Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новым способам действия – моделированию реальных ситуаций с помощью известных геометрических фигур.
Образовательная цель: пропедевтика новых геометрических знаний за счет расширения понятийной базы: “одномерное, двумерное, трехмерное пространства”, “параллелограмм”, “трапеция”, “вписанная окружность”.
Планируемые результаты:
предметные:
- уметь моделировать ситуацию;
- уметь работать с формулами;
- уметь грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии.
метапредметные :
- уметь находить, анализировать и обрабатывать информацию;
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- проводить рефлексию своей учебной деятельности.
личностные
- формировать учебную мотивацию;
- понимать необходимость приобретения новых знаний;
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Ход занятия
(Слайд 1)
Учитель. В 1941 – 1945 годах на долю советского народа выпали тяжелейшие испытания - испытания войной. Вы наверняка задаётесь сейчас вопросом: “Причем здесь геометрия?" Я же поставлю перед вами такой вопрос: “Имели ли чисто практическое, житейское применение геометрические знания в годы Великой Отечественной войны?” (Слайд 2).
Я думаю, что в конце занятия вы сами сможете ответить на оба вопроса. В этом нам помогут видеосюжеты и документы того времени. Но начнем мы с доклада, который подготовил Саша М.
1. Доклад учащегося. (Слайды 3-5). См. приложение
2. Просмотр первого видеосюжета из художественного фильма “Горячий снег”.
(Слайд 6)
Вопросы для обсуждения:
- Какую геометрическую фигуру можно было увидеть в сюжете? (Ломаная)
- (В случае затруднения сразу показать слайд 7)
- Как вы думаете, чем обусловлен такой вид окопов? (Он более безопасен)
- Почему? Попробуйте представить и нарисовать, что может произойти, если снаряд или его осколки попадут в прямолинейный окоп и в окоп в виде ломаной. (Попавшие в окоп снаряды и осколки имеют меньший радиус поражения, имеют преграду в виде стенок окопа) (Слайд 8)
3. Просмотр второго видеосюжета из художественного фильма “Блокада” (Слайд 9)
Вопросы для обсуждения:
- На что с точки зрения геометрии нужно было обратить внимание в этом сюжете? (На окна)
- Как вы думаете, зачем заклеивались окна во время войны? (Чтобы ударная волна не выбила стекла, полоски бумаги делят поверхность стекла на более мелкие части и они тем самым становятся более крепкими).
- Какие варианты оклеивания возможны? (Выполняется работа в группах, рассматриваются различные варианты. Чертежи фрагмента окна размером 40х60 выполняются в тетрадях в масштабе 1:10.) (Слайд 10)
- Вычислите площадь каждого фрагмента стекла. (В случае затруднения при вычисления площади треугольников предложить провести вертикальный и горизонтальный отрезки, которые поделят прямоугольник на 8 равных прямоугольных треугольников. Учащиеся понимают, что второй вариант самый ненадежный).
- Какое место на стекле наиболее уязвимо? (Центр фигуры)
- Что это за точка? (Возможны два ответа: “Точка, которая равноудалена от вершин или точка, которая равноудалена от сторон”)
Учитель определяет эту точку (пропедевтика понятия “вписанная окружность”). (Слайд 11). Предлагает учащимся дома с помощью вырезанного круга провести эксперимент и понять, почему первый вариант наиболее безопасен и применялся в годы войны.
4. Учитель: Я хочу познакомить вас с историческим документом. Это приказ Народного Комиссара СССР № 306 от 8 октября 1942 г. “О совершенствовании тактики наступательного боя и о боевых порядках подразделений, частей и соединений” [ 4] . (Слайд 12).
Задание: изобразите расположение подразделений прямоугольниками, а затем обведите их по периметру в виде геометрической фигуры. Какие фигуры у вас получатся? (Работа проходит в группах).
Учитель знакомит учащихся с названием четырехугольников. (Слайд 13) .
Вопросы для обсуждения:
- В чем недостаток первого расположения? (Скученность людей и невозможность применить в полной мере оружие второму эшелону)
- В чем преимущество других видов расположений? (Шахматный порядок позволяет рассредоточить людей, меньшие потери и есть возможность применять стрелковое оружие в промежутках между впереди находящихся бойцов, а более серьезное вооружение можно расположить между этими коробками)
5. Домашнее задание. (Слайды 14-17, гиперссылки на слайды 17 и 16).
6. Рефлексия.
Учитель. Сегодня мы рассмотрели лишь малую часть примеров. Вернемся к вопросам поставленным в начале нашего занятия. (Гиперссылка на слайд 2)
- Смогли ли вы для себя ответить на эти вопросы?
- Зачем были нужны геометрические знания во время войны?
- С какими геометрическими понятиями вы познакомились сегодня? (Гиперссылка на слайд 18).
- Захотелось ли вам изучить более подробно эту тему?
Я предлагаю вам поработать над учебным проектом, посвященным математике и Великой Отечественной войне”
Спасибо вам за сегодняшнее занятие, за вашу активность и креативность мышления!
Список литературы.
- Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.:Знание. 1978.
- Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3. - М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
- О долге и чести воинской в армии Российской/под ред. Н.А. Панкова. – М., 2009. – с. 281.