Тема урока: "Закрепление изученного. Математика в мире природы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся по закреплению вычислительных навыков, знание таблицы умножения и деления, знание порядка выполнения действий; знание состава числа;
  • формировать умение работать с именованными числами; умение решать задачи;
  • способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в парах, наблюдательности, умению делать выводы;
  • расширить знания детей о растениях, животных, грибах и бактериях;
  • учить детей любить  окружающую природу, бережному  отношению к ней, прививать чувство прекрасного.

Формирование  УУД:

Регулятивные

  • Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению
  • Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию
  • Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности
  • Оценивать свою и коллективную  работу

Коммуникативные

  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения
  • Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Познавательные:

  • Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач
  • Формировать познавательный интерес к окружающей природе

Личностные:

  • Формировать положительное отношение к учению
  • Формировать установку на здоровый образ жизни

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, карточки с цифрами для каждого ученика; фотографии животных, растений, грибов, бактерий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем урок.

II. Минутка чистописания

Запишите в тетрадях число, классная работа. На минутке чистописания пропишем цифру 4. (Демонстрация)

III. Постановка целей и задач урока (Приложение 1, слайд 2)

– Ребята! На нашем уроке мы закрепим вычислительные навыки, знание таблицы умножения и деления, знание порядка выполнения действий; знание состава числа; умение работать с именованными числами; умение решать задачи;
Будем развивать интереса к предмету, логическое мышление, внимание, умение работать в парах, наблюдательность, умение делать выводы и другое.

Мы начнем сейчас  урок.
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.

IV. Устный счет

1) Решение примеров (фронтальный опрос)

– Решите примеры. Ответы покажите на карточках с цифрами.

60 : 6 – 42 : 6 = 3  П
5 • 4 + 28 : 4 = 27  И
24 : 3 + 92 – 41 = 59  А
3 • 2 + 2 • 7 = 20  Р
(44 – 20) : 3 • 5 = 40  О
48 : 8 • 7 = 42  Д

– Ваши ответы  появились на доске. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, нужно вписать буквы  в ключ к шифру в тетрадь.

3, 20, 27, 20, 40, 42, 59
П  Р    И    Р   О   Д   А

– Мы сегодня будем говорить о природе.
– Что такое природа?
– Все что нас окружает и не сделано руками человека – это природа.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)

– Природа – это звери и птицы, и растения, и мы с вами.
– Сегодня мы, с вами решая задачи и примеры,  узнаем много интересного о животных, о птицах, о деревьях, т.е. о природе.
На уроке предлагаю вам посмотреть на мир, на окружающую нас природу глазами математика. Таким образом, вторая тема нашего урока: «Математика в мире природы».

2) Индивидуальные задания

– Для вас, ребята, подготовлено индивидуальное задание. Его выполнение мы проверим в конце урока.

КЛЮЧ Обозначим следующие буквы цифрами (Приложение 2)

А

Б

В

Г

Е

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

3) Закрепление знания состава числа (фронтальный опрос)

– Продолжаем устный счёт. Повторим знание состава числа. Ответ покажите на карточках с цифрами.

70 = 60 + …    90 = 70 + …     92 = 2 + …                                                                                         

Слайд 6

100 = 60 + …    86 = 80 + …

V. Закрепление изученного (самостоятельная работа)

1) Решение примеров и определение высоты деревьев. 

– Одинаковые фигуры обозначают одинаковые цифры. Решив примеры в тетрадь, мы с вами сможем определить высоту  деревьев. Работаем в парах.

 

Слайды 8–10

– Какие из этих деревьев растут  в нашем умеренном поясе?
– Видели их на нашем пришкольном участке?
– Какие деревья растут у школы? На какие группы их можно разделить?
– Справились ли вы с заданием посчитать количество деревьев на пришкольном участке?
– Много это или мало? Подумайте!

Физкультминутка

2) Задача

Составим задачу с данными: 50 лиственных деревьев    
хвойных деревьев на 36 меньше   у входа в школу (Варианты детей)
У входа в школу растёт 50 лиственных деревьев, а хвойных деревьев на 36 меньше, чем лиственных. Сколько всего деревьев растёт у входа в школу?

Решение задачи учеником у доски. Выполнение решения в тетрадях.

  1. 50 – 36 = 14(ч.) – хвойных
  2. 50 + 14 = 64 (д.)

Ответ: 64 дерева  растёт у входа в школу.

3) Дополнительный материал

Одно большое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для одного человека. В нашем военном городке из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Одно дерево поглощает в год столько углерода, сколько выделяет один автомобиль, проехав нескольких тысяч километров.

Мини-итог

– Подытожим всё, о чём мы говорили на первом этапе урока. Как одним словом назвать эту часть природы (деревья, цветы…)

РАСТЕНИЯ (Демонстрация фото на доске)

(– Какое растение на фото? Что о нём знаете?)

4) Занимательная задача (Слайд 11)

Во дворе гуляют куры и козы. Всего 4 головы и 10 ног. Сколько во дворе кур и сколько коз?
(1 коза и 3 курицы)

– Запишите ответ задачи в тетрадь.

5) Работа с именованными числами «Помоги зебре дойти до акации» (самостоятельная работа) (Слайд 12)

– Выполним задание устно.

