Данная тема особенно актуальна для детей с дизартрическими расстройствами, у которых нарушение просодического компонента, как известно, входит в структуру дефекта.
2 слайд: Достижение поставленной цели играет важную роль в развитии слухового восприятия, умения вести диалог, в формировании выразительной речи, в усвоении правил пунктуации русского языка.
3 слайд:
Задачи как планируемые результаты УУД
- Воспитательные (УУД):
- быть дружелюбным, отзывчивым.
- Предметные (УУД):
- уметь воспринимать и воспроизводить вопросительную и повествовательную интонации;
- уметь распознавать и обозначать вопросительную интонацию на письме.
- Метапредметные (УУД):
- быть способным к рефлексии;
- обладать навыками самоконтроля;
- уметь действовать по инструкции;
- быть готовым к сотрудничеству;
- уметь вести диалог.
4 слайд: На этапе самоопределения к деятельности детям предлагается посмотреть отрывок из сказки «Теремок». После просмотра анализируем диалоги (Как завязывался разговор между персонажами?).
5 слайд: Переходя на этап актуализации знаний спрашиваем, как они начинают разговор, как его поддерживают. Дети, опираясь на знания с уроков русского языка, говорят о вопросительных и повествовательных предложениях. На данном этапе выявляем учащихся, которые испытывают трудности в изучении данной темы.
6 слайд: На этапе постановки учебной задачи задаем вопрос «Как вы считаете, важно ли уметь различать повествовательные и вопросительные предложения?». И подводя ребят к постановки учебной задачи, спрашиваем «Так чему нам нужно научиться на сегодняшнем уроке?»
7 слайд: На этапе построения плана занятий я предлагаю ребятам визуализировать задачу: показываю пазлы и говорю, что они достигнут умения, когда соберут картинку из них. За каждое задание будет прикрепляться один пазл.
Визуализация помогает детям настроиться на рабочий лад и распределить силы на все занятие. Она обеспечивает готовность ребят к выполнению заданий и поддерживает мотивацию в течение всего занятия.
8 слайд: Для развития восприятия вопросительной интонации предлагаю следующее задание: детям раздаются сигнальные карточки с вопросительным знаком. Логопед произносит фразы. Если фраза вопросительная, то дети поднимают знак вопроса.
Речевой материал: Наступила зима? Летом вода в реке теплая. Осенью часто идут дожди. Весной цветут яблони? Осенью заяц меняет серую шубку на белую? Весной на деревьях распускаются листья. Небо затянуто серыми тучами? Погода в июле ясная и жаркая.
(Не забудьте прикрепить пазл)
9 слайд: Для самостоятельного выполнения задания учащимся раздается текст стихотворения без знаков препинания. Логопед читает стихотворение, а учащиеся опираясь на восприятие ставят точку или вопросительный знак.
— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
— Сижу.
— Лестницу ждешь?
— Жду.
— Яма сыра?
— Сыра.
— Как голова?
— Цела.
— Значит живой?
— Живой.
— Ну, я пошел домой!
Затем на проектор выводится текст со знаками, и дети самостоятельно проверяют свои работы, сверяя их с эталоном. Это задание способствует развитию зрительного внимания и памят.
Также на листе нарисован светофор. После проверки ребята «зажигают» светофор красным – если задание выполнил с многочисленными ошибками или не справился, желтым – если допустил одну-две ошибки и над заданием пришлось длительно подумать, зеленым – если задания выполнил верно и без затруднений.
(Второй пазл)
10 слайд: Для динамической паузы предложена компьютерная игра «Правильный банан» (портал Мерсибо). Данная игра способствует развитию слухового внимания. Для выбора «человека», который произносит слово верно, ребята поочередно работают с компьютерной мышкой.
(Третий пазл)
11 слайд: Для развития восприятия и дифференциации вопросительной интонации предлагаю такое задание с мячом: Логопед бросает мяч ребенку и говорит предложение с повествовательной интонацией, ребенок говорит то же предложение, но с вопросительной интонацией и возвращает мяч, и наоборот.
Речевой материал:
У слона большие уши. У жирафа длинная шея. Волк живет в логове. Зимой медведь спит в берлоге. Корова дает молоко. Из шерсти животных прядут пряжу. Белка и заяц – травоядные животные.
Собака грызет кость? Попугаи живут в клетке? Тело птицы покрыто перьями? Осенью ласточки улетают в теплые края?
(Четвертый пазл)
Затем детям предлагается выполнять данное упражнение в парах. Проверяем по одному предложению.
(Пятый пазл)
12 слайд: Предлагаем одному ученику собрать из пазлов картинку. Это цветочная поляна. Логопед раздает каждому ребенку бумажную бабочку и предлагает сначала раскрасить ее в цвет своего настроения, а затем показать, насколько он приблизился к цели занятия. Пусть ребята еще раз проговорят цель занятия. Если все бабочки яркие, светлые и «сели» на полянку, то цель достигнута. Но не забывайте воспитывать у ребят адекватную оценку собственной деятельности!
13 слайд: Данная презентация поможет спланировать логопедическое занятие и создать проект логопедического занятия для презентации.