Эпиграф урока: “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении прокариотической и эукариотической клеток, выявить черты их сходства и различия”
- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в группе.
Оборудование: видеоролик “Строение клетки”, микроскопы, готовые микропрепараты, раздаточный материал.
Используемы технологии: - педагогика сотрудничества; игровая; групповая работа; компьютерная; обучение на основе схем и знаков.
Ход урока
Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков... Но всё это видимая красота, ощущаемая, осязаемая.
А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир клетки, такой удивительный, такой таинственный, и в тоже время настолько далекий от наших повседневных представлений.
Но этот мир находится к нам ближе всего: это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме, увеличенный более чем в 10 млрд. раз.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание одного из ученых “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.
В путешествие отправляются 4 команды: “Грибная клетка”, “Животная клетка”, “Растительная клетка”, “Бактериальная клетка”.
Во время путешествия посетите четыре станции микромира, на которых вам будут предложены задания. Вы должны показать свои знания, эрудицию и сплоченность, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. На каждую команду заведен контрольный лист, в котором будут фиксироваться ответы команд. В конце путешествия подведём итог.
1. Станция “Как прекрасен мир клетки”
Каждой команде по 3 вопроса о структуре и функциях органоидов клетки, о процессах, происходящих в клетке (правильный ответ 1 балл) – работа с учебником и раздаточным материалом.
Вопросы к станции “Как прекрасен мир клетки”
1. Как называется наука, изучающая строение и функции клеток?
2. Какую функцию выполняет митохондрия?
3. Какой органоид в растительной клетке самый
большой?
1. К какой группе живых организмов относятся бактерии?
2. Какие функции выполняет ядро клетки?
3. Закончите фразу: Биосинтез белка происходит
на ...
1. Почему растения, грибы и животные относятся к эукариотам?
2. Какие бывают типы эндоплазматической сети и чем они различаются?
3. Закончите фразу: Лейкопласты на свету превращаются в ...
Дополнительные вопросы:
1. Где в клетке содержится ДНК?
2. Перечислите органоиды движения клетки?
3. Закончите фразу: Избирательный транспорт веществ осуществляет...
Ответы:
- цитология-синтез АТФ-вакуоль
- прокариоты-защита ген.материала-рибосомы
- ядро- гладкая и гранулярная- хлоропласты
- ядро-жгутики, реснички-ЭПС
2. Станция “Я сравниваю и устанавливаю связь” - команды заполняют схему
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
3. Станция “О себе” - заполнить таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).
Признаки | Ядро | ДНК | Вакуоль | Митохондрии | Клеточная мембрана | Органоиды передвижения | Пластиды | |
Растения | + | + | + | + | + | + | + | |
Животные | + | + | - | + | + | + | _ | |
Бактерии | - | + | - | _ | - | + | _ | |
Грибы | + | + | - | + | - | - | _ |
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
4. Станция “Лаборатория исследования клетки”. Вам предстоит побывать в роли исследователей. Вам даны готовые микропрепараты без названия (только номер), необходимо найти растительную, животную, грибную и бактериальную клетки. За каждый правильный ответ 1 балл – работа с микроскопом
Инструктивная карточка по работе с микроскопом
- Микроскоп – дорогой прибор, поэтому необходимо обращаться с ним осторожно и не пренебрегать следующими правилами:
- Храните микроскоп в ящике (или под колпаком), что бы предохранить его от пыли.
- Вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на место мягко, чтобы избежать сотрясения.
- Линзы должны быть чистыми, для этого их необходимо протирать кусочком мягкой ткани. Отпечатки пальцев на линзах искажают изображение объектов.
- При установлении фокуса с линзами большого увеличения сделайте следующее: глядя на предметный столик сбоку, опускайте тубус микроскопа до тех пор, пока линза почти не коснется препарата.
- Фокусируют микроскоп, перемещая трубку вверх от препарата. В противном случае очень легко повредить препарат.
- Держите открытыми оба глаза и смотрите ими по очереди.
- Увеличение объекта под микроскопом определяют умножением показателя увеличения окуляра на увеличение линзы объектива:
Линза | Линза | Увеличение |
Объектива | окуляра | объекта |
*10 | *8 | *80 |
*20 | *15 | *300 |
- №1 - растительная
- №2 - бактериальная
- №3 - гриба
- №4 - животная
5. Станция “Я делаю выводы”. А теперь пришло время подвести итоги нашего путешествия и ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ 2 балла.
- На какие группы делятся все организмы, имеющие клеточное строение? (прокариоты и эукариоты)
- Какие органоиды характерны для всех клеток эукариот? (митохондрии, лизосомы, ЭПС, рибосомы, цитоплазма, ядро, плазматическая мембрана)
- Какие органоиды характерны только для растительной клетки? (клеточная стенка, пластиды, вакуоль с клеточным соком)
- Каких черт в строении эукариотических клеток больше сходства или отличия? О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого, клетка – универсальная единица жизни)
Подводим итог соревнования.
Сегодня мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное. И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться. Кто знает, может быть, через 20-30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем.
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем!
Минута релаксации – видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=YtN6Nvd0Bk4)
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено, -
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет...
Приложение 1
Тест “Строение и функции клеток”.
1. К эукариотам относятся:
а) бактерии, грибы;
б) растения, грибы, животные;
в) сине-зеленые водоросли, растения, животных
2. Основная особенность строения бактерий:
а) наличие нуклеотида;
б) отсутствие митохондрий;
в) отсутствие ядра
3. Процесс поглощения жидкости мембраной клеток называют:
а) фагоцитозом;
б) пиноцитозом
в) симбиозом.
4. Основная функция рибосом:
а) синтез белка;
б) фотосинтез;
в) синтез АТФ.
5. Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают:
а) лейкопласты;
б) хлоропласты;
в) хромопласты
6. Основная функция хромосом – это хранение и передача:
а) энергии;
б) генетической информации
в) пищи и воды.
7. Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию – это:
а) ядро;
б) клетка
в)органелла
8. Клеточная теория была с сформулирована:
а) Ч. Дарвином
б) Т.Шванном
в) Р. Вихровым
9.Хромосомы содержатся:
А) в ядре
б) в цитоплазме
в) в вакуолях
10. Основное отличие растительной клетки от животной:
а) наличие пластид;
б) наличие ядра;
в) наличие вакуолей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Б В Б А В Б Б Б А В
Приложение 2
Сравнительная характеристика
Признак | Клетки | ||
грибов | растений | животных | |
Клеточная стенка | В основном из хитина | Из целлюлозы | Нет |
Крупная вакуоль | Есть | Есть | Нет |
Хлоропласты | Нет | Есть | Нет |
Способ питания | Гетеротрофный | Автотрофный | Гетеротрофный |
Центриоли | Бывают редко | Только у некоторых мхов и папоротников | Есть |
Резервный питательный углевод | Гликоген | Крахмал | Гликоген |
Подвижность | неподвижны | неподвижны | подвижны |