Проектироване рабочей программы по русскому языку по ФГОС

Разделы: Русский язык


Вместе с интенсивными преобразованиями содержания образования, организации образовательного процесса происходят изменения нормативного обеспечения работы школы. Основным документом образовательного учреждения, описывающим механизм реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, является основная образовательная программа образовательного учреждения. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Для конкретизации работы по ее реализации в конкретном классе по каждому учебному предмету учителем или группой педагогических работников разрабатывается рабочая программа.

Рабочая программа является нормативно управленческим документом ОУ, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога, а также нормативным документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), основывающимся на государственном образовательном стандарте, примерной программе по учебному предмету.

 Основными функциями рабочей программы являются:

нормативная (программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
целеполагания  (программа определяет ценностные ориентиры и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область);
содержательная (программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития);
процессуальная (программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения);
оценочная (программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания).

В январе 2015 года методическим объединением учителей русского языка и литературы  нашей школы была разработана рабочая программа по русскому языку основного общего образования согласно следующей структуре:

 1. Пояснительная записка

– кому адресована, тип ОУ;
– концепция программы, цели и задачи;
– сопроводительные материалы (фундаментальное ядро, примерная программа по предмету); авторская программа к учебнику (если она есть), положенная в основу рабочей программы по предмету;
– преимущественные формы организации деятельности обучающихся, направленные на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС. Указать количество контрольных работ, практических и лабораторных.
– имеет смысл указать на преемственность по отношению к ООП НОО.
– обобщенные цели и задачи изучения предмета (можно взять из фундаментального ядра содержания общего образования);
– можно использовать изданные примерные программы по предметам, авторские программы разработчиков УМК.

 2. Описание места предмета в учебном плане 

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в учебном году

5

6

7

8

9

 

 

 

итого за курс обучения

 

Личностные, метапредметные, предметные  результаты освоения конкретного учебного предмета.

3. Содержание учебного предмета

Содержание раздела должно быть согласовано с   фундаментальным ядром содержания ООО, выбранной линией УМК., уровнем изучения предмета (если углубленное изучение предмета, то содержание должно согласовываться по годам обучения)

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Раздел

Тема

кол-во часов

Вид деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого часов

 

Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету

– выделить специфические условия предмета;
– указать для чего используются (например,  для проектно-исследовательской деятельности).

5. Планируемые результаты изучения предмета

Класс

Раздел/тема

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

5

6

7

8

9

 

 

 

Изучив данную структуру, мы разработали следующий алгоритм создания рабочей программы.

1. Выбрать примерную программу.
2. Сопоставить содержание примерной программы с содержанием  федерального стандарта по предмету.
3. Дополнить рабочую программу темами, вопросами, содержащимися в стандарте, но не включенными в примерную программу.
4. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса.
5. Определить требования к уровню подготовки учащихся, распределить их по классам.
6. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов УМК (федеральный перечень учебников на конкретный учебный год).
7. Выбрать или разработать измерители.
8. Разработать тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

Используя данный алгоритм, нами была составлена рабочая программа. Далее представляю её фрагменты.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку основного общего образования МБОУ СОШ №3 составлена в соответствии с Федеральным  государственным  образовательным стандартом основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

В рабочей  программе по русскому языку для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в  программе для начального общего образования.

Рабочая  программа реализуется   через формы организации деятельности обучающихся, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах к обучению и воспитанию.

При реализации программы запланировано:

Класс

Контрольная работа

Сочинение

Изложение

5

7

3

4

6

10

4

2

7

6

4

2

8

5

4

4

9

4

3

2

 

2. Общая характеристика предмета

Целью изучения русского языка в школе является усвоение содержания  предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания

3. Описание места предмета в учебном плане

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель

Количество часов в учебном году

5

5

35

175

6

6

35

210

7

4

35

140

8

3

35

105

9

3

34

102

Итого за курс обучения:

732

4. Личностные, метапредметные, предметные  результаты освоения конкретного учебного предмета (В данном разделе сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык», согласованные с поставленными целями освоения рабочей программы, определены ценностные ориентиры работы учителя.  Результаты отражают требования к результатам освоения ООП ОУ, сформулированные в ФГОС ООО).

5. Содержание учебного предмета  (на примере раздела «Морфемика и словообразование»)

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности(на примере раздела «Морфемика и словообразование»)

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид деятельности

 1

Морфемика как раздел лингвистики.

 1

 Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования…

2

Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем.

6

3

Словообразование как раздел лингвистики.

34

7. Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету

8. Планируемые результаты изучения предмета

класс

Раздел/тема

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

5

Морфемика.

Словообразование.

различать изученные способы словообразования;

анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;

соблюдать орфографические нормы в процессе письма (в объёме содержания курса)

 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.