Ценностно-ориентационный этап.
Тема занятия выбрана мной не случайно. Ведь отношения в семье – это одна из составляющих духовно – нравственного воспитания, над которой мы с детьми работаем. Учащиеся 3 классов все ближе подходят к пубертатному возрасту, когда начнется переоценка своей личности и личности своих близких. В этот период особенно важно сориентировать детей на семью, семейные ценности, объяснить им, что ближе и роднее родителей у них ни кого нет и искать помощь и защиту следует только в своей семье. В младшем школьном возрасте необходимо учить детей состраданию, учить помогать людям, учить умению не только отстаивать свое мнение, но выслушивать мнение других людей.
Цель внеклассного мероприятия: способствовать формированию цельной нравственной личности, осознающей свой долг перед ближними.
Участниками проектной деятельности являются учащиеся, представители родительской общественности, гости мероприятия.
Конструктивный и презентативный этап
1. Планирование:
Цели и задачи:
- Обсудить с учащимися проблему нравственного понимания роли семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас.
- Способствовать формированию мотивации и стремления к взаимопониманию с родными и близкими людьми.
- Развивать умение работать в группе, исполнять роль капитана команды, т.е. брать на себя ответственность за работу своей группы детей.
Составление плана деятельности:
- Написали сочинений на тему “Моя семья”
- Провели конкурс рисунков на тему “Моя семья”
- Оформили стенд на тему “Родительский дом – начало начал” и “День матери” (мама – главный член семьи)
- Подготовили стихи, прозу и песню по заданной теме
- Подготовили трафареты для изготовления птиц (оберег - символ семейного очага)
- Подготовили “Заповеди семьи” (подарок гостям мероприятия)
- Раздаточный материал
- Канцелярские принадлежности
- Украшение кабинета
- Музыкальное сопровождение
Практическая значимость и ожидаемые результаты:
Учащиеся будут иметь возможность задуматься о ценности семьи в их жизни, о значении родителей, о том, что их благополучие – это результат труда родителей.
2. Выполнение проекта.
1. Организационный момент.
2. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня с вами на нашем мероприятии?
Правильно, мы поговорим о таких необходимых всем людям понятиях, как дом, семья, отношения в семье, взаимоотношения с родителями, братьями, сестрами.
-А что для вас обозначает понятие семья? (родители, забота, уют, любовь)
-Семья - это прежде всего внутренняя близость людей, взаимопонимание, взаимовыручка, сопереживание, любовь.
-Недаром в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. А какие знаете вы?
-Почему родительский дом начало начал?
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ родительский дом.
1 уч. Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто “Де”. А в старославянском – “добро”. Внешне она похожа на дом. Русские крестьяне так ее и называли “дом”.
2 уч. Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, работаем, едим, нянчим детей, молимся Богу, поем песни, рассказываем сказки. Дом-это целый мир.
1 уч. Очень важно иметь дом. Без него человек не может быть счастлив.
3 уч. Буква О похожа на хоровод, круг. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это наши мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры - наша семья.
4 уч. Буква “М” похожа не ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно.
Теперь в слове “дом” каждая буква на месте, так же как и каждый член семьи.
Проектная деятельность
А) Главным центром жизни ребенка является родительский дом. Каким бы он ни был: большим и роскошным, маленьким и скромным для каждого он является самым дорогим местом на земле. Во всех испытаниях и бедах родительский дом – убежище для души. Все дороги ведут к родительскому дому. О доме, как и о семье, сложено много пословиц и поговорок. У вас на столе находится начало пословицы. Ваша задача – вспомнить концовку или сочинить свою и дописать.
1. Держись друга старого, (а дома нового)
2. В гостях хорошо, (а дома лучше)
3. Твой дом (твоя воля)
4. Дома и (стены помогают)
5. Мой дом (моя крепость)
6. Своя хатка (родная матка)
7. Двор, что город, (а дом, что терем)
(зачитывают пословицы.)
- Вот какие замечательные пословицы получились.
Б) Чтобы в родительском доме семья была дружной, и в дому был порядок, покой и стабильность, нужно чтобы в семье соблюдались определенные правила, заповеди семьи.
