Цели:
- организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся по закреплению вычислительных навыков, знание таблицы умножения и деления, знание порядка выполнения действий; знание состава числа;
- формировать умение работать с именованными числами; умение решать задачи;
- способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в парах, наблюдательности, умению делать выводы;
- расширить знания детей о растениях, животных, грибах и бактериях;
- учить детей любить окружающую природу, бережному отношению к ней, прививать чувство прекрасного.
Формирование УУД:
Регулятивные
- Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению
- Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию
- Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности
- Оценивать свою и коллективную работу
Коммуникативные
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения
- Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
Познавательные:
- Владеть общими способами решения конкретных учебных задач
- Формировать познавательный интерес к окружающей природе
Личностные:
- Формировать положительное отношение к учению
- Формировать установку на здоровый образ жизни
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, карточки с цифрами для каждого ученика; фотографии животных, растений, грибов, бактерий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем урок.
II. Минутка чистописания
Запишите в тетрадях число, классная работа. На минутке чистописания пропишем цифру 4. (Демонстрация)
III. Постановка целей и задач урока (Приложение 1, слайд 2)
– Ребята! На нашем уроке мы закрепим вычислительные навыки, знание таблицы умножения и деления, знание порядка выполнения действий; знание состава числа; умение работать с именованными числами; умение решать задачи;
Будем развивать интереса к предмету, логическое мышление, внимание, умение работать в парах, наблюдательность, умение делать выводы и другое.
Мы начнем сейчас урок.
Нам пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.
IV. Устный счет
1) Решение примеров (фронтальный опрос)
– Решите примеры. Ответы покажите на карточках с цифрами.
60 : 6 – 42 : 6 = 3 П
5 • 4 + 28 : 4 = 27 И
24 : 3 + 92 – 41 = 59 А
3 • 2 + 2 • 7 = 20 Р
(44 – 20) : 3 • 5 = 40 О
48 : 8 • 7 = 42 Д
– Ваши ответы появились на доске. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно вписать буквы в ключ к шифру в тетрадь.
3, 20, 27, 20, 40, 42, 59
П Р И Р О Д А
– Мы сегодня будем говорить о природе.
– Что такое природа?
– Все что нас окружает и не сделано руками человека – это природа.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)
– Природа – это звери и птицы, и растения, и мы с вами.
– Сегодня мы, с вами решая задачи и примеры, узнаем много интересного о животных, о птицах, о деревьях, т.е. о природе.
На уроке предлагаю вам посмотреть на мир, на окружающую нас природу глазами математика. Таким образом, вторая тема нашего урока: «Математика в мире природы».
2) Индивидуальные задания
– Для вас, ребята, подготовлено индивидуальное задание. Его выполнение мы проверим в конце урока.
КЛЮЧ Обозначим следующие буквы цифрами (Приложение 2)
А | Б |
В |
Г |
Е |
И |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
3) Закрепление знания состава числа (фронтальный опрос)
– Продолжаем устный счёт. Повторим знание состава числа. Ответ покажите на карточках с цифрами.
70 = 60 + … 90 = 70 + … 92 = 2 + …
Слайд 6
100 = 60 + … 86 = 80 + …
V. Закрепление изученного (самостоятельная работа)
1) Решение примеров и определение высоты деревьев.
– Одинаковые фигуры обозначают одинаковые цифры. Решив примеры в тетрадь, мы с вами сможем определить высоту деревьев. Работаем в парах.
Слайды 8–10
– Какие из этих деревьев растут в нашем умеренном поясе?
– Видели их на нашем пришкольном участке?
– Какие деревья растут у школы? На какие группы их можно разделить?
– Справились ли вы с заданием посчитать количество деревьев на пришкольном участке?
– Много это или мало? Подумайте!
Физкультминутка
2) Задача
Составим задачу с данными: 50 лиственных деревьев
хвойных деревьев на 36 меньше у входа в школу (Варианты детей)
У входа в школу растёт 50 лиственных деревьев, а хвойных деревьев на 36 меньше, чем лиственных. Сколько всего деревьев растёт у входа в школу?
Решение задачи учеником у доски. Выполнение решения в тетрадях.
- 50 – 36 = 14(ч.) – хвойных
- 50 + 14 = 64 (д.)
Ответ: 64 дерева растёт у входа в школу.
3) Дополнительный материал
Одно большое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. В нашем военном городке из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Одно дерево поглощает в год столько углерода, сколько выделяет один автомобиль, проехав нескольких тысяч километров.
Мини-итог
– Подытожим всё, о чём мы говорили на первом этапе урока. Как одним словом назвать эту часть природы (деревья, цветы…)
РАСТЕНИЯ (Демонстрация фото на доске)
(– Какое растение на фото? Что о нём знаете?)
4) Занимательная задача (Слайд 11)
Во дворе гуляют куры и козы. Всего 4 головы и 10 ног. Сколько во дворе кур и сколько коз?
(1 коза и 3 курицы)
– Запишите ответ задачи в тетрадь.
5) Работа с именованными числами «Помоги зебре дойти до акации» (самостоятельная работа) (Слайд 12)
– Выполним задание устно.
