Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии

Разделы: География


Эффективность урока во многом зависит от активности учащихся, от их заинтересованности в изучении того или иного объекта, явления, темы.
Активность учащихся сама по себе возникает нечасто и, как правило, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий. Поэтому необходимо организовать учебное взаимодействие таким образом, чтобы учащиеся были активны в поиске решения того или иного вопроса, и этот процесс содержал разнообразные эмоциональные переживания. Ситуация выбора эмоционально переживается как состояние неопределенности, вызывает стимул к активной мыслительной деятельности. Создается ситуация информационного дефицита, когда дети чувствуют недостаточность своих знаний, если новый материал по содержанию и способам превосходит имеющийся арсенал знаний. Такой подход позволяет максимально использовать непроизвольное внимание школьников, постепенно выработать у них устойчивый интерес к изучаемому материалу, способствующий развитию самостоятельного творческого мышления, сознательного восприятия, осмысления и лучшего запоминания учебной информации. Создание ситуации дефицита знаний повышает уровень интеллектуального развития, степень самостоятельности мышления, заинтересованность в выполнении нетрадиционных заданий.
В соответствии с современными требованиями основным содержанием обучения должно стать превращение каждого школьника в субъекта собственной учебной деятельности, действующего по формуле: «Я учусь», чего можно достичь лишь на основе полноценной самостоятельной учебной деятельности, которая включает в себя  учебно-познавательные мотивы, определение учебных задач, выбор средств и методов, планирование решения, решение учебных задач, действие самооценки. При организации на уроках именно такой деятельности общечеловеческий опыт не навязывается, а выводится из собственных переживаний, и ребенок изначально становится субъектом познания.
Закреплению положительной мотивации способствует посильная трудность учения за счет вооружения учащихся общими способами учебных действий, а так же осознание недостаточности собственных знаний и желание обогатить их.
Именно эти принципы были положены в основу урока по теме «Атмосферное давление».
Изменения, происходящие сегодня в обществе требуют от человека умения быстро находить решения возникающих вопросов, уметь налаживать эффективные взаимоотношения с разными людьми.
Задача учителя – подготовить личность, обладающую необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования человека с таким набором качеств.

УМК: А.А. Летягин.  География. Начальный курс. 6 класс. Издательский  центр «Вентана-Граф», 2015г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представление об атмосферном давление; о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
  • Развивающие:
    • развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
    • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления.
  • Воспитательные:
    • повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;
    • способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Задачи (планируемые результаты):

  • Предметные:
    • использовать понятие для решения  учебных задач по определению атмосферного давления;
    • устанавливать взаимосвязи  между температурой воздуха и атмосферным давлением;
    • использовать приобретенные знания и умения для определения температуры воздуха и давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные УУД:
      • умение  организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
      • оценивать достижения на уроке
      • оценивать работу одноклассников
      • высказывать суждения, подтверждая ее фактами
      • работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
    • Познавательные УУД:
      • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
      • Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать  учебное взаимодействие в группе
    • Личностные: учащийся должен обладать:
      • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
      • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
      • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,  учебно-исследовательской, творческой деятельности;
      • осознание ценностей географических знаний и  применять эти знания в определенной ситуации.

Средства обучения:  учебник, лабораторное оборудование к уроку, иллюстрации к задачам.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный

Приветствует учащихся и желает успехов в работе

Отвечают на приветствие

Взаимодействуют с учителем

Мобилизуют силы на результат урока
Настрой на работу

2. Актуализация знаний

Что такое атмосфера:
Может это литосфера? – Нет.
Может это гидросфера? – Нет.
Может, это просто точка? – Нет
Значит, это оболочка? – Да
Из чего она? из камня? – Нет.
Состоит из смеси газов? – Да!
То, что воздухом зовут? – Да!
Они жизнь для нас дают!
Что вам известно о воздушной оболочке Земли?

Учитель предлагает объяснить результаты опытов.

Опыт 1.

Берем две пробирки, по размеру такие, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальем немного воды, а затем вставим в нее короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы увидим, что узкая пробирка не упадет, а, наоборот, по мере вытекания воды будет подниматься вверх, втягиваясь в широкую пробирку.

Вопрос: Благодаря какому атмосферному процессу можно объяснить результаты опыта.

Опыт 2.
 
Стакан с налитой в нее жидкостью накрываем плотной бумагой и переворачиваем. При этом вода не выливается из стакана и бумага не отрывается.
 
Вопрос: Благодаря какому атмосферному процессу можно объяснить результаты опыта. 

Предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

Сообщают сведения об атмосфере, изученные на предыдущих уроках.

 

Анализируют, сравнивают и обобщают факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявляют причины – давление воздуха (Атмосферное давление).

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами.
 Смотрят  на ситуацию с иной позиции и договариваются с людьми иных позиций.
 Понимают позицию другого, различают в его речи: мнение, точку зрения, доказательство, факты.

Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
Выдвигают версии решения проблемной задачи.