Каждая команда должна за 5 минут разработать по 3 заповеди хорошей дружной семьи и записать на ставню.
Проверка выполнения задания. Дети зачитывают ответы.
Заповеди семьи
Семья должна учить любить,
Прощать и вежливыми быть,
Заботу к ближним проявлять
И никого не обижать.На помощь к другу приходить
И комплименты говорить;
Плохого меньше замечать
И обещанья выполнять.Дружить и старших уважать,
Быть справедливыми, не врать,
Собою жертвовать уметь,
Быть скромными и всех жалеть.Вот для чего семья нужна,
Вот почему она важна.
Когда семья такою станет,
Другая в мире жизнь настанет
в) Заходя в дом, мы всегда обращаем внимание на окна. Окно – это необходимая часть жилища человека. А зачем оно нужно? (смотреть на людей, природу, узнавать погоду, чтобы было светлее в доме и т.д.)
Мы говорим “Глаза – зеркало души”. А окна – зеркало дома. И как замечательно, когда вечером в окнах зажигается свет и вся семья собирается за одним столом.
Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумерках зажглись,
Здесь живет моя семья.
И, дыханье затая,
В родные окна вглядываюсь я.
Задание: Вам нужно оформить свое окно как вам нравится. (5 минут) (проверка, выслушивание детей)
Итак: на окнах шторы и тюль создают уют в доме, чисто вымытые стекла помогают видеть все происходящее на улице, цветы на окне- украшение.
А если в доме есть кошка, она непременно выглянет в окошко.
г) Для каждого ребенка родительский дом – это место тепла, уюта, нежности, добра, любви, заботы.
Какими душевными качествами должны, по вашему мнению, должны обладать ваши близкие, запишите на лепестках и приклейте к серединке. (5 мин)
- Прошу команды зачитать какими вам хотелось бы видеть членов своей семьи. (дети зачитывают)
Д) А помните, ребята, мы писали с вами сочинение на тему “Моя семья”. В каждом доме, судя по вашим сочинениям, есть определенные традиции. И одной из таких традиций является гостеприимство. Вы, вместе с родителями, встречаете гостей, готовите различные блюда, накрываете на стол. Русские традиционные блюда.
В вашем меню наименований тыща.
Для гостей разнообразная пища.
Соленья присутствуют и винегреты.
Картошка, вареники и котлеты.Пельмени, салаты, компоты, борщи,
Супы и уха, пироги и щи.
Лучшим хозяйкам дорога открыта.
Желаем приятного аппетита!
Задание такое: из перечисленных продуктов определить, какое блюдо приготовлено. Придумать ему интересное название. (10 мин)
(проверка выполнения: зачитывают продукты, называют блюдо, название).
Д) На Руси традиционно в каждом доме имелся оберег – символ семейного очага – птица счастья. Вот такая (показываю). Давайте сделаем такую же, но из бумаги.
А теперь пожелаем счастья нашим гостям и подарим им птицу счастья.
Итак, вы замечательно потрудились, приготовили различные кушанья, приготовили подарки, вы действительно радушные хозяева.
Все в дому есть для счастливой жизни: и заповеди семьи, и красиво украшенные окна, и любимые близкие, и уют, и забота, и любовь.
Мы строили каждый свой дом. А сейчас давайте объединим наши квартиры. Выносите к доске, прикрепляйте магнитами. У нас получился большой, многоквартирный дом, где живет, растет, развивается много ребят. И каждый любит привычки, уклад жизни, традиции своего родительского дома, своей семьи. Только в родительском доме вы можете получить тепло души, заботу, нежность и все самое необходимое для жизни ребенка и любого человека.
А ещё я знаю, что Аня и Настя написали стихи про свои семьи. Прочитайте, пожалуйста.
В наше новом многоквартирном доме было бы неплохо спеть (Дети поют ).
Дети дарят приготовленные подарки.
Спасибо, уважаемые гости, за внимание.
Оценочно-рефлексивный этап.
Учащиеся в течение подготовительного периода и внеклассного занятия учились с уважением относиться к своим родным и близким, учились сохранять взаимопонимание в семье, узнали, что семья – это ячейка общества и что благополучие общества складывается из благополучия каждой отдельно взятой семьи.