Конкурс патриотической песни "Все приходящее, а музыка вечна…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • развивать наглядно-действенное мышление;
  • стимулировать поиск новых творческих задач.

Задачи:

  • всестороннее развитие личности;
  • воспитание уважения к истории человечества, чувства патриотизма, гордостиза свою страну и уважительное отношение к старшему поколению;
  • расширение музыкального кругозора  детей;
  • формирование чувства гордости за воинов-защитников.

Программа мероприятия строится в форме концерта, участниками которого являются творческие коллективы учащихся и преподавателей ОУ.

Перед началом и во время концерта зрителям представлены презентации и видеоролики на тему «Защитники Отечества». В фойе оформлена выставка рисунков учащихся ОУ.

Оборудование: мультимедийная установка, микрофоны и т.д.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик 1.  (без объявления)

Любимая Россия, родная наша мать!
Каким высоким словом мне подвиг твой назвать?
Какой великой  славой венчать твои дела?..
Какой измерить мерой тот путь,  что ты прошла?
Никто в таком величье вовеки не вставал.
Ты – выше всякой славы, достойней всех похвал!
И, все народы мира, что с нами шли в борьбе,
Поклоном благодарным поклонятся тебе;
Поклонятся всем сердцем за все твои дела.
За подвиг твой бессмертный, за все, что ты снесла;
За то, что жизнь и правду сумела отстоять,
Любимая Россия, родная наша мать!

В1: Добрый день, ученики, учителя,  уважаемые гости!  С праздником вас, с Днем Защитника Отечества!

В2: В самом названии – День Защитника Отечества – заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. Этот праздник подчеркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость российской державы.

В1: День Защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Отчизне. Мы посвящаем свой концерт мужеству тех, кто не щадил себя ради Отечества.

Ученик 2.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится что живы…

(К. Симонов)

В2: И мы снова и снова возвращаемся к тем памятным событиям 1941-1945г, когда наша «страна огромная» встала на «смертный бой с фашисткой силой тёмною».

Просмотр видеоролика о Великой Отечественной войне

В1: Четыре страшных года, 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 1 мая 1945 года Егоров и Кантария подняли Знамя Победы над Рейхстагом. 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня на параде Победы, Москва чествовала героев, а у Мавзолея, на Красной площади лежали поверженные гитлеровские штандарты. Народ выстоял. Страна победила.

В2: С первых дней Великой Отечественной появились десятки новых песен, большинство из которых, надев солдатские шинели, встали в ряды защитников Родины.

Ученик 3.

Человеку холодно без песни
На земле, открытой всем ветрам.
Я не знаю, в мире место есть ли,
Где не верят песням, как кострам...
Как лесам шуметь,
Рождаться людям,
Ливням плакать,
Зорям полыхать –
Так и песня вечно в мире будет,
И ее не надо сочинять.

В1: Сколько прекрасных и незабываемых песен, посвященных Великой Отечественной войне. И есть в них всё: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё лучшее,  что создали поэты и композиторы о тех годах, то это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.

В2: О таких песнях у нас и пойдёт речь сегодня.

В1: Но мы не только прослушаем эти песни. А поучаствуем в конкурсе патриотической песни и для этого нам необходимо строгое, но компетентное жюри.

В2: Представляет жюри. (Приложение 1)

В1: Сначала поэт Евгений Долматовский написал стихотворение «Улицы-дороги». Произошло это в только что освобожденном от фашистов Гомеле. До этого наши войска уже освободили Орел и Брянск. Поэт заметил интересную особенность: последняя улица, по которой проходили наши наступающие войска, как бы указывала маршрут к следующему городу, который предстоит брать. В Орле это была Брянская улица, в Брянске — Гомельская, В Гомеле — Минская. Долматовский отправил стихи в Москву Марку Фрадкину. Ответа от композитора сразу не последовало. И вдруг через год, уже в конце войны, он услышал по радио голос Утёсова, исполняющего песню вроде бы его, но не совсем. У песни каким-то удивительным образом появилось продолжение. Она звала уже не на Минск, а на Берлин!
В2: Оказывается, Марк Фрадкин все-таки написал музыку к песне. А текст дописал... Леонид Утесов.
Из воспоминаний Леонида Утесова:"Одна беда – песня скоро начала стареть. Ведь кончалась она призывом: "Вперед, на Минск!" А в июле 1944 года столица Советской Белоруссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву и так далее, заканчивая словами "На Берлин!" Песня снова стала злободневной".
В1: «Дорога на Берлин», в исполнении учащихся начальной школы.

Учащиеся 1-4 класса исполняют песню «Дорога на Берлин»

Ученик 4:

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

(И. Иванов)

В2: Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была большей. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже.

В1:  В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигерманской коалиции.

В2: Мы приглашаем на сцену учащихся 6-7 класса.

Учащиеся 6-7 класса исполняют песню «Битва под Москвой»

В1: «У деревни Крюково» — популярная в СССР песня о бое за деревню Крюково (один из эпизодов сражения под Москвой в 1941 году), написанная поэтом Сергеем Островым и композитором Марком Фрадкиным в 1974 году под впечатлением подвига красноармейцев, удерживавших ценой своей жизни последний рубеж перед Москвой.