 

3. Постановка цели и задач урока

Предлагает учащимся дать
 определение, что такое атмосферное давление,  а
 затем проверить
 правильность составленного определения по учебнику.
Что вы уже знаете об атмосферном давлении?
Скажите, достаточно ли ваших знаний об атмосферном давлении?
Ну, а если ваших знаний об атмосферном давлении недостаточно, то какова же будет цель нашего урока?

Предлагают варианты ответа.
Формулируют цель урока.

Организовывают  учебное взаимодействие.

Самостоятельно приобретают  новые знания и практических умения, управляют своей познавательной деятельностью, организовывают свою деятельность, определяют её  цели и задачи.

4. Планирование решения учебной задачи

На какие вопросы сегодня на уроке мы должны ответить, чтобы приобрести новые знания об атмосферном давлении?

Формулируют вопросы:
Почему воздух обладает давлением?
Можно ли его измерить?
От чего зависит изменение атмосферного давления.
Каковы закономерности  его изменения .

Отстаивают свою точку зрения.  Принимают
 иную точку зрения.
Понимают позицию другого, различают в его речи: мнение, точку зрения.

Формируется умение организовывать свою деятельность,  определять цели и задачи, выбирать
средства реализации цели .

5. Решение учебной задачи

А кто открыл атмосферное давление?
Учитель демонстрирует современный прибор для измерения атмосферного давления.
Затем учитель организует беседу, направленную на выяснение признаков понятия «Атмосферное давление».
Проблемный вопрос:  Почему воздух обладает давлением?
Учитель демонстрирует опыты и предлагает учащимся поэтапно делать выводы. 1. Взвешиваем на весах две одинаковые колбы.
Вопрос: Каков вес колб?
2. Нагреваем только одну из колб, а затем снова взвешиваем их, что произошло с их весом?
Вопрос: Каков вес колб?
Что доказывает опыт?

 

А как мы в повседневной жизни определяем (чувствуем), что  какой–либо предмет имеет вес?
Значит, мы можем утверждать, что воздух имеет вес и благодаря этому оказывает давление  на всё, что находится на земле.
Вернемся к проделанному опыту.
Можем ли мы утверждать, что если изменился вес колб, то и изменилось давление воздуха в колбах.
Сформулируем вывод: Отчего зависит атмосферное давление?
А как будет изменяться давление,  если абсолютная высота будет изменяться?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, учитель предлагает обратиться к учебнику (с. 131)

Сообщение учащихся:
1. История открытия атмосферного давления.
2. Первые приборы измерения Атмосферного давления
Происходит формирование и развитие знаний,  познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов. 
Ведут  самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.

 

Вывод:  По показаниям вес колб одинаков.

 

Вывод:  По показаниям весов холодная колба тяжелее, т.е. имеет больший вес. Опыт доказывает, что воздух имеет вес.
Высказывают предположение:
вес измеряется  с помощью силы.
Формулируют выводы: Вес измеряется  с помощью силы. А атмосферное давление это сила,  с которой воздух оказывает давление.
Изменился вес колб, значит, и изменилось давление.

Атмосферное давление зависит от температуры воздуха.
Работают с учебником. Формулируют вывод: атмосферное давление с высотой понижается.
Называют показатели нормального атмосферного давления.

Формируется умение выражать свои мысли, самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в коллективе.

Формируется умение организовывать свою деятельность,  планировать, оценивать способы достижения цели.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.
Уточнение и дополнение высказываний.

6. Первичная проверка понимания.

Учитель предлагает ответить на вопросы:
1. Атмосферное давление – это …
2.Атмосферное давление зависит от … и …
3. Где будет атмосферное давление выше: на экваторе или на полюсах?
4. Когда будет атмосферное давление выше ночью или днем?
5.После потепления
 наступили морозы. Как изменится атмосферное давление?

 Отвечают на поставленные вопросы.

Взаимодействуют с учителем

Корректировка  своих действий и первичных выводов. Осуществление самоконтроля, взаимоконтроля.

7. Применение знаний в новой учебной ситуации

Учитель предлагает решить задачу:
1. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каким  будет атмосферное давление на этой высоте, если у поверхности Земли оно было нормальным?

Ведут  самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.
Происходит формирование и развитие географических знаний. 

Взаимодействуют с учителем, друг с другом. Комментируют решение задачи. 

Корректировка  своих действий и выводов. Осуществление самоконтроля.

8. Рефлексия

«Цепочка пожеланий»

Взаимодействие учащихся

Определяют значимость новых знаний.

Осуществляют самооценку.

9. Домашнее задание

Обязательное:
Прочитать §25.
Дополнительное:
Подготовить сообщение  «Атмосферное  давление в жизни животных»

Формулируют уточняющие вопросы учителю

Комментируют выполнение домашнего задания.

Самоанализ.

Литература:

1. А.А. Летягин География 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
2. А.А. Летягин Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС
3. Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. – М.:Вентана-Граф. –  2012.
4. Петрова, Н.Н., Максимова, Н.А. География. Природа Земли и человек. 6 класс – М.:Мнемозина. – 2008.
5. Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:Вако. – 2010.