Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примере песен военных лет; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны; прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в настоящее время.

Ход мероприятия

Звучат песни военных лет

Звучит мелодия песни. Если завтра война".

Из-за кулисы выходит девушка, подходит к авансцене и на фоне музыки произносит слова:

Мы рождены не для войны - для жизни, творчества, любви!

Из-за другой кулисы выходит юноша, подходит к авансцене и на фоне музыки произносит ту же фразу:

Мы рождены не для войны - для жизни, творчества, любви!

Звучит мелодия припева, девушка и юноша подходят к центру сцены, музыка стихает.

В.1

Чтобы памяти нить живую
В поколениях не порвать,
Мы солдата судьбу фронтовую.
Будем с нашими вечно сверять.

В.2

Солдат, он до своей солдатской доли
Был просто мальчиком - таким, как был и я.
Он дотемна был на футбольном поле -
По этой страсти мы уже друзья.
Все, что ему, мне дорого и мило,
Как будто жить одна нас мать учила ...

Звучит вальс

Голос за кадром (во время вальса)

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

(отрывок из стихотворения С.Щипачева “22 июня 1941 года”, 1943)

Звучит запись Ю.Левитана о начале войны.

1-й ученик:

Я – первоклассник, мне семь лет.
Дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят,
Что такое “семьдесят”?
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта столько шла дней?

2-й ученик:

Шла война четыре года, много полегло ребят,
Но закончилась победой семь десятков лет назад.
Семьдесят лет назад расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.

1-й ученик:

Я не знаю про эту войну ничего.
Книгу я прочитаю. Увижу в кино.
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой был убит на войне.

1В: 9 мая вся Россия будет отмечать самый светлый праздник – День Победы над фашистской Германией. 70 лет наша страна не видела ужасов войны. 70 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов.

2В: День Победы – это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным! Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слез и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что мы живем благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда, казалось, невозможно было выжить.

1В: С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимые.

2В:

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Это слова из поэмы “Василий Теркин” Александра Твардовского.

Воевал весь наш народ, воевала песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

1В: Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне или о войне? (ответы детей)

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба.

2В: На второй день после объявления войны стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача, прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворения каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

1В: Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

Прослушивание фрагмента песни “Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой”

2В: Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находился на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невест получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тесту. Так была создана песня “Землянка”.

Выступление учащихся с песней “Землянка”

1В: Отмечая очередную годовщину Великой Победы, хочется вспомнить не о потерях и жертвах Великой Отечественной войны – безусловно, самой жестокой в истории человечества, а о том, как в те лихие годы шутка помогала советскому солдату выжить, сохранить бодрость духа и бороться за Победу.

2В: Это только на первый взгляд кажется парадоксальным, что в нескончаемом грохоте сражений могло найтись место искрометной шутке, язвительной частушке.

1В: В каждой шутке, звучит победоносная нота. Советский воин шел в бой, убежденный в неизбежности нашей Победы.

Ведущие уходят, под музыку выходят двое солдат.

1-й солдат.

Пригласить сейчас вас рады
На солдатскую эстраду.

2-й солдат. Точно по цели! Ни выстрела мимо!

1-й солдат. Рушить врага чем угодно – не грех!

2-й солдат.

Бей по фашистам, неукротимый,
Снайперский, грозный “гвардии смех”!

Выходит гармонист. Солдаты поют частушки.

Из колодца вода льется,
Вода – чистый леденец.
Наша армия дерется,
Значит, Гитлеру – конец.

Гитлер с Геббельсом ругались,
Фюрер назван был свиньей.
Свиньи очень возмущались
За сравнение с собой.

Партизанская тропа
Не бывает узкой.
Сколько Гитлеру не воюй,
А победа - русская.

Растерял фашист портянки,
Удирая во всю прыть.
Мы сегодня без махорки
Дали немцам прикурить.

Мы частушки вам пропели,
Пусть они достигнут цели –
И врага от этих строк
Пусть согнет в бараний рог.

Гармонист и солдат уходят, выходят ведущие

1В: Метко, остроумно и зло издевались советские солдаты над фашистскими вояками и их главарями.

2В: Доставалось и немецкой техникой технике. Самолет “Хейнкель - 126” за неуклюжесть советские бойцы прозвали “козлом” и придумали о нем массу сатирических стихотворений.

