Цели:
– познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
– создать условия для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности;
– содействовать развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения, привития интереса к предмету.
Педагогические задачи:
– формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования;
– совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности;
– обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка;
– пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты (предметные):
– читать стихотворение с соблюдением норм литературного произношения.
– находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
– уметь работать в паре (планировать работу, оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);
– определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
– производить самооценку деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
- Личностные: формирование эстетических потребностей, мотивация бережного отношения к духовным ценностям; формирование чувства понимания и любви к живой природе.
- Регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; приобретение умения выражать своё позитивное отношение к прочитанному.
- Познавательные: выделение существенной информации, выявление выразительных средств языка.
- Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе и работе в парах; умение осуществлять самоконтроль.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно–поисковый, деятельностный метод практических и устных упражнений.
Технологи: технология деятельностного подхода к обучению, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид ресурса:
– гимнастика для глаз http://www.youtube.com
– И.А. Бунин «Листопад» http://www.vnikitskom.ru
– Картины на тему «Золотая осень» http://ru.wikipedia.org
– ребус «Листопад» https://urok.1sept.ru
– изображение «Резьба по дереву» http://slavyanskaya–kultura.ru
– изображение «Терем» http://fast–images.ru
– изображение с опавшими листьями http://platinumwall.ru
– аудиозапись: Чайковский «Времена года. Октябрь» http://plus–music.org
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
– Начинаем урок литературного чтения. Давайте улыбнемся друг другу, постараемся доставить радость и положительные эмоции от совместной работы себе и нашим гостям.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
На днях выпал снег. Завьюжило, закружило за окном. Самое непредсказуемое время года прощается с нами. Мне приятно вспоминать мгновения проходящей осени. У нас сегодня есть возможность повернуть время вспять…
Речевая разминка: «Сентябрьская скороговорка»
– Прочитайте шёпотом:
Все клёны стали рыжие,
И ни один не дразнится:
Раз все равно все рыжие –
Кому какая разница!
– О каком периоде осени говорится в скороговорке? Какое настроение у вас возникло?
А теперь читаем ещё раз, поддерживая радостное настроение.
– Вдохнули глубоко, на выдохе произносим скороговорку.
– Произнесите скороговорку громко, чётко выговаривая все звуки.
3. Актуализация знаний
– Осень – это время, которое вдохновляет художников, поэтов, композиторов … Они изображают красоту осени доступными им средствами: красками, художественными образами, звуками …
– Послушайте: это звучит музыка П.И.Чайковского...
(Презентация: И.Левитан "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень", И. Остроухов «Золотая осень". Ученик читает отрывок из сочинения на фоне репродукции картины И. Левитана.)
Осень заглянула в берёзовую рощу. Позолотила листья на деревьях. Не забыла кусты: подарила им оранжевый платок. Не добралась Осень только до небольшого лесочка на правом берегу реки. Он бодро зеленеет. Но к нему уже спешит с осенними красками подружка–берёзка.
Скоро золотая Осень станет хозяйкой леса.
– Я приглашаю всех в Литературную гостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чему поучиться у него. Вот его портрет. Кто это? (Портрет И.А.Бунина).
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно вы подметили: перед нами умный , интеллигентный человек с проницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он?
– В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которые исследовали биографию И.А.Бунина. Предоставляем им слово.
4 ученик: Информацию об Иване Алексеевиче Бунине мы нашли в энциклопедии и в специальных литературных статьях, посвященных его творчеству. Помощь в оформлении выставки его книг оказала Марина Петровна, библиотекарь школы.
1 ученик: Родился Иван Алексеевич Бунин в конце 19 века в обедневшей дворянской семье. Вы видите на слайде улицу в городе Воронеже, на которой жила семья .(слайд). Позднее Бунины переехали из города в деревню. В деревне Ивану очень нравилось. Он писал, что здесь он в полной мере ощутил прелесть родной земли, её запахи, звуки, краски…
2 ученик: Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение, которое сразу же получило высокую оценку в литературных кругах. Бунин писал не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Они печатались в литературных журналах, отдельных сборниках. Вы видите их на экране.(слайд) За сборник стихотворений «Листопад» Бунин получил Пушкинскую премию.
3 ученик: Кроме увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл «бродником» от слова «бродить». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в Африке. В 1920 году ему пришлось вместе с женой покинуть Россию навсегда и уехать за границу. По оставленной родине Иван Алексеевич тосковал всю жизнь.
4 ученик: В возрасте 63 лет Иван Алексеевич первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии – высшей награды за выдающиеся литературные произведения. (слайд).
– Спасибо ребятам из группы «Биографы».
– Вы видите на книжной выставке сборники лирических произведений И.А.Бунина, его прозаические произведения – с ними вы познакомитесь в старших классах. Очень приятно брать в руки книги, которые уже доставили радость многим читателям. Советую чаще посещать библиотеку, читать произведения известных авторов.
– Сложную, но достойную жизнь прожил Иван Алексеевич Бунин. Он оставил нам в наследство своё видение мира – произведения. Название одного из них вам надо расшифровать. (слайд)
Рисунок 1. Ребус
4. Постановка цели урока и учебных задач.
– С каким произведением познакомимся? Определите тему урока.
(Со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»)
– Верно. Мы будем исследовать отрывок из стихотворения А.Бунина «Листопад».
– Какую цель поставим перед собой? Что будем делать на уроке? (Исследуем текст стихотворения, будем наблюдать и анализировать художественные средства).
