Формирование ценностных ориентаций в технологии мастерской "Формула любви"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Задачи:

  • Показать учащимся уникальность переживания чувства любви каждым человеком.
  • Предоставить возможность юношам и девушкам выразить свое отношение к любви.
  • Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, его многоликости.
  • Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.

Возраст: 16-20 лет

Материалы и оборудование: мультимедиа аппаратура, видео, листы бумаги формата А-3 или ватмана, фломастеры.

План проведения мастерской

Этапы мастерской Содержание этапа Время
Сонастройка Сообщение темы мастерской. Чтение стихотворения М. Скребцовой О чем идет речь в стихотворении? (В стихотворении заменяются слова “ЛЮБОВЬ” местоимением “ОНА”. Приложение 1.

Взаимная настройка участников друг на друга и на тему классного часа – работа со стихотворением о любви. Мастер предлагает выбрать понравившуюся фразу и записать. Участники мастерской выделяют в отрывках ключевые слова и устно объясняют свой выбор.

5-10 мин.
Индукция “наведение”

Актуализиция внутреннего мира участника

Ассоциации + личный опыт

Индуктор – слово ЛЮБОВЬ

Ассоциации к слову ЛЮБОВЬ. Что мы знаем о любви?

  • Если это цвет, то какой?
  • Если это фигура, то какая?
  • Если это музыка, то какая?
  • Если это поэзия, то какая?
  • Если это время года, то какое?
  • Если это фильм, то какой?
  • Если это... (придумать самим свой вариант) и озвучить.
5 мин.
Самоконструкция создание собственного интеллектуального продукта Работа в группах

Прослушав притчу В.А.Сухомлинского “Что такое любовь?”, выписать 5 тезисов о любви. Приложение 2

Изобразить ЛЮБОВЬ на ватмане наглядно, используя различные цвета и записи.

15 мин.
Социализация

Устный рассказ

Предъявление созданного интеллектуального продукта другим участникам занятия. 10 мин.
Деконструкция и реконструкция

Разрушение имеющихся представлений, знаний об изучаемом объекте

Прослушивание начала сказки Феликса Кривина “Былинка и Солнце”. Сочинить конец этой сказки. Озвучить по желанию.

Былинка полюбила Солнце...

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил.

Вопросы для самоанализа:

1) Какова эмоциональная окраска сюжета сказки?

2) Пессимистическая или оптимистическая модель поведения влюбленного в сказке?

Примечание:

  • Оптимистическая модель характеризуется независимостью влюбленного от объекта любви, отношения развиваются на фоне психологического комфорта и благоприятны дл личностного развития.
  • Пессимистическая модель определяется полной зависимостью человека от объекта привязанности и связью любви с отрицательными эмоциями: страхом, депрессией. Человек, строящий отношения согласно второй модели, лишает себя самостоятельности, переживает тревогу, депрессию

3) Выберите из списка слова или словосочетания, которые не имеют отношения к любви. Что такое НЕЛЮБОВЬ?

10 мин.
Афиширование Представление участниками своих вариантов Формулы любви. 10 мин.
Рефлексивный этап На сердечках ЛЮБВИ запишите, что взяли в свою душу и сердце с нашей мастерской?

Эмоциональное пятно: видеоролик “Что такое любовь?”

5 мин.

Литература

  1. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. – СПб.: “Паритет”, 2003.
  2. Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы) – М.: ТОО “Интел Тех”, О-во “Знание” России, 1993.
  3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.