Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;
- Обогащать речевой словарь словами по теме;
- Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
- Учить определять самоцель.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление;
- Развивать творческое воображение детей;
- Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
- Воспитывать чувство гордости за родную страну.
Материал:
- Разрезные картинки с космическим сюжетом; воздушный шар голубого цвета, фломастер черный; интерактивная доска, ноутбук; фантастическая музыка в записи; листы белой бумаги по количеству детей, клей, кисти, салфетки для аппликации; звезда, бубен.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12
апреля – “День космонавтики”.
Непосредственно образовательная деятельность
Введение в тему занятия.
Дидактическая игра “Разрезные картинки”.
Цель: уметь составлять сюжет, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.
Описание игры: воспитатель готовит картинки, на которых изображен предмет или сюжет, связанный с темой занятия. На оборотной стороне каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки “рубашка” получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы количество фрагментов совпало с количеством детей. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх.
- Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как можно с ними поиграть?
- (ответ детей)
- Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать фрагменты.
Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Подходят к столам с флажками одного цвета с картинкой. Собирают фрагмент в одно целое.
- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?
- (ответ детей)
- но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком населенном пункте мы живем?
- (ответ детей)
- Правильно мы живем в Новом Васюгане. А Новый Васюган находится в Томской области. А Томская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.
Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.
Что же тогда окружает нашу Землю?
- (ответ детей)
- А что же еще находится в космосе?
- (ответ детей)
- А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?
- (ответ детей)
- Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.
Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?
Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?
А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?
- (ответ детей)
- Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.
Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.
Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку. <Музыка1>
- Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп. Приглашаю вас на свои места. Присаживайтесь на стульчики, мы будем наблюдать за звездным небом.
Дети садятся напротив интерактивной доски. На экране появляются планеты. Гимнастика для глаз. Дети смотрят на планеты сначала одним глазом, затем воспитатель предлагает посмотреть на планеты другим глазом.
Цель: тренировка мышц органов зрения.
На экране появляются планеты. Звучит фантастическая музыка. <Музыка2> Воспитатель про каждую планету читает стихотворение.
Меркурий
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: Меня догоните!”
Венера
В честь богине красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь.
Земля
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше Звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке...
Жизнь на зе6мле вы найдете повсюду –
В самом далеком, глухом уголку.
Марс
Марс – таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Юпитер
Юпитер – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютых холод круглый год!
Сатурн
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран
Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Плутон
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освящен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
с ним спутник летит под названьем Харон.
- Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Какие планеты вы запомнили?
- (ответы детей)
- а вы знаете, что на Луне живет Звездочет, который считает планеты. Это такая игра. Предлагаю поиграть в “Звездочета”.
Дети становятся в круг и произносят считалку, при этом передают друг другу звезду. Выбранный звездочет двигается под звук бубна подскоками за кругом. Как только бубен замолкает, звездочет останавливается и становится между двух детей, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три – беги! – обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать звезду у звездочета. Игра продолжается 3-4 раза.
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел отсчет.
Меркурий – раз, Венера – два,
Три – Земля, четыре - Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон...
Кто не видит – выйди вон!
- Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?
- (ответы детей)
- Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.
Стук в дверь. Входит ребенок в костюме инопланетянина.
- Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.
Мне кажется, что это еще не совсем взрослый инопланетянин, а еще ребенок. И, наверное, он, как и вы любит поиграть.
- (инопл.) Я хочу загадать вам загадки.
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это... (солнце).Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – Луна,
А дочурки... (звезды).
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
“А” похожа на ... (ракету).
- (инопл.) Я очень люблю танцевать. Потанцуйте со мной. Я станцую инопланетный танец, а вы повторяйте движения за мной. <Музыка3>
Физ. минутка Танец инопланетянина.
Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
- (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!
Дети прощаются с инопланетным гостем.
- Ну вот, инопланетный гость улетел. А кто еще летает в космос?
- (ответы детей)
- А кто знает, как звали первого космонавта?
- (ответы детей)
- Солнечное утро 12 апреля 1961 года. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.
Стихотворение читает ребенок.
Первый космонавт.
На космическом корабле
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вкруг Земли виток.
А корабль назывался “Восток”.
Его знает и любит каждый,
Был он юный, сильный, отважный.
Помним взгляд его добрый с прищуром,
Его звали Гагарин Юра.
На экране слайд-шоу на тему Космос. Под песню “Знаете, каким он парнем был...” музыка А. Пахмутовой. <Видео1>
Список используемой литературы.
- Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.- (Библиотека Воспитателя).
- Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. - М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. - 80с.