Класс: 8
УМК: О.С. Габриелян. Учебник. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2014
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока – изучение и первичное закрепление новых знаний о химических реакциях, их признаках и классификациях.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Рассмотреть в чём заключается сущность химических реакций и условий их протекания
- Изучить признаки и условия протекания химических реакций, познакомиться с классификацией реакций по тепловому эффекту
- Научить делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом.
Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:
- Способствовать развитию познавательных интересов, учебной мотивации, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах, нравственно-этических чувств и регуляторов морального поведения.
Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:
- Регулятивных - развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы, определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу, способствовать приобретению навыков самостоятельной работы, планирования, прогнозирования, волевой саморегуляции, осуществления самоконтроля по результату и по способу действия. Развивать способности к рефлексии, к познавательной инициативе, самостоятельному учету результатов действия, внесение необходимых корректив.
- Коммуникативных – развивать культуру общения, чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно через работу в парах, группе; воспитывать культуру умственного труда, сохранения своего здоровья, соблюдения техники безопасности при работе с химическими реактивами, ответственность за результаты своего труда, выражение своих мыслей в соответствии с поставленными задачами и условиями, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование
- Познавательных – развивать умение анализировать и оценивать информацию, строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать, составлять план действий, предлагать решение выдвинутых задач, устанавливать причинно-следственных связи, делать обобщающие выводы, структурировать знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Ресурсы урока:
- презентация к уроку, химические реактивы: KSCN, FeCl3 (признак реакции – изменение цвета); CuSO4, NaOH выпадение осадка);
- Na2CO3, HCl (выделение газа); бенгальская свеча, видео “Хемолюминисценция”. Для закрепления реактивы: BaCl2 , ZnSO4
- презентация
Дидактическая структура урока | Содержание деятельности учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, ресурсы | Содержание деятельности учеников | УУД | Приложения |
Организация начала урока | Приветствует учеников, отмечает отсутствующих | Вступительные слова учителя, создание рабочего настроя | Реагируют на приветствие в индивидуальной манере, дежурные сообщают об отсутствующих | Коммуникативные: стиль общения
с учителем и друг с другом Регулятивные: самонастрой на работу |
2 мин |
Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний | Учитель предлагает вспомнить, что
изучает наука химия. Далее в ходе беседы выясняет, что превращение веществ – это химические явления или проще, химические реакции. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. |
Просит открыть оглавление учебника, найти параграф по названию и выписать определение “Химические реакции” | Ответ учащихся: “Химия – наука о
веществах, их свойствах и превращениях ” Ищут по оглавлению параграф “Химические реакции”, записывают в тетрадь определение “Химические реакции – это превращение одних веществ в другие” |
Регулятивные: развивать умение определять и формулировать цель, выдвигать гипотезу |
6 мин |
Получение новых знаний | Учитель объясняет, что сущность химической реакции заключается в том, что новые вещества образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества (слайд №) | Вопрос: “Какие условия необходимы для начала реакции?” | Запись в тетради “Сущность химической реакции – это образование новых веществ из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества” и зарисовка схемы со слайда. | Познавательные: развивать умение оценивать полученную информацию, строить логическую цепочку рассуждений |
5 мин. |
В ходе беседы выясняет условия,
необходимые для начала реакции: 1) Соприкосновение веществ (для этого используют измельчение или растворение веществ) 2) Нагревание 3) Для некоторых электрический ток или яркий свет |
Работа с учебником, стр. 159 (параграф 27) | записывают условия начала химической реакции в тетрадь | Регулятивные: развивать умение выбрать из теста учебника необходимые данные. |
5 мин. | |
Учитель поясняет, что ход
химической реакции сопровождается внешними
признаками и предлагает обратиться к
эксперименту и самостоятельно сделать вывод о
признаке химической реакции. Опыт №1 “Изменение цвета” KSCN + FeCl3 —> кроваво-красный цвет Опыт №2 “Выпадение осадка” CuSO4 + NaOH —> осадок голубого цвета Опыт №3 “Выделение газа” Na2CO3 + HCl —> бурное выделение углекислого газа Опыт №4 “Выделение (поглощение) тепла и света” - горение бенгальской свечи или видео опыта по люминисценции. (слайд №) |
Наблюдение химических опытов, проводимых учителем. | После обсуждения записывают после каждого опыта признак химической реакции. | Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений | 6 мин. | |
Учитель предлагает догадаться, какой признак не был назван (подсказывает, когда учащиеся заходят в кабинет после практической работы, этот вопрос звучит чаще всего) | Вопрос на сообразительность | Формулируют определение признака реакции: “Изменение запаха” | Познавательные: развивать умение строить логические цепочки рассуждений, выдвигать гипотезы и их обосновывать | 5 мин | |
Классификаций химических реакций
существует несколько. Сегодня познакомимся с
первой. Она называется “По тепловому эффекту”. Тепловой эффект – это тепло, которое выделяется или поглощается в ходе химической реакции. По тепловому эффекту реакции делят: Экзотермические Эндотермические |
Вопросы для размышления: Названия отличаются приставками. Как вы думаете, что они обозначают? Изучая какой предмет, вы ещё встречались с этими приставками? (если возникнут затруднения – работа с учебником, стр.157) |
Приходят к выводу что “экзо”
обозначает “наружу” , а “эндо” - “внутрь” и соответственно строят логическую цепочку и записывают в тетрадь. 1) Экзотермическая реакция – реакция, протекающая с выделением теплоты. 2)Эндотермическая – реакция, протекающая с поглощением теплоты |
Коммуникативные: - умение
выражать свои мысли, слушать собеседника Познавательные: развивать умение анализировать, оценивать полученную информацию, строить логические цепочки рассуждений. |
6 мин. | |
Первичное закрепление знаний | Учитель просит ребят подумать над
вопросом, по каким признакам мы отличаем реакцию
горения. После ответов детей, вопрос “на засыпку”: “Когда дома поджигаем газ на плите, тоже считаем, что горит, но ведь дым не виден, хотя он есть. (просто углекислый газ - невидимка). Вопрос: “Какие самые важные признаки у реакции горения?” |
Вопрос к размышлению: Каковы
признаки реакции горения? (Когда впору кричать:
“Пожар!”
Вопрос: “Какие самые важные признаки у реакции горения?” |
Ребята приходят к выводу, что
признаками реакции горения являются свет, тепло
и выделение газа Ребята делают вывод о том, что достаточно и двух признаков (выделение тепла и света) и записывают определение в тетрадь |
Регулятивные: развивать умение выдвигать гипотезу и её обосновывать Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений. |
3 мин. |
Контроль знаний | Учитель осуществляет первичную
проверку уровня освоенности материала Демонстрация опыта предваряется вопросами: 1)Условия для прохождения реакции 2) Признаки реакции 3) К какому типу относится? (изученному сегодня) |
Демонстрация опыта: BaCl2 + ZnSO4 |
Ответы детей: вещества соприкасаются в растворённом виде признак реакции – выпадение осадка ни к какому типу реакции данная реакция не подходит (в ней нет теплового эффекта) |
Познавательные – развивать умение наблюдать, анализировать, оценивать полученную информацию | 4 мин |
Информация о домашнем задании | Параграф 27 | записывают задание в дневник | 1 мин. | ||
Подведение итогов урока, рефлексия | Беседа по вопросам: 1. Какой была тема нашего урока? 2. Что больше всего запомнилось? Благодарит за работу на уроке |
Вопрос: Какую бы оценку вы поставили себе за урок? | Анализируют свою деятельность, осуществляют самооценку. (поднимают руку как при голосовании) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные: оценка, самооценка, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности |
2 мин. |