Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений узнавать, сравнивать геометрические фигуры, называть их свойства и признаки; совершенствовать навык построения геометрических фигур; содействовать развитию наблюдательности, мышления.
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся – чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой), прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины; получат возможность научиться – понимать бесконечность прямой и луча.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающе-развивающие компоненты, задания, упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Приветствует учащихся. |
Сообщают о готовности к уроку и наличии учебных предметов |
2. |
Устная рабата |
– Скажите, вам, наверняка, приходилось разгадывать кроссворды. Интересное занятие, не правда ли? Урок мы начнём именно с этого – разгадаем кроссворд. Слова надо записывать в строчки. Количество клеток будет для вас подсказкой. 1. Как назвать след от прикосновения ручки, карандаша, фломастера? (маленькое круглое пятнышко) (точка) |
Устные ответы. |
3. |
Подведение к теме урока, постановка цели |
– Посмотрите внимательно на ответы. Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О геометрических фигурах) Планирование |
Формулируют тему урока |
4. |
Организация восприятия и осмысления информации
Фрагмент-1 мультфильма «Снеговик-почтовик»* |
– Все ли слова в кроссворде относятся к теме урока ? Вы его прочитали? Знаете ли вы, что такое карнавал? – Почему высветилось слово особо? Скоро Новый год, поэтому я предлагаю провести на уроке математики карнавал геометрических фигур. Ведь фигуры тоже могут превращаться одна в другую. – Но какой карнавал без лесной красавицы – ёлки! Кого отправить с письмом в лес за ёлкой к Деду Морозу? |
Слушают |
5. |
Работа по учебнику
Повторение понятий: отрезок, ломаная, звенья ломаной, длина ломаной
Фрагмент-2 мультфильма «Снеговик-почтовик»* |
– Мы сегодня помощники снеговика. Наш снеговик столкнулся с первой проблемой и нужна наша помощь. До Деда Мороза нужно идти по самой короткой дороге. – Второй ряд – простройте синюю дорожку по рисунку из отрезков. Найдите ее длину. – Ребята, какой же путь короче?
|
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Конструируют из отрезков ломаные линии и находят их длины
Проверяют и оценивают работу своего товарища
Находят способом сравнения короткую длину |
|
– А чтобы Снеговику было весело в дороге, споем ему песенку. |
Повторяют движения за учителем |
|
7. Первичное осмысление и закрепление |
Построение прямоугольника. Нахождение периметра, перевод величин длины |
– А мы начнем готовиться к карнавалу. Но какой карнавал без яркого конфетти! Что это такое? – Соедините точки с помощью карандаша и линейки, чтобы получилась геометрическая фигура. – Какая фигуры у вас получились? – А какие задания вы можете предложить своим товарищам с этой фигурой? – Поменяйтесь с товарищем тетрадкой, проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте + |
Выполняют задания
Анализируют чертеж, отвечают |
8. Закрепление освоенного в практической |
Фрагмент -3 мультфильма «Снеговик-почтовик» Обобщение полученных сведений |
– Молодцы! И наш снеговик добрался и выполнил свою задачу. Спешит обратно с красавицей елкой. |
Оценка достижения цели |
9. Групповая работа |
Закрепление знаний полученных ранее |
– Сейчас вам предстоит работа в группах. Приготовьте задание 4, внимательно причитайте задание. Сконструируйте гирлянды выбрав только те фигуры, которые соответствуют заданию вашей группы. |
Конструируют гирлянды с помощью полосок бумаги, клея и заранее приготовленных геометрических фигур разного цвета, формы и размера. |
10. |
|
– Устроим карнавал возле елки и создадим эффект фейерверка. |
Отвечают на вопросы. Определяют свое |
11. Домашнее задание |
|
– Ребята, сегодня у вас необычное домашнее задание – творческий проект из геометрических фигур на тему: «Новогоднее приключение». |
|
* Видеоматериалы спрашивайте у автора статьи (прим. ред.)