Реакция нейтрализация как частный случай реакции обмена

Разделы: Химия


«Древо науки всеми корнями уходят в практику».

А.Н. Несмеянов

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Следовательно, урок уже не может оставаться традиционным, основные цели которого были направлены на усвоение знаний и умений. Что касаемо вопросов воспитания – оно осуществлялось спонтанно. Современный урок, прежде всего, нацелен на формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.  А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Поэтому при конструировании этапов урока мне пришлось учитывать такие важные моменты как:

  1. Определение темы учебного материала.
  2. Определение дидактической цели темы.
  3. Определение типа урока.
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

 Учитывая все выше сказанное, я выбрала урок химии, или если быть более точным,  урок неорганической химии по теме «Реакция нейтрализация как частный случай реакции обмена». Данный урок был проведен в 8 классе, в котором обучается 30 человек. По уровню развития учащиеся данного класса более склонны к изучению предметов естественно – научного цикла. Дети в классе дружные и хорошо воспитаны, и самое главное, умеют работать совместно в коллективе.

С учетом требований развития личности в урок включена проектно- исследовательская  деятельность, которая нацелена на осознание учеником способов получения результатов, сталкивание его с затруднениями, посредством чего они были устранены. А также на то, что при этом чувствовал учащийся после преодоленной трудности учения.

Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

Использование информационных технологий в процессе преподавания химии даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.

Главной же задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. При этом  я никогда не забываю о значимости экспериментальной части урока.   

Одна из наиболее интересных тем, насыщенных визуальными эффектами проводимых экспериментов курса начальной химии — реакция нейтрализации. На примере такой реакции учащиеся не только рассматривают процесс взаимодействия кислоты и основания, одновременно они изучают новый тип реакции — обмена. Презентация «Нейтрализация» ориентирована на второй урок указанной темы, и ее целью является установление ясности — могут ли выступить реагентами в нейтрализации кислота и нерастворимые основания? Построение урока начинается классически — проверкой изученного накануне, затем задается проблемный вопрос, и учащиеся ищут самостоятельно ответ, проводя при этом наглядный эксперимент.

На уроке  формируются такие образовательные компетенции, как учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая (умение работать в группе, сотрудничать с другими учащимися), общекультурная (осознание роли науки химии в жизни человека и ее влияние на мир, освоение научной картины мира), компетенция личностного самосовершенствования (безопасное использование химических реактивов, применение знаний и умений на практике). Домашнее задание предполагает формирование информационной компетенции. При разработке урока была использована авторская программа основного общего образования по химии И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской. Москва. «Русское слово» 2013 год. Согласно учебному плану на изучение химии в 8 классе отводится 68 часов, в неделю 2 час. Данный урок второй в теме:  «Типы химических реакций». Обучение происходит по учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений И. И. Новошинского, Н.С. Новошинской «Химия 8 класс». Москва. «Русское слово» 2013 год.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Технологическая карта урока

Презентация к уроку

Приложение 1

Приложение 2