Тип урока: урок когнитивного типа (ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности).
Вид урока (смешанного вида):
- аналитический урок (установление причинно-следственных связей);
- урок-доказательство (выдвижение гипотез и их обоснование);
- урок моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.
Класс: 1.
Цель: формирование начального представления о причине возникновения радуг; создание изображения радуги в компьютерной программе “ArtRage” инструментами: тюбик, ластик, фломастер, присыпка.
Задачи:
- формирование начального представления о свете и цвете;
- выдвижение гипотез о причине возникновения радуги и их обоснование;
- выделить цвета радуги и определить закономерность расположения цветов;
- создание изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
- закрепление умения сохранять готовый документ.
Виды деятельности учащихся:
- воспринимать и анализировать изображения;
- выдвигать гипотезы и их обоснование;
- рассматривать красоту в явлениях природы;
- создавать изображения компьютерными средствами;
- знать и называть цвета радуги в строго определённом порядке;
- учиться работать в парах.
Задание: изображение радуги при помощи компьютерной программы.
Прогнозируемые результаты:
- учащиеся научаться перечислять цвета радуги в правильной последовательности с помощью мнемонического приёма;
- приобретут опыт работы в программе “ArtRage” инструментами: тюбик, ластик, фломастер, присыпка;
- получат возможность приобрести опыт вывода изображения для печати.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир” 1 класс;
- презентация PowerPoint;
- мультимедийный проектор;
- мобильный класс с персональными RAYbook;
- компьютерная программа “ArtRage”;
- принтер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Просмотр видеоролика, который включается ещё на перемене за несколько минут до начала урока. (Слайд 1)
- Наконец-то дождь заканчивается. Уже сквозь тучки проглядывает солнышко. (Слайд 2)
(Слайд 3)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти!
Солнце светит и смеётся,
А на землю дождик льётся.
И выходит на луга
Разноцветная дуга.
- Во время стихотворения демонстрируется видеоролик про радугу.
- Что вас так восхитило в этом фильме?
- Чему вы радовались?
(Радуга. В древности люди называли это явление “райской дугой”. Оттуда и пошло название “ра-дуга”.)
II. Повторение изученного.
- Давайте вспомним, почему идёт дождь?
(Ответы детей.)
III. Актуализация знаний.
- Когда можно увидеть радугу? (После дождя.)
- Всегда ли после дождя мы наблюдаем радугу?
- Какого цвета радуга? (Разноцветная.)
- Почему она разноцветная?
IV. Целеполагание.
- Кто уже может определить цель нашего урока?
- Откроем учебник с.40. Прочитайте целеполагающий вопрос.
- Попробуем выдвинуть гипотезу о причине, почему мы не всегда видим радугу и объяснить её.
V. Работа по теме урока.
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний.
- Начнём не с вопроса “Как возникает радуга?”, а с вопроса “Всегда ли после дождя мы видим радугу?” (Нет. Только когда после дождя выглядывает солнце.)
- Значит можно предположить, что всё дело не в дожде, а в солнце.
- Тогда следующий вопрос “Дождь – обязательное условие появления радуги?” (Да. В обычную солнечную погоду мы не видим радуги”.)
- Какой можно сделать вывод?
- Попытки объяснить возникновения радуги были сделаны людьми очень давно. (Слайд 4)
В прежние времена, когда люди ещё очень мало знали об окружающем их мире, радугу считали “небесным знамением”. Так, древние греки думали, например, что радуга — это улыбка богини Ириды.
Попытки научно объяснить явление радуги жестоко преследовались церковниками. В начале XVII века был отлучён от церкви и приговорён к смертной казни учёный Доминис, который пытался объяснить радугу естественными причинами. Он умер в тюрьме, не дождавшись казни, но труп его был всё-таки предан казни и сожжён!
Правильное научное объяснение радуги было дано после того, как была разгадана природа белого света.
(Слайд 5)
Около трёхсот лет назад чешский учёный Марк Марця открыл, что белый солнечный свет является светом сложным. Марци приготовлял различные граненые стёкла и наблюдал, как через них проходит солнечный свет.
