Клетка – структурная и функциональная единица живого

Разделы: Биология


Эпиграф урока: “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.

Цели урока:

  • Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении прокариотической и эукариотической клеток, выявить черты их сходства и различия”
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в группе.

Оборудование: видеоролик “Строение клетки”, микроскопы, готовые микропрепараты, раздаточный материал.

Используемы технологии: - педагогика сотрудничества; игровая; групповая работа; компьютерная; обучение на основе схем и знаков.

Ход урока

Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков... Но всё это видимая красота, ощущаемая, осязаемая.

А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир клетки, такой удивительный, такой таинственный, и в тоже время настолько далекий от наших повседневных представлений.

Но этот мир находится к нам ближе всего: это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме, увеличенный более чем в 10 млрд. раз.

Эпиграфом нашего урока будет высказывание одного из ученых “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.

В путешествие отправляются 4 команды: “Грибная клетка”, “Животная клетка”, “Растительная клетка”, “Бактериальная клетка”.

Во время путешествия посетите четыре станции микромира, на которых вам будут предложены задания. Вы должны показать свои знания, эрудицию и сплоченность, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. На каждую команду заведен контрольный лист, в котором будут фиксироваться ответы команд. В конце путешествия подведём итог.

1. Станция “Как прекрасен мир клетки”

Каждой команде по 3 вопроса о структуре и функциях органоидов клетки, о процессах, происходящих в клетке (правильный ответ 1 балл) – работа с учебником и раздаточным материалом.

Вопросы к станции “Как прекрасен мир клетки”

1. Как называется наука, изучающая строение и функции клеток?

2. Какую функцию выполняет митохондрия?

3. Какой органоид в растительной клетке самый большой?

1. К какой группе живых организмов относятся бактерии?

2. Какие функции выполняет ядро клетки?

3. Закончите фразу: Биосинтез белка происходит на ...

1. Почему растения, грибы и животные относятся к эукариотам?

2. Какие бывают типы эндоплазматической сети и чем они различаются?

3. Закончите фразу: Лейкопласты на свету превращаются в ...

Дополнительные вопросы:

1. Где в клетке содержится ДНК?

2. Перечислите органоиды движения клетки?

3. Закончите фразу: Избирательный транспорт веществ осуществляет...

Ответы:

- цитология-синтез АТФ-вакуоль

- прокариоты-защита ген.материала-рибосомы

- ядро- гладкая и гранулярная- хлоропласты

- ядро-жгутики, реснички-ЭПС

2. Станция “Я сравниваю и устанавливаю связь” - команды заполняют схему

 (За каждый правильный ответ – 1 балл)

3. Станция “О себе” - заполнить таблицу, используя знаки + (плюс) и – (минус).

Признаки Ядро ДНК Вакуоль Митохондрии Клеточная мембрана Органоиды передвижения Пластиды
Растения + + + + + + +
Животные + + - + + + _
Бактерии - + - _ - + _
Грибы + + - + - - _

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

4. Станция “Лаборатория исследования клетки”. Вам предстоит побывать в роли исследователей. Вам даны готовые микропрепараты без названия (только номер), необходимо найти растительную, животную, грибную и бактериальную клетки. За каждый правильный ответ 1 балл – работа с микроскопом

Инструктивная карточка по работе с микроскопом

  1. Микроскоп – дорогой прибор, поэтому необходимо обращаться с ним осторожно и не пренебрегать следующими правилами:
  2. Храните микроскоп в ящике (или под колпаком), что бы предохранить его от пыли.
  3. Вынимайте его из ящика двумя руками и ставьте на место мягко, чтобы избежать сотрясения.
  4. Линзы должны быть чистыми, для этого их необходимо протирать кусочком мягкой ткани. Отпечатки пальцев на линзах искажают изображение объектов.
  5. При установлении фокуса с линзами большого увеличения сделайте следующее: глядя на предметный столик сбоку, опускайте тубус микроскопа до тех пор, пока линза почти не коснется препарата.
  6. Фокусируют микроскоп, перемещая трубку вверх от препарата. В противном случае очень легко повредить препарат.
  7. Держите открытыми оба глаза и смотрите ими по очереди.
  8. Увеличение объекта под микроскопом определяют умножением показателя увеличения окуляра на увеличение линзы объектива:
Линза Линза Увеличение
Объектива окуляра объекта
*10 *8 *80
*20 *15 *300
  • №1 - растительная
  • №2 - бактериальная
  • №3 - гриба
  • №4 - животная

5. Станция “Я делаю выводы”. А теперь пришло время подвести итоги нашего путешествия и ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ 2 балла.

  1. На какие группы делятся все организмы, имеющие клеточное строение? (прокариоты и эукариоты)
  2. Какие органоиды характерны для всех клеток эукариот? (митохондрии, лизосомы, ЭПС, рибосомы, цитоплазма, ядро, плазматическая мембрана)
  3. Какие органоиды характерны только для растительной клетки? (клеточная стенка, пластиды, вакуоль с клеточным соком)
  4. Каких черт в строении эукариотических клеток больше сходства или отличия? О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого, клетка – универсальная единица жизни)

Подводим итог соревнования.

Сегодня мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное. И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться. Кто знает, может быть, через 20-30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем.
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем!

Минута релаксации – видеоролик (http://www.youtube.com/watch?v=YtN6Nvd0Bk4)

Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено, -
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет...


Приложение 1

Тест “Строение и функции клеток”.

1. К эукариотам относятся:

а) бактерии, грибы;

б) растения, грибы, животные;

в) сине-зеленые водоросли, растения, животных

2. Основная особенность строения бактерий:

а) наличие нуклеотида;

б) отсутствие митохондрий;

в) отсутствие ядра

3. Процесс поглощения жидкости мембраной клеток называют:

а) фагоцитозом;

б) пиноцитозом

в) симбиозом.

4. Основная функция рибосом:

а) синтез белка;

б) фотосинтез;

в) синтез АТФ.

5. Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают:

а) лейкопласты;

б) хлоропласты;

в) хромопласты

6. Основная функция хромосом – это хранение и передача:

а) энергии;

б) генетической информации

в) пищи и воды.

7. Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению и развитию – это:

а) ядро;

б) клетка

в)органелла

8. Клеточная теория была с сформулирована:

а) Ч. Дарвином

б) Т.Шванном

в) Р. Вихровым

9.Хромосомы содержатся:

А) в ядре

б) в цитоплазме

в) в вакуолях

10. Основное отличие растительной клетки от животной:

а) наличие пластид;

б) наличие ядра;

в) наличие вакуолей

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б В Б А В Б Б Б А В

Приложение 2

Сравнительная характеристика

Признак Клетки
грибов растений животных
Клеточная стенка В основном из хитина Из целлюлозы Нет
Крупная вакуоль Есть Есть Нет
Хлоропласты Нет Есть Нет
Способ питания Гетеротрофный Автотрофный Гетеротрофный
Центриоли Бывают редко Только у некоторых мхов и папоротников Есть
Резервный питательный углевод Гликоген Крахмал Гликоген
Подвижность неподвижны неподвижны подвижны