– В конце урока мы с вами дадим ответ на важный вопрос: Что даёт нам поэзия?(слайд)
5. Совместное открытие новых знаний
– Слушаем текст и постараемся представить картины осеннего леса.
(Использование электронного носителя с аудиоприложением)
Проверка первичного восприятия стихотворения
– Вы внимательно слушали. Понравилось стихотворение? Посоветуйтесь друг с другом, скажите одним словом, какую осень вы представили? (Один человек из пары отвечает, встаёт второй вместе с ним)
6. Физкультминутка
– Проверим вашу внимательность. Я называю дерево. Если оно есть в стихотворении, то один раз хлопаем в ладоши, если нет, то покачиваем головой отрицание.
Берёзы (+), осины(–), ёлочки(+), клёны(+), дуб(+), рябины(–), сосна(+).
Физминутка «Ёлочки»
(«Ели» — стоя на носках, руки вверх. «Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» — присесть, руки вперед. Следить за спиной, спина прямая.)
Есть в лесу три полочки.
Ели-ёлки-ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на ёлочках – роса.
Первичное закрепление. Работа в парах
– Прочитайте стихотворение друг другу по четыре строки.
а) – В стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. (1 вариант) В конверте №2 на карточках записаны значения этих слов. Соотнесите слово с его лексическим значением. (2 вариант)
(Проверка на экране)
– Какое слово требует особого внимания? (терем). Что вы знаете о тереме?
– Что скажет Консультант? ( Слово терем в Толковом словаре Ожегова объясняется так: терем – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.) (слайд)
б) Какие цвета встретились в тексте. Проверьте соответствие цвета вашему представлению о нем. (слайд)
7. Включение в систему знаний и повторений
– Разделите произведение на две части по настроению. (весёлое и немного грустное)
– Посовещайтесь друг с другом, где граница этих частей? Кто хочет прочитать первую и вторую части? (Чтение в паре)
Анализ первой части отрывка
– С чем сравнивает поэт лес? Найдите и зачитайте этот отрывок.
– Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
– Что представляют собой стены лесного терема? (деревья)
–С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.
– Что автор пишет о ёлочках? На что похожиёлочки? (навышки–башнитерема)
– Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для стен своего терема? (клёны)
– Итак, терем почти готов:стены – деревья, башни – ёлочки, резьба – берёзы с их жёлтыми листочками.
– Чего не хватает в нем? (окон)
– Прочитайте, как выглядят окна терема?
– Какой запах ощущается в тереме?
– Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? Какие художественные средства использовал автор, чтобы нарисовать образ леса–терема?
– Какие эпитеты использует для этого автор? Назовите сравнения.
– С какой целью употребляет их автор?
8. Зрительная физкультминутка
Представим себе на мгновение, что нас пригласили в этот лес–терем. Полюбуемся листопадом.…(Гимнастика для глаз «Листопад»)
9. Самостоятельное применение знаний. Анализ 2 части отрывка
– Кто хозяйка пёстрого терема? (Осень) С каким настроением Осень вступает в свои владения? (с грустным)
– Какие картины видит она перед собой?
Сегодня на пустой поляне… (словесное рисование)
Сегодня целый день играет… (словесное рисование)
Сегодня так светло кругом… (словесное рисование)
– Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Найдите слово, которое повторяется несколько раз.(Сегодня)
– Что хотел показать этим повтором автор? (Все быстротечно, все мимолетно, и дни, годы, уже надо именно сегодня ценить и видеть красоту,что вся эта красота скоро закончится)
– Тихо в осеннем лесу. Слышится только шелест листьев.
– Найдите слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика?"молчанье" – [ч ];"вышине" –[ ш] ;"можно" –[ ж] ;"тишине" –[ ш ];"расслышать" –[ ш] ;"шуршанье" – [ш]
Этот прием называется звукопись, он позволяет услышать и ярче представить какой то образ.
10. Практическое применение знаний
– Обратите внимание на начальные и конечные строки отрывка. Что заметили?
– Бунин заканчивает отрывок стихотворения почти теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале и эти слова, как рамка к картине, нарисованной поэтом
– На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Темп чтения. Тон чтения. Логические ударения. Паузы.)
– Кто желает прочитать стихотворение ? (два ученика по частям)
11. Домашнее задание
1. Выразительно читать стихотворение.
2. Выучить стихотворение наизусть.
3. Прочитать другие стихи И. А. Бунина.
12.Творческая работа
В Литературной гостиной принято знакомить присутствующих со своим творчеством. Я предлагаю вам проявить себя в составлении синквейна.
(Работа – запись на кленовом листе. По окончании работы зачитываем 3-4 синквейна, помещаем листы на доску под дерево. Учитель читает и помещает на доску свой синквейн)
13. Рефлексия учебной деятельности
– Вспомните основные этапы урока и оцените свою работу на уроке. Возьмите в руки буклет. Сделайте отметки в разделе « Задания к уроку».
– На уроке вы работали очень хорошо, интересно. Оценки я поставлю детям, проявившим себя чуть больше.
– Для кого наш урок был полезен? Какие новые знания, мысли вы получили? Пригодится ли вам в жизни информация, полученная на уроке?
– Вернёмся мы к началу урока– создадим свою рамку –итог нашей работы.
– В начале занятия мы задавали себе важный вопрос: Что даёт нам поэзия? (Ответы)
– Уметь подмечать интересные мгновения жизни, уметь радоваться каждому мгновению жизни – это великое искусство. Нам надо учиться этому. И.А. Бунин говорил о своем творчестве так: (слайд)
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия!
– Желаю вам во всех ситуациях уметь радоваться жизни, ценить её каждое мгновение. Спасибо за работу на уроке.