Эффективность урока во многом зависит от активности учащихся, от их заинтересованности в изучении того или иного объекта, явления, темы.
Активность учащихся сама по себе возникает нечасто и, как правило, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий. Поэтому необходимо организовать учебное взаимодействие таким образом, чтобы учащиеся были активны в поиске решения того или иного вопроса, и этот процесс содержал разнообразные эмоциональные переживания. Ситуация выбора эмоционально переживается как состояние неопределенности, вызывает стимул к активной мыслительной деятельности. Создается ситуация информационного дефицита, когда дети чувствуют недостаточность своих знаний, если новый материал по содержанию и способам превосходит имеющийся арсенал знаний. Такой подход позволяет максимально использовать непроизвольное внимание школьников, постепенно выработать у них устойчивый интерес к изучаемому материалу, способствующий развитию самостоятельного творческого мышления, сознательного восприятия, осмысления и лучшего запоминания учебной информации. Создание ситуации дефицита знаний повышает уровень интеллектуального развития, степень самостоятельности мышления, заинтересованность в выполнении нетрадиционных заданий.
В соответствии с современными требованиями основным содержанием обучения должно стать превращение каждого школьника в субъекта собственной учебной деятельности, действующего по формуле: «Я учусь», чего можно достичь лишь на основе полноценной самостоятельной учебной деятельности, которая включает в себя учебно-познавательные мотивы, определение учебных задач, выбор средств и методов, планирование решения, решение учебных задач, действие самооценки. При организации на уроках именно такой деятельности общечеловеческий опыт не навязывается, а выводится из собственных переживаний, и ребенок изначально становится субъектом познания.
Закреплению положительной мотивации способствует посильная трудность учения за счет вооружения учащихся общими способами учебных действий, а так же осознание недостаточности собственных знаний и желание обогатить их.
Именно эти принципы были положены в основу урока по теме «Атмосферное давление».
Изменения, происходящие сегодня в обществе требуют от человека умения быстро находить решения возникающих вопросов, уметь налаживать эффективные взаимоотношения с разными людьми.
Задача учителя – подготовить личность, обладающую необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования человека с таким набором качеств.
УМК: А.А. Летягин. География. Начальный курс. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015г.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформировать представление об атмосферном давление; о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
- Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления.
- Воспитательные:
- повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;
- способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Задачи (планируемые результаты):
- Предметные:
- использовать понятие для решения учебных задач по определению атмосферного давления;
- устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха и атмосферным давлением;
- использовать приобретенные знания и умения для определения температуры воздуха и давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.
- Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- оценивать достижения на уроке
- оценивать работу одноклассников
- высказывать суждения, подтверждая ее фактами
- работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
- Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
- Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
- Личностные: учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.
- Регулятивные УУД:
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование к уроку, иллюстрации к задачам.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
1. Организационный |
Приветствует учащихся и желает успехов в работе |
Отвечают на приветствие |
Взаимодействуют с учителем |
Мобилизуют силы на результат урока |
2. Актуализация знаний |
Что такое атмосфера: Учитель предлагает объяснить результаты опытов. Опыт 1. Берем две пробирки, по размеру такие, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальем немного воды, а затем вставим в нее короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы увидим, что узкая пробирка не упадет, а, наоборот, по мере вытекания воды будет подниматься вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Вопрос: Благодаря какому атмосферному процессу можно объяснить результаты опыта. Опыт 2. |
Предлагают варианты ответов.
Сообщают сведения об атмосфере, изученные на предыдущих уроках.
Анализируют, сравнивают и обобщают факты.
Выявляют причины – давление воздуха (Атмосферное давление). |
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.
Отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами. |
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
|
3. Постановка цели и задач урока |
Предлагает учащимся дать |
Предлагают варианты ответа. |
Организовывают учебное взаимодействие. |
Самостоятельно приобретают новые знания и практических умения, управляют своей познавательной деятельностью, организовывают свою деятельность, определяют её цели и задачи. |
4. Планирование решения учебной задачи |
На какие вопросы сегодня на уроке мы должны ответить, чтобы приобрести новые знания об атмосферном давлении? |
Формулируют вопросы: |
Отстаивают свою точку зрения. Принимают |
Формируется умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать |
5. Решение учебной задачи |
А кто открыл атмосферное давление?
А как мы в повседневной жизни определяем (чувствуем), что какой–либо предмет имеет вес? |
Сообщение учащихся:
Вывод: По показаниям вес колб одинаков.
Вывод: По показаниям весов холодная колба тяжелее, т.е. имеет больший вес. Опыт доказывает, что воздух имеет вес. Атмосферное давление зависит от температуры воздуха. |
Формируется умение выражать свои мысли, самостоятельно |
Формируется умение организовывать свою деятельность, планировать, оценивать способы достижения цели. |
6. Первичная проверка понимания. |
Учитель предлагает ответить на вопросы: |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Взаимодействуют с учителем |
Корректировка своих действий и первичных выводов. Осуществление самоконтроля, взаимоконтроля. |
7. Применение знаний в новой учебной ситуации |
Учитель предлагает решить задачу: |
Ведут самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование. |
Взаимодействуют с учителем, друг с другом. Комментируют решение задачи. |
Корректировка своих действий и выводов. Осуществление самоконтроля. |
8. Рефлексия |
«Цепочка пожеланий» |
Взаимодействие учащихся |
Определяют значимость новых знаний. |
Осуществляют самооценку. |
9. Домашнее задание |
Обязательное: |
Формулируют уточняющие вопросы учителю |
Комментируют выполнение домашнего задания. |
Самоанализ. |
Литература:
1. А.А. Летягин География 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина География. Начальный курс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г.
2. А.А. Летягин Поурочное планирование 5-6 классы ФГОС
3. Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. – М.:Вентана-Граф. – 2012.
4. Петрова, Н.Н., Максимова, Н.А. География. Природа Земли и человек. 6 класс – М.:Мнемозина. – 2008.
5. Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:Вако. – 2010.