59 см =   дм   см           70 см =   дм
1 м =   дм                      6 м 8 дм =   дм
4 дм 3 см =    см

Проверка (по цепочке).

6) Поставь  знаки арифметических действий  и скобки так, чтобы равенства стали верными.

№5 с.89 (девочки выполняют 1-й столбик, мальчики – 2-й)  

– Удивительные числа 8, 4, 2. О чём они нам могут рассказать? По 8 лет живут заяц и лиса, 4 года – домовая мышь. Выскажите предположения, какое животное живёт 2 года? Продолжительность жизни хомяка – 2 года.
Поставь  знаки арифметических действий  и скобки так, чтобы равенства стали верными. (Слайд 13)

8  4  2  = 34      8  4  2  = 1
8  4  2  = 10      8  4  2  = 30
8  4  2  = 14      8  4  2  = 48
8  4  2  = 4        8  4  2  = 64

Проверка (по цепочке) (Пример 8 + 4 : 2 = 10   имеет второй способ решения  8+4–2=10 )

6) Занимательная задача   (Слайд 14)

Как 45 кроликов рассадить в 9 клеток так, чтобы в каждой клетке было разное количество кроликов?

(1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = 45)

Мини-итог

Закончился второй этап урока. Как одним словом назвать эту его часть?

ЖИВОТНЫЕ (Демонстрация фото на доске)

(Что можете рассказать о стрекозе?)

7) «Собери грибы в лабиринте»

– Пройдите мысленно глазами по лабиринту. Получилось? (Слайды 15–16)
Решим примеры в столбик №112 с 43 рабочей тетради (самостоятельная работа) и 2 человека работают с обратной стороны доски  (индивидуальный опрос)

  15          34             48       69           57                                                           
+28        +57          +13     +24         +35
  43          91             61       93           92

Проверка.

– Какие грибы в лабиринте мы собрали?
– Назовите части гриба.
– Назовите ответы в  порядке возрастания. Какие это числа?
– Назовите чётные числа.

Мини-итог

– Завершена ещё одна часть урока. О чём мы говорили?

VI. Проверка выполнения индивидуального задания

– Какие слова удалось расшифровать?

2   1   7    15  5   13   6   6

8    6  3    5     10    4   16   7

9   6   7   13 11    2   17

Б  а    к     т    е    р    и   и

Л    и   в    е     н     г     у   к

М   и   к    р    о     б   ы

4   6   4   6   5   10   1  

7   8   5    15   7    1  

9    6   7   13   11   14    7  11  12

г   и    г   и    е    н   а  

к  л    е     т     к    а   

М   и   к    р    о     с      к     о     п

– Назовите главное, ключевое слово.

БАКТЕРИИ (Демонстрация фото на доске)

– Что можете рассказать о бактериях? (Приложение 3)
– Как называются эти 4 части природы? (Царства природы)
Физкультминутка

VII. Блиц-опрос «Сорви шишечку» (по цепочке)                                                                               

Слайды 17-26

– В оставшееся время урока предлагаю вам решить задания  в шишечках ели.

1. Хвоя ели живёт 9 лет, а сосны в 3 раза меньше. Сколько живёт хвоя сосны? (9 : 3 = 3 года)
2. Медвежонок на одной лапе весит 25 кг. Каков его вес на 4 лапах? (25 килограммов)
3. Белка высушила 19 боровиков и 7 подосиновиков. На сколько боровиков зверёк высушил больше, чем подосиновиков? (19 – 7 = 12 грибов)
4. Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 дня? (70 * 3 = 210 шишек)
5. Заяц-русак весит 7 кг, и это на 3 кг меньше, чем весит барсук. Сколько килограммов весит барсук? (7 + 3 = 10 килограммов)
6. Ширина лапы оленя – 10 см, а ширина лапы лося на 5 см больше, чем ширина лапы оленя. Ширина лапы кабана на 3 см меньше, чем ширина лапы лося. Какова ширина лапы лося? кабана? (10 + 5 = 15 см – лось; 15 – 3 = 12 см – кабан)
7. Длина тела белки достигает 40 см. Ласка имеет длину тела в 2 раза меньше. Какова длина тела ласки? (40 : 2 = 20 см)
8. На ёлочке сидело 17 синичек, а под ёлочкой  – 10 воробьёв. Сколько всего птиц было у ёлочки?
9. Высота ножки гриба груздя – 5 см, лисички – на 2 см меньше. Высота ножки белого гриба такая, какая у груздя и лисички вместе. Какова высота ножки белого гриба? (5 – 2 = 3 см –  лисичка; 5 + 3 = 8 см – белый гриб)

VIII. Рефлексия

– Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Как мы должны относиться к живой природе?
– А сейчас на лестнице успеха нарисуйте своё сердечко на той ступеньке, которая соответствует вашим чувствам, настроению, как вы оцениваете свою работу. (Приложение 4)

IX. Обобщение. Итог урока

– Что мы повторили, закрепили на уроке? Какое задание понравилось больше всего?
– Все мы – и дети, и взрослые – дети одной матери, имя которой Природа. Люди множеством нитей связаны с окружающей природой. Так как же жить с нею в согласии? Как сохранить природу? А может лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства?

X. Домашнее задание

Запишите  на альбомный лист пословицы и поговорки с числами.
(Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь и один отрежь)

Оценивание учащихся.