Игра-путешествие "Биологический квест"

Разделы: Биология


Аннотация

Каждый человек должен дорожить своей Родиной, беречь ту красоту, что нас окружает. Любовь должна быть действенной, а чтобы любить и ценить то, что имеешь, надо хорошо знать природу родного края. Хорошее знание природы родного края, безусловно, воспитывает любовь к своей Родине, чувство благоговения перед живым и личной ответственности за жизнь на Земле.

Игра-путешествие “Биологический квест” проводится в рамках подготовки к празднику “Всемирный День Земли” по параллелям 6,7,8,9 классов в командах по 5-6 человек (от каждого класса формируется одна команда). Команды путешествуют по станциям (каждая команда получает свой маршрутный лист). При проведении игры задействованы три помещения в школе: кабинет биологии, мультимедийный класс (или кабинет информатики).

Цель: активизация познавательной деятельности, развитие интереса к природе Урала, чувство личной ответственности за все живое на планете.

Задачи:

  • развитие личности обучаемого, его творческого мышления;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • подготовка школьников средствами информационных технологий к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

Данная разработка стала победителем V Международного конкурса педагогического мастерства по применению ИКТ в образовательном процессе “Формула будущего – 2015” в номинации “Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметной области “Естественно-научные предметы”). Режим доступа: http://fb.ito.edu.ru/request/request_27706.html.

План внеклассного мероприятия “Биологический квест”

Игра состоит из 6 этапов (станций). На каждом этапе игры - интересные вопросы по той или иной теме, а чтобы на них ответить, нужно как следует подготовиться! На каждом этапе подготовки и самой игры - знакомство с разными биологическими объектами: шишки, гербарий, виртуальный определитель, презентации. Всё это открыто для непосредственного изучения, каждый интерактивный экспонат – это маленькое, но удивительное открытие.

I. Станция “Творческая” (20 минут). На ней каждая команда знакомит остальных со своей презентацией по темам: “Реликты и эндемики”, “Растения-первоцветы”, “Кустарниковый ярус”, “Древесный ярус”, “Красная книга Среднего Урала” (в качестве примера см. Приложение 1). Презентации демонстрируются на интерактивной доске.

Защита проходит с большим интересом, так как информация, содержащаяся в презентациях, поможет успешно пройти игру. Максимальное количество баллов – 10 (5 – за качество презентации и 5 – за защиту).

II. Станция “Определительная” (10 минут). Из предложенных 15 гербарных экземпляров нужно отобрать десять представителей флоры биоценоза смешанного леса, и по определителю дать название отобранным экземплярам. Оцениваются правильно отобранные и верно названные экземпляры.

При подготовке все гербарные экземпляры были подписаны (во время игры надписи отсутствуют). Так как зачастую гербарий и рисунки в определителях бывают мало похожи на растущие в природе растения, ребята при подготовке активно знакомились с презентацией “Фотогербарий”.

Максимальное количество баллов - 10.

III. Станция “Поделочная” (10 минут). Определить из какого растения изготовлены предложенные экспонаты:

  • Шкатулка из бересты
  • Березовый веник
  • Липовая посуда
  • Спички из осины
  • Ивовые плетеные вазочки
  • Пихтовое масло
  • Канифоль из смолы сосны

Максимальное количество баллов - 7.

IV. Станция “Краснокнижная” (10 минут). На компьютере команды играют в игру “Выбери краснокнижное растение” (одна команда занимает один компьютер). Ребята выбирают из предложенного списка растения из “Красной книги”, а затем соотносят краснокнижные растения с их описанием (порядок работы с файлом игры см. Приложение 2). Максимальное количество баллов - 14.

V. Станция “Найди для шишки дом” (10 минут). Необходимо подобрать к каждой веточке свою шишку (ветви ели, пихты, лиственницы, сосны обыкновенной и сосны сибирской). Максимальное количество баллов - 5 + 3 балла за пояснение.

VI. Станция “Что? Где? Когда?” (25 минут). Каждая команда на одном из компьютеров проигрывает все 4 варианта компьютерной игры “Что? Где? Когда?” (порядок работы с файлом игры см. Приложение 3). Максимальное количество баллов – 24 (4 игры по 6 баллов за каждую выигранную игру).

Подведение итогов (5 минут). В конце игры по сумме баллов команды распределяются по местам.

В конце путешествия каждая команда получает небольшой, но заслуженный и приятный приз, приготовленный классными руководителями.

Список использованных источников

  1. Большой энциклопедический словарь Биология / Гл.ред. М.С. Гиляров.-3-е изд. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 864с.
  2. Васфилова У.С., Воробьёва Т.А. Лекарственные растения Среднего Урала: Справочник-определитель.- Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2008.- 328с.
  3. Горностаева А.М., Ларина Э.С. Диалог с компьютером (интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash). – М.: Глобус, Волгоград, Панорама, 2008, 120 с.
  4. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие / Авт.-сост. Ю. В. Козлова, В.В. Ярошенко, - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
  5. Красная книга Среднего Урала (Свердловской и Пермской области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / Под ред. В.Н. Большакова и П.Л. Горчаковского - Екатеринбург: Изд-во Урал . ун-та , 1996.-279.:
  6. Мамаев С.А., Кожевников А.П. Деревья и кустарники Среднего Урала: Справочник-определитель.- Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2006.- 272с
  7. Моложавенко В.С. Тайны красоты: Книга о цветах. - М.: Педагогика-Пресс,1993. - 384с.
  8. Музыкальное оформление игры “Что? Где? Когда?” // http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?music
  9. Новиков А.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений : Кн. для учащихся.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
  10. Свободная энциклопедия “Википедия” // https://ru.wikipedia.org/
  11. Смайлики и смайлы // http://smayli.ru/