Формирование речевой компетенции в форме типового и свободного диалога с использованием коммуникативно-ориентированных упражнений

Разделы: Иностранные языки


1. Теоретическая часть.

Актуальность.

Данное направление имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Способствуя самореализации личности, оно помогает обучающимся расширить круг возможного общения, тематику, вести беседы разного характера (диалог-расспрос, диалог этикетного характера и т.д.), что позволяет им легче социально адаптироваться в различных коммуникативных средах.

В центре обучения - коммуникативные запросы обучающегося. Предлагаемые задания тематически основаны на проблемах и интересах современной молодежи и современного общества, ближайшего социального окружения подростка.

Умение вести беседу на любую тему легко и непринужденно говорит о коммуникабельности человека, его начитанности, образованности, что помогает избежать ситуаций неуверенности, и находится в состоянии успеха в любых ситуациях.

Именно на среднем этапе обучения обучающиеся владеют достаточным объемом знаний (умение строить разные виды вопросов, знание определенной группы времен и умение их различать, языковые клише и т.д.), которые являются хорошей базой для активизации диалоговой речи, развития умений говорения, которые будут совершенствоваться на следующих этапах обучения.

Цель: обеспечивать комплексное поликультурное и билингвальное развитие обучающихся, развивать коммуникативную компетенцию в сторону функционального использования английского языка как средства общения и познавательной деятельности

Задачи:

  • способствовать выявлению и поддержанию интереса
  • дать возможность применить полученные знания в создании диалогов с дальнейшим выходом на свободное говорение
  • совершенствовать компенсаторную компетенцию: развитие интуиции, умение выходить из положения при дефиците языковых средств
  • научить обучающихся вести устное общение, принимая во внимание формальную, неформальную и дружескую сферы общения.

2. Практическая часть.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития, учащегося. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы:

  • как сделать современного обучающегося социально мобильным на рынке труда;
  • как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
  • как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения;
  • как вовлечь учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.

Диалог – это общение двух и более людей. Обучение диалогической речи на уроках английского языка является одной из важнейших задач. Одной их важных характеристик образовательного процесса является развитие речевого взаимодействия обучающихся при изучении иностранного языка, под которым понимается процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между обучающимися посредством языка. Показателями развития речевого взаимодействия выступают: эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений; характер техники речевого взаимодействия; характер стратегий социально-ориентированного взаимодействия; характер реализации речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации.

Из всего вышесказанного следует, что при изучении иностранного языка необходимо формировать навыки диалогического общения. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь.

Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые используются затем в монологической речи. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения. На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 - 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.

Что касается диалогической формы общения это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью, которая обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.

Существует два метода обучения диалогу: дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном методе работа начинается с целого диалогического образца. Диалог-образец является диалогическим комплексом, состоит из нескольких диалогических единств.

Алгоритм:

1) диалог заучивается наизусть

2) затем варьируется лексическая наполняемость, обработка элементов

3) обучающиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый

Вывод: усвоение системы происходит "сверху вниз" (от крупных блоков к элементам)

Недостаток: не развивает умение самостоятельно использовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне речи. Здесь обучение происходит в форме типового диалога. (Приложение 1).

При индуктивном методе работа идет от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Он обучает взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи, становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. В данном случае можно вести речь о формировании речевой компетенции посредством свободного диалога.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

- поддерживать определенный эмоциональный тон;

- следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;

- слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство: сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

На начальном этапе обучения дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога. Диалогические единства строятся по определенным схемам: вопрос-ответ /вопрос-ответ-вопрос /сообщение-вопрос /сообщение-сообщение /побуждение-сообщение и т.д. Овладение диалогическим единством того или иного типа будет идти через группу упражнений. Вначале обучающиеся знакомятся с образцом диалогического единства. Затем они учатся строить отдельные реплики. Наконец, упражняются в составлении целого диалога. Для упражнений в диалоге предлагаются ситуативные задания. Обучение происходит поэтапно.