Однажды Марци взял для опыта кусок стекла в виде клина — стеклянную призму — и поставил её на пути тонкого луча солнечного света в тёмной комнате. Результат был неожиданный: на стенке комнаты, там, где должен был упасть солнечный луч, прошедший через стеклянную трёхгранную призму, появилась многоцветная радужная полоса. Она была подобна небесной радуге — различные цвета в полоске на стене располагались в том же порядке, что и в небесной радуге, переходя друг в друга: за красным цветом шёл оранжевый, затем желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Марци понял, что белый свет — это свет сложный; при определённых условиях он разлагается на многие цветные лучи, образуя радужные полосы.
- Давайте посмотрим обучающий фильм “Как получается радуга”.
(Слайд 6)
Танцевальная физминутка. (Слайд 7)
- Какого цвета радуга?
- Сколько цветов мы различаем?
- В каком порядке они идут?
2. Первичная проверка понимания.
Работа в парах.
- У вас на партах лежат дугообразные полоски 7 цветов.
- Что это за цвета?
(Цвета радуги.)
- Составьте из них радугу.
- О чём мы должны помнить?
3. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Когда нельзя увидеть радугу? (Когда нет солнца.)
- Можно ли её увидеть зимой? (Да.) (Слайд 8)
- Как в домашних условиях получить радугу? (1.Опыт в ванной. Сильная струя мелкого душа и сильный свет лампы. 2. В миску налить воды и положить на дно зеркало. Наклонять тарелку до тех пор, пока на зеркало не упадёт луч солнца.)
- Почему она имеет форму дуги? (Слайд 9)
- Если на радугу посмотреть с земли, то она имеет форму дуги.
А если на неё посмотреть из самолёта в небе, какой она будет формы? (Слайд 10, 11, 12)
4. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении по образцу.
- Включите RAYbook.
- Найдите на рабочем столе программу “ArtRage”. Откройте её.
- Рассмотрите в нижнем левом углу “Инструментарий”. Найдите инструменты: тюбик, ластик, фломастер, присыпка.
- В правом нижнем углу рассмотрите цветовую палитру. Вспомните, какие цвета нам сегодня понадобятся и почему.
- Можете сразу приступить к заданию? (Нет, т.к. мы не знаем каким из перечисленных инструментов нужно рисовать радугу.)
- Сегодня мы будем учиться изображать радугу инструментами “тюбик” и “ластик”.
- Внимание на экран. (Учитель демонстрирует поэтапное рисование радуги.)
- Подведём курсор к инструменту “тюбик”. Выбираем инструмент нажатием левой кнопки мыши. Выберем толщину линии – 50-60, используя значки “+” и “-”. Щёлкая несколько раз левой кнопкой мыши.
- Теперь выбираем цвет.
- Какой цвет человек видит первым? (Красный. Он меньше всего отклоняется от человеческого глаза.)
- Выбираем цвет нажатием левой кнопки мыши.
- Рисуем дугу.
Танцевальная физминутка. (Слайд 13)
VI. Самостоятельная работа.
- Таким же образом рисуем остальные цвета. Помним о порядке цветов радуги. Пользуйтесь алгоритмом, который вы видите на доске.
1. Выбираем “тюбик”.
2. Выбираем толщину 50-60.
3. Выбираем цвет.
4. Рисуем дугу ниже.
(Практическая работа учащихся, помощь учителя.)
- Теперь выровняем концы радуги.
- Каким инструментом будем пользоваться? (Ластиком. Он удалит лишние линии.)
Работу можно оформить, добавив пейзаж.
- Пользуйтесь известными нам инструментами “фломастер”, “присыпка”.
- Вспомним, как сохранить наше изображение в этой программе.
- В верхней части экрана находим меню и выбираем “Файл”.
- В появившемся окне выбираем вкладку “Сохранить изображение как”.
- Выбираем вкладку “Рабочий стол”.
- В нижнюю строку Имя файла вводим своё имя.
- Нажимаем кнопку “Сохранить”.
VII. Подведение итогов урока.
- Вспомним цель нашего урока?
- Достигли мы цели?
- Выставка работ учащихся.
VIII. Рефлексия. (Слайд 14)
- Постарайтесь закончить предложения.
- Сегодня я узнал, почему...
- Теперь я знаю, чтобы увидеть радугу, надо ...
- Теперь я умею...
- Мне было интересно...
- У меня получилось...
(Слайд 15)