивать уровень здоровья самостоятельно и заносить результаты на свою персональную страничку в автоматизированном рабочем месте ученика. Необходимо проводить мониторинг два, три раза в год, сравнивать результаты исследований. В случае изменений в худшую сторону – корректировка образа жизни, обследование у врача. Ваше здоровье в ваших руках. Необходимо укреплять и приумножать его.
Давайте вспомним основные составляющие здорового образа жизни. Назовите их.
Учащиеся называют составляющие ЗОЖ (по слайдам презентации)
“Самая первая и лучшая победа человека — покорить самого себя” (Платон).
- Спасибо за внимание. Все свободны.
Литература.
[1] В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.
[2] Б.Х. Ланда Мониторинг физического развития и физической подготовленности. М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.