59 см = дм см 70 см = дм
1 м = дм 6 м 8 дм = дм
4 дм 3 см = см
Проверка (по цепочке).
6) Поставь знаки арифметических действий и скобки так, чтобы равенства стали верными.
№5 с.89 (девочки выполняют 1-й столбик, мальчики – 2-й)
– Удивительные числа 8, 4, 2. О чём они нам могут рассказать? По 8 лет живут заяц и лиса, 4 года – домовая мышь. Выскажите предположения, какое животное живёт 2 года? Продолжительность жизни хомяка – 2 года.
– Поставь знаки арифметических действий и скобки так, чтобы равенства стали верными. (Слайд 13)
8 4 2 = 34 8 4 2 = 1
8 4 2 = 10 8 4 2 = 30
8 4 2 = 14 8 4 2 = 48
8 4 2 = 4 8 4 2 = 64
Проверка (по цепочке) (Пример 8 + 4 : 2 = 10 имеет второй способ решения 8+4–2=10 )
6) Занимательная задача (Слайд 14)
Как 45 кроликов рассадить в 9 клеток так, чтобы в каждой клетке было разное количество кроликов?
(1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = 45)
Мини-итог
Закончился второй этап урока. Как одним словом назвать эту его часть?
ЖИВОТНЫЕ (Демонстрация фото на доске)
(Что можете рассказать о стрекозе?)
7) «Собери грибы в лабиринте»
– Пройдите мысленно глазами по лабиринту. Получилось? (Слайды 15–16)
– Решим примеры в столбик №112 с 43 рабочей тетради (самостоятельная работа) и 2 человека работают с обратной стороны доски (индивидуальный опрос)
15 34 48 69 57
+28 +57 +13 +24 +35
43 91 61 93 92
Проверка.
– Какие грибы в лабиринте мы собрали?
– Назовите части гриба.
– Назовите ответы в порядке возрастания. Какие это числа?
– Назовите чётные числа.
Мини-итог
– Завершена ещё одна часть урока. О чём мы говорили?
VI. Проверка выполнения индивидуального задания
– Какие слова удалось расшифровать?
2 1 7 15 5 13 6 6 |
8 6 3 5 10 4 16 7 |
9 6 7 13 11 2 17 |
Б а к т е р и и |
Л и в е н г у к |
М и к р о б ы |
4 6 4 6 5 10 1 |
7 8 5 15 7 1 |
9 6 7 13 11 14 7 11 12 |
г и г и е н а |
к л е т к а |
М и к р о с к о п |
– Назовите главное, ключевое слово.
БАКТЕРИИ (Демонстрация фото на доске)
– Что можете рассказать о бактериях? (Приложение 3)
– Как называются эти 4 части природы? (Царства природы)
Физкультминутка
VII. Блиц-опрос «Сорви шишечку» (по цепочке)
Слайды 17-26
– В оставшееся время урока предлагаю вам решить задания в шишечках ели.
1. Хвоя ели живёт 9 лет, а сосны в 3 раза меньше. Сколько живёт хвоя сосны? (9 : 3 = 3 года)
2. Медвежонок на одной лапе весит 25 кг. Каков его вес на 4 лапах? (25 килограммов)
3. Белка высушила 19 боровиков и 7 подосиновиков. На сколько боровиков зверёк высушил больше, чем подосиновиков? (19 – 7 = 12 грибов)
4. Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 дня? (70 * 3 = 210 шишек)
5. Заяц-русак весит 7 кг, и это на 3 кг меньше, чем весит барсук. Сколько килограммов весит барсук? (7 + 3 = 10 килограммов)
6. Ширина лапы оленя – 10 см, а ширина лапы лося на 5 см больше, чем ширина лапы оленя. Ширина лапы кабана на 3 см меньше, чем ширина лапы лося. Какова ширина лапы лося? кабана? (10 + 5 = 15 см – лось; 15 – 3 = 12 см – кабан)
7. Длина тела белки достигает 40 см. Ласка имеет длину тела в 2 раза меньше. Какова длина тела ласки? (40 : 2 = 20 см)
8. На ёлочке сидело 17 синичек, а под ёлочкой – 10 воробьёв. Сколько всего птиц было у ёлочки?
9. Высота ножки гриба груздя – 5 см, лисички – на 2 см меньше. Высота ножки белого гриба такая, какая у груздя и лисички вместе. Какова высота ножки белого гриба? (5 – 2 = 3 см – лисичка; 5 + 3 = 8 см – белый гриб)
VIII. Рефлексия
– Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Как мы должны относиться к живой природе?
– А сейчас на лестнице успеха нарисуйте своё сердечко на той ступеньке, которая соответствует вашим чувствам, настроению, как вы оцениваете свою работу. (Приложение 4)
IX. Обобщение. Итог урока
– Что мы повторили, закрепили на уроке? Какое задание понравилось больше всего?
– Все мы – и дети, и взрослые – дети одной матери, имя которой Природа. Люди множеством нитей связаны с окружающей природой. Так как же жить с нею в согласии? Как сохранить природу? А может лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?
X. Домашнее задание
Запишите на альбомный лист пословицы и поговорки с числами.
(Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь и один отрежь)
Оценивание учащихся.