Учащиеся 11 класса исполняют песню «У деревни Крюково»

В2: Ржевская битва — боевые действия советских и немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, проходившие в районе Ржевского выступа с 8 января 1942 года по 31 марта 1943 года с перерывами от полутора до трёх месяцев.  В народной памяти бои подо Ржевом остались самыми страшными. В деревнях многих районов вокруг Ржева бытует выражение «погнали подо Ржев». Также и немецкие ветераны с ужасом вспоминают бои в «большом пространстве Ржева»

В1: В результате боевых действий за 17 месяцев оккупации Ржев, а также соседние города и деревни были практически полностью разрушены, в том числе, артиллерией и авиацией Красной армии при попытках их освобождения.
Из 20 тысяч человек, оказавшихся в оккупации,  в день освобождения, 3 марта 1943 года, осталось 150 человек, вместе с районом — 362 человека. Из 5443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297. Общий материальный ущерб, нанесённый городу и району в ходе боевых действий, по определению Чрезвычайной Государственной комиссии составил полтора миллиарда рублей.

В2: «Под городом Ржевом» в исполнении 5,8 класса

Учащиеся 5,8 класса исполняют песню «Под городом Ржевом»

В1: Сталингра́дская би́тва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда и разгрому крупной стратегической немецкой группировки в междуречье Дона и Волги в ходе Великой Отечественной войны.

В2: Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

В1: По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружения и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинградской битве положила «начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли», за которым последовали освобождение оккупированных территорий Европы и окончательная победа над Третьим рейхом в 1945 году.

В2: О  Сталинградской битве нам исполнят песню учащиеся 9 класса

Учащиеся 9 класса исполняют песню «Сталинградская битва»

В1: Ку́рская би́тва 5 июля — 23 августа 1943 года; также известна как Битва на Курской дуге по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

В2: Жуков Г. К. отмечал:
"Раздраженный неудачами и чрезвычайно большими потерями, Гитлер, как он всегда поступал в подобных случаях, всю вину за провал наступательной операции «Цитадель» переложил на головы своих фельдмаршалов и генералов. Он снимал их с должностей, заменяя, по его мнению, более способными. Гитлер не понимал, что провал крупной стратегической операции зависит не только от командующих, а определяется главным образом большой суммой военно-стратегических, политических, моральных и материальных факторов"

В1: Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший её, впоследствии писал:
Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С её неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте.

В2: О курской битве учащиеся  10 класса.

Учащиеся 10 класса исполняют песню «На Курской дуге»

Ученик 5:

Недаром Первый Белорусский
Громил оплот германо-прусский –
Гнездо зачинщиков войны.
Недаром Первый Украинский
Ворвался в лабиринт берлинский,
С другой ударив стороны.
Соединясь, они Берлину
Несли возмездье в этот день
За Беларусь, за Украину,
За черный пепел деревень!
Во время залпов в честь победы
Обрывок дружеской беседы
Случилось ночью слышать мне:
"Москва – в огнях, Берлин – в огне!" (С. Маршак)

В1: Шагая по песням о крупных сражениях Великой Отечественной войны, мы пришли к последнему бою.

В2: Берли́нская стратегическая наступательная операция — одна из последних стратегических операций советских войск на Европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе.

В1: В этой военной операции участвовало с нашей стороны 2,5 млн. человек, 8000 самолётов, 6000 танков 42000 орудий и миномётов.

В2: «Последний бой он трудный самый», о нём нам споют учителя нашей школы

Выступление учителей «Последний бой»

В1:Битва за Берлин была закончена штурмом Рейхстага и водружением на нём Знамени Победы. 8 мая 1945 года в предместье Берлина был подписан  Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии зафиксировал ликвидацию гитлеровского рейха. Указом Президиума Верховного Совета СССР день 9 мая объявлялся днем всенародного торжества – праздником Победы.

Ученик 6:

Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.
От жары, от злого зноя
Гимнастерки на плечах повыгорали;
Свое знамя боевое
От врагов солдаты сердцем заслоняли.
Они жизни не щадили,
Защищая отчий край – страну родную;
Одолели, победили
Всех врагов в боях за Родину святую.
Солнце скрылось за горою,
Затуманились речные перекаты,
А дорогою степною
Шли с войны домой советские солдаты.

(А. Коваленков)

В2: Почти три столетия насчитывает регулярная русская армия. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.  На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов. Память о наших предках, их делах и свершениях должна жить в сердцах соотечественников.

Ученик 7:

Великой державой считают ее —
Могучей, огромной, красивой.
Пусть радует и процветает страна,
Жемчужина мира — Россия!
Защитники Родины дарят ей мир,
Счастливую жизнь и достаток.
Пусть хлеб будет свежим, хрустальной вода,
А воздух чист, ясен и сладок!

Текст песни «Дон Поляков – Курская дуга»

(вступление)

1. Пол Европы под немцем,пол России в дыму
Пробирается к сердцу Гитлер нашу Москву
Фрицы зря ликовали в сорок третьем году
Зубы здесь обломали об огненную дугу

R:А под Курсом бои бои,всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуга не пропустят врага
А под Курсом бои бои всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуганНе пропустят врага

2.Власовцы сверепеют,Тигры яростно прут
Зря надежды лелеют скоро гитлер-капут
Отступают фашисты всё пылает в огне
За родную отчизну бой на Курской дуге

R:А под Курсом бои бои всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуга не пропустят врага
А под Курсом бои бои всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуга не пропустят врага

(проигрыш)

3.Миномёты пехота,артиллерии строй
Всё изрыто снарядами был здесь танковый бой
И на танковом поле заповедник-музей
Дней военных история собирает людей

R: Шли под Курском бои бои всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуга не пустила врага
Шли под Курсом бои бои всё смешалось враги свои
А под Прохоровкой дуга не пустила врага

(проигрыш)

Список литературы