Ученик читает стихотворение “Козел в огороде”

Жил был у фюрера козлик урод,
Лез этот козлик не в свой огород.
Вздумалось козлику к нам заглянуть,
Все поразведать – назад улизнуть.
Вот он над нами, кривой и горбатый.
Гостя наводчик поймал в коллиматор,
Выжал педаль – и, как будто стрела,
Трасса от пушки к мотору прошла.
Вмиг кувыркнулся подбитый козел,
Книзу, горя и брыкаясь, пошел.
Жил был у фюрера козлик горбатый...
“Был, да весь вышел, - смеются ребята.-
Шел да споткнулся на нашей дорожке.
Остались от козлика рожки да ножки”.

2В:

Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

1В:

не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой...

Под музыку ученики говорят пословицы.

1-й ученик: Русский солдат говорит “Гут!”, когда немцы бегут.

2-й ученик: Хорошо, когда немец бит; еще лучше, когда убит.

1-й ученик: Зайди солдат к немцу с тыла, и он убежит с фронта.

2-й солдат: И короткими очередями можно вести длинный счет.

1-й солдат: Немец до тех пор нахал, пока к нам в плен не попал.

2-й солдат:

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки (отрывок из стихотворения Семена Гузенко “Перед атакой”, 1942)

Ученик:

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А. Твардовский)

В1: Сначала поэт Евгений Долматовский написал стихотворение “Улицы-дороги”. Произошло это в только что освобожденном от фашистов Гомеле. До этого наши войска уже освободили Орел и Брянск. Поэт заметил интересную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была Брянская улица, в Брянске — Гомельская, В Гомеле — Минская. Долматовский отправил стихи в Москву Марку Фрадкину. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг через год, уже в конце войны, он услышал по радио голос Утёсова, исполняющего песню вроде бы его, но не совсем. У песни каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин!

В2: Оказывается, Марк Фрадкин все-таки написал музыку к песне. А текст дописал... Леонид Утесов.

Из воспоминаний Леонида Утесова: “Одна беда - песня скоро начала стареть. Ведь кончалась она призывом: "Вперед, на Минск!" А в июле 1944 года столица Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами "На Берлин!" Песня снова стала злободневной".

В1: “Дорога на Берлин”, в исполнении учащихся начальной школы.

Учащиеся 1-4 класса исполняют песню “Дорога на Берлин”

Под музыку немецкого марша выходят немецкие генералы

1-й генерал (браво):

Я есть немецкий генерал.

2-й генерал (браво):

Маршрут – нах остен до Урал,
Через Москва – столица.

Раздаются взрывы, выстрелы, генералы падают на пол.

1-й генерал (нерешительно):

Я есть фашистский генерал...

2- генерал (нерешительно):

Я мастер в части драпа...

Убегают

2В: Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто “ковала” великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих своих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества. А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Минута молчания, под звуки метронома на экране фотографий бессмертного полка

1В: Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:

Этот День Победы порохом пропах,
Этот праздник с сединой на висках,
Это радость со слезами на глазах...

- никто не останется равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

2В: Вы наверно догадались, о какой песне идет речь. Как она называется?

1В: Да это песня “День Победы”, авторов Давида Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы.

2В: Полюбившаяся песня звучит везде, и конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни.

Включается запись песни “День Победы”

1В: Празднуя очередную годовщину великой Победы, мы воздаем должное силе духа советского солдата, преодолевшего все испытания воны.

2В: Свидетельством этой силы духа останется острое народное - оружие тех, не чьей стороне правда и добро.

Ученик:

Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: “- Люди, постойте,
Войну, прекратите, живите достойно,
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это???”

Война – это боль, это смерть, это слезы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн – НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!!
(Ольга Маслова, Пусть будет мир)

В завершении мероприятия учащимися школы исполняется песня “О той весне”.

Используемые ресурсы

1. В. Лебедев-Кумач – “Если завтра война;

2. Отрывок из стихотворения С.Щипачева “22 июня 1941 года”, 1943;

3. Звучит запись Ю.Левитана о начале войны;

4. Поэма “Василий Теркин” Александра Твардовского;

5. Газета “Последний звонок” № 9, 2005г.

6. Отрывок из стихотворения Семена Гузенко “Перед атакой”, 1942;

7. Песня “День Победы”, авторов Давида Тухманова и В. Харитонова;

8.Стихотворение Ольга Маслова, “Пусть будет мир”;

9. Евгений Долматовский, Леонид Утесов, Марк Фрадкин, – “Дорога На Берлин”;

10. http://bigwar.msk.ru/.

11. http://histerl.ru/lybiteliam_istorii/velikaia_otechestvennaia_voina.htm

12. Час памяти “Сатирой по врагу” | Социальная сеть Pandia.ru (pandia.ru›text/78/658/96470.php);

13. "В землянке" Слова А.А. Суркова,  Музыка К.Я. Листова;

14. “О той весне” - автор песни Елена Плотникова