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи. Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична, и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию. Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности. Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. По сюжетной картинке первый обучающийся составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

СНЕЖНЫЙ КОМ. Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Техника “Merry-Go -Round" "Карусель": обучающиеся встают в 2 круга, задают друг другу вопросы по теме "Знакомство", затем заполняют общую таблицу с информацией. Следующим заданием может быть рассказ о друге.

Техника"Ask and answer" "Вопрос-ответ": обучающимся предлагается поиграть в игру “Вопрос-ответ”. Учитель произносит утвердительное предложение и кидает мячик любому из обучающихся, обучающиеся должны задать специальные, альтернативные или общие вопросы. (Приложение 2)

Второй этап. Обобщение. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для общения.

Игра “Интервью”: обучающимся предлагается поиграть в игру “Интервью”, но учитель предупреждает о том, что они могут задавать только разделительные вопросы. Один из обучающихся выходит к доске и отвечает на разделительные вопросы остальных обучающихся. (Приложение 3)

Третий этап. Применение полученных и усвоенных навыков. На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Техника "Новый ученик": Учитель сообщает детям, что у них в классе появился новый обучающийся, и детям необходимо познакомится с ним. “Новый” обучающийся выходит к доске, а остальные обучающиеся задают ему различные вопросы. Тему вопросов лучше задать, причем в два приема:

1. Имя, возраст, откуда приехал, семья. Затем ближе к изучаемому материалу:

2. В каком классе, где провел каникулы, ездил ли за границу, любимый предмет, т.е. необходимо сформировать у детей определенные логические схемы ведения беседы. (Приложение 4)

Можно выделить несколько типов диалога, которые позволяют особым образом предъявлять ценности, создают основу для глубокого их переосмысления и реализуют иноязычный акт коммуникации. Одним из таких типов является духовный диалог. Для него свойственны глубокое понимание сущности проблемы, высокий уровень культуры диалогического взаимодействия. Например, детям предлагается познакомиться с писателем и его книгой, а затем на основе предложенной информации они должны ответить на следующие вопросы:

1. Вы еще не прочли эту книгу, но вы уже можете кое-что о ней сказать. Что вы ожидаете от этой книги? Выскажите, пожалуйста, ваши предположения.

Возможен смыслотворческий диалог, активно включающий участников в поиск новых смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентации.

1. Посмотрите на картину и скажите, какой теме она посвящена. (любовь)

2. Что вы ожидаете от серьезной любви?

3. Нравятся ли вам герои картины?

4. Что приходит вам на ум, когда вы смотрите на эту картину? Выскажите ваши предположения, чем может закончиться эта любовная история. Как по-вашему, подходит ли картине название? Как бы вы ее назвали? Обсудите содержание данной картины с вашим другом. Разыграйте диалог.

Имеет большое значение рефлексивный диалог, позволяющий оценить собственный потенциал. Например: Составьте диалог к следующим ситуациям по теме "Health is above wealth".

Для участников субъектно-смыслового общения может стать привлекательным самореализующий диалог, назначение которого, прежде всего, в утверждении личности, полноценной самопрезентации и самовыражении.

1. Чем бы вы занялись во время поездки в незнакомую страну в качестве туриста?

2. Что бы вы делали, если бы оказались в чужой стране на долгое время или навсегда?

3. Спросите ваших одноклассников, что бы они делали, если бы очутились в Британии, в США или в Швейцарии. Разыграйте диалог.

Список литературы.

1. Абрамова А.М. Образование в политике и политика в образовании// Вестник высшей школы. – М., 2005. - № 1.

2. Андриевская В. В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2007. – № 6.

3. О.Г. Бырдина О.Г. Диалоговая технология.// Иностранные языки в школе. – 2010.- № 9.

4. Борков В.Ф. Культура диалога/ В.Ф. Борков. - Минск, 2002.

5. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. – 2004.- № 1.

6. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 5.

7. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 2.

8. Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 4.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2006.

10. Кларин М. В. Инновации в обучении (метафоры и модели). - М., 2003. 27. Леонтьев А.А. Принципы коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 2

11. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 2005