С сентября 2012 года обучающиеся 5-х классов переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы;
требования к структуре основной образовательной программы;
требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы является математическое образование.
Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации обучающихся к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в основной школе отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 875 уроков.
Предмет «Математика» в 5-6 классах включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а так же элементы вероятностно-статистической линии.
Согласно проекту Базисного учебного (образовательного) плана в 5-6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет). На изучение математики в 5-6 классах отводится 350 часов.
В рамках учебного предмета геометрии традиционно изучается евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
Цель содержания раздела «Геометрия» – развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе – урок.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
В качестве примера приведу технологическую карту урока математики в 5 классе по теме «Проценты» второй час.
Технологическая карта
Предмет |
математика |
Класс |
5 |
||||||||
Тема урока |
Проценты (2 урок). |
||||||||||
Тип урока |
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности |
||||||||||
Цели |
Создать условия для развиватия умения находить процент от числа; умение решать уравнения, выполнять все действия с обыкновенными дробями; продолжить обучение решению задач на проценты; создать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе; продолжать приучать к аккуратности, внимательности. |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
– объяснять, что такое процент; |
– осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, приводить примеры использования отношений на практике; |
– уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; |
|||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Проценты, дроби, уравнение, корни уравнения. |
||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||
1 |
Мотивация |
Осмысливают задачу, строят логическую цепочку рассуждений.
|
Перевести проценты в десятичную дробь: 20%, 1%, 5%, 50%,15%, 25%, 75%, 100% |
Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока. |
Мультимедиапроектор |
3–4 мин. |
|||||
2 |
Актуализация субъективного опыта |
– используют знание компонентов арифметических действий; |
Предлагает решить задачу №1539 |
Решают задачу |
10 мин. |
||||||
3 |
Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях |
– анализируют и осмысливают текст задачи; |
Предлагает еще раз повторить тему и цели урока и организует работу с учебником, решить №1548 (все вместе) |
Повторяют тему и цели урока; решают задачу; работают в творческих группахгруппах, и решение пишут на доске для всего класса.
|
|
20 мин. |
|||||
4 |
Контроль и самоконтроль |
– анализируют и осмысливают текст задачи; |
Предлагает решить самостоятельно задачу «Турист прошёл сначала 60% намеченного пути, а затем ещё 20% оставшегося. После этого ему осталось пройти 8 км. Какой путь должен пройти турист?» |
Выполняют решение задачи. |
Мультимедиапроектор |
5-8мин
|
|||||
5 |
Коррекция |
– формулировать определения процента |
Задает вопросы: |
Отвечают на вопросы. |
|
2-3мин
|
|||||
6 |
Задание на дом |
|
Задает задание на дом: стр. 336, № 1538а, №1537, №1579. |
Записывают задание в дневники. |
|
1-2мин |
Приложение.
Решение задач:1) Пусть 100% – это остаток. Сколько процентов остатка осталось вспахать?
100% – 40% = 60%
2,52 га– 60%
? – 100%
2) Чему равен 1% остатка? 252/60=4,2 га
3) Чему равен остаток? 4,2 * 100=420 га
Пусть Х– всё поле.
Тогда остаток – 100% – 30% =70%.
420 га – 70%.
? – 100%.
4) Чему равен 1% всего поля? 420/70=6 га
5) Какова площадь всего поля? 6*100=600 га
Ответ: 600 га.
№1539 .769 м – 100% ? – 30%
1) Чему равен 1%? 769/100=7,6 м
2) Сколько метров дороги отремонтируют?7,6*30=228 м
Ответ: 228 м.
№1548
120 кг – 15%
? – 100%
1)Чему равен 1%?
120/15=8 кг
2) Какова масса белого медведя?
8*100=800 кг
Ответ: 800 кг.