Каждому ребенку необходимо, независимо от условий жизни и его происхождения:
- Быть здоровым.
- Находиться в безопасной обстановке.
- Получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.
Одной из важнейших проблем в жизни современного общества является здоровье наших детей. При решении этого вопроса необходимо развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни путем привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка– это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма.
Активная двигательная деятельность не только оказывает положительное воздействия на здоровье и физическое развитие, но и обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.
Основные условия формирования навыков будущего поведения в обществе:
- воспитание у ребенка осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
- выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
- создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность и меньше травмируются снижаются болевые ощущения. Стретчинг повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине, позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений.
Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поэтому занятия физкультурой надо превратить в игру-сказку. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, снять закомплексованность, укрепить мышцы, выровнять осанку. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры в ходе, которой дети изображают различных животных и выполняют упражнения на различные группы мышц в сопровождении музыкальных произведений.
Принципы организации занятий:
Принцип научности – это построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, физического и психического развития ребенка.
Принцип систематичности – это необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков адекватных особенностей их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий
Принцип постепенности – это необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному». «от простого к сложному», «от менее привлекательного в более привлекательному».
Принцип индивидуальности – это такое построение процесса занятий , при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, физического развития, двигательной подготовки. При индивидуальном подходе учитывается психическая и физиологическая стороны развития ребенка.
Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение этого принципа – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
Принцип учета возрастного развития движений – это степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
Принцип чередования нагрузки – это такое сочетание физических упражнений, которое обеспечивает чередование нагрузки и отдыха (т.е. работа одних мышц, которые осуществляют движение, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов).
Принцип наглядности – это один из главных обще-методических принципов при работе с дошкольниками. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений), звуковой (осуществляется в виде различных звуковых сигналов) и двигательной ( она является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений).
Принцип сознательности и активности – это формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Задачи игрового стретчинга:
- Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
- Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, подвижности в суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
- Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей.
- Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно– сосудистой и нервной системы организма.
- Создание условий для положительного психоэмоционального состояния дошкольников.
- Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
- Создание условий для благотворного влияния музыки и психосоматической сферы ребенка.
Структура занятий по игровому стретчингу.
- Вводная часть – начальная организация занимающихся, установка на психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение их внимания.
- Основная часть. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия: на первом – знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных; на втором – совершенствование и точность выполнения упражнений (все упражнения на втором занятии выполняются при музыкальном сопровождении).
- Заключительная часть – восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.
Рекомендации к использованию стретчинга в домашних условиях
Ключ к успеху при занятиях стретчингом является систематичность упражнений. Поэтому проводить его необходимо не только в ДОУ, но и дома.
При выполнении растяжек необходимо придерживаться основных правил стретчинга:
- разогрев перед упражнениями;
- медленное и плавное исполнение упражнений;
- расслабление мышц;
- «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной;
- снижение травматичности;
- спокойное дыхание;
- регулярная растяжка.
Упражнения на растяжку необходимо выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Выполнение таких упражнений улучшит осанку, уплотнятся мышцы и станут сильнее.
Упражнения, которые можно выполнять родителям вместе с детьми в домашних условиях:
- наклоните голову, потяните правое ухо к плечу, Задержаться в таком положении 3с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
- встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержка на 3с. Повторить упражнение с другой ногой;
- поднимите руки на уровень плеч, согните локти в поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево, задержитесь на 30с. Затем в другую сторону;
- наклон вперед, Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
- «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом. Вторая сзади прямая, прямая спина. Постараться сесть как можно ниже;
- растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице, колени находятся на одном уровне;
- растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
- растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
- растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
- очень эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спины выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая – выпрямлена;
- растяжка на поперечный шпигат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
- Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.