Современная Россия и мир в целом стремительно меняются на наших глазах. Общество все больше и больше нуждается в людях, умеющих творчески мыслить, анализировать и понимать окружающих. И английский язык - одно из лучших средств, позволяющих развивать эти навыки. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя в проекте – развивать творческую и познавательную активность учащихся, повышать мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Использование новых информационных технологий открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал для достижения новых результатов в различных предметных областях.
I. Описание проекта
Учебный проект по английскому языку «Amazing Waterfalls» для учащихся 6 классов школ с углубленным изучением английского языка. C помощью оригинального приёма, использования интернет-сервиса Карты Google, стало возможным практическое воплощение идеи проекта – создание виртуального путешествия по водопадам мира. В рамках проектной работы ребята выполнили много разнообразных заданий: составили описание своего водопада, нашли координаты и с использованием сервиса Карты Google поставили метку водопада на карту, добавили его описание и изображение, создали совместную презентацию плакатов и разместили её на сайте проекта.
Специально созданный сайт «Project "AmazingWaterfalls"» использовался как площадка совместной деятельности и информационной поддержки учеников и учителей во время работы над проектом, адрес сайта в сети Интернет https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/.
Целью проекта «Amazing Waterfalls» является развитие и совершенствование практических навыков владения английским языком с помощью современных информационных технологий.
В ходе работы над проектом учащимся необходимо было:
- отработать лексико-грамматический материал;
- повысить уровень практического владения английским языком при составлении описаний;
- научиться пользоваться интернет-версиями словарей и энциклопедий;
- расширить и закрепить практические навыки работы на компьютере;
- познакомиться с сервисами Сайты Google и Документы Google;
- создать пользовательскую географическую карту с помощью сервиса Карты Google.
Заполняя карту «Project Plan», учащиеся могли самостоятельно фиксировать своё продвижение по этапам проекта (Рисунок 1).
Рисунок1
II. Планирование проекта
В нашем лицее обучение английскому языку в 6 классах ведется по учебнику УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой. Следует отметить, что предложенная тема проекта выходит за рамки учебной программы, однако у учащихся появляется реальная возможность в практической деятельности закрепить полученные лексико-грамматические знания по учебным темам «I Like Travelling» (Я люблю путешествовать) и «The Discovery of America» (Открытие Америки). В результате проектной деятельности развивается творческая активность учащихся, расширяется кругозор и языковые знания учащихся.
План проекта «Amazing Waterfalls» представлен на главной странице сайта. Каждый пункт меню содержит ссылки на справочные материалы, описания заданий или ресурсы сети Интернет.
Сначала ребята знакомятся с новой лексикой, которую возможно использовать для описания водопада. Получают новые знания о словообразовании.
New words author – автор |
Закрепляют грамматические навыки, полученные в рамках учебной программы. На страницах сайта «New Words» и «New Grammar» опубликован лексико-грамматический материал.
New Grammar 1. Суффиксы прилагательных – Noun/Verb + ful = Adjective 2. Суффиксы существительных – Adjective + th = Noun |
В рамках проектной работы у ребят есть возможность с использованием компьютера самостоятельно проверить свои знания, пройдя лексико-грамматические тесты, опубликованные на сайте проекта. Для создания интерактивных учебно-методических пособий были использованы Сервисы сайта LearningApps <http://learningapps.org/>. На странице «Tests» можно выполнить следующие упражнения:
- кроссворд «Continents and Oceans» https://learningapps.org/watch?v=p90kjnz5501
- лото «Quiz» https://learningapps.org/watch?v=pe973zzw301
- викторина с выбором правильного ответа «Грамматика» https://learningapps.org/watch?v=p51hvm5en01
- филворд «New Words» https://learningapps.org/watch?v=pbvhekfo501
Далее школьники при участии учителя обсуждают примерный план описания водопада, составляют описание своего водопада, обсуждают достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории.
How to write a description Coordinates |
Затем учащиеся выполняют техническую работу по подготовке печатных плакатов для коллективной выставки «Nature Wonders – Amazing Waterfalls», которая проводится в рамках недели английского языка.
С помощью сервиса Документы Google, была подготовлена презентация «Natural Wonders», которая является результатом совместной работы учеников: каждый участник проекта создал один слайд о водопаде с информацией на английском языке.
В работе над проектом «AmazingWaterfalls», выполняя задания, учащиеся попадали в ситуацию необходимости поиска информации о водопадах на англоязычном сайте Wikipediа http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Важно научить детей работать и с традиционными (бумажными) источниками информации, и с электронными. Актуальной является задача формирования критического отношения к найденной информации: научить проверять достоверность сведений и уровень компетентности источников.
Для работы с географической картой шестиклассникам необходимо было разобраться с системой представления координат, найти координаты своего водопада, убедиться, что координаты найдены правильно. Учащиеся могли самостоятельно поставить метку на карту, добавить описание и фотографию водопада и ссылки на источники информации, используя инструкции, опубликованные на сайте проекта «Amazing Waterfalls». Инструкции специально были составлены с учетом возрастных особенностей школьников на основе описания работы с инструментами и сервисами Google (Рисунок 2).
Рисунок 2
В завершение проекта, ученики могли пройти итоговое анкетирование, поделиться своими замечаниями и предложениями и получить сертификаты участников проекта. Итоговая анкета проекта «My Impressions» создана с использованием опросных форм сервиса Документы Google. Анкетирование было организовано на компьютерах и ученики смогли познакомиться со сводкой ответов в виде графиков и диаграмм.
III. Результаты проекта
Материалы проекта и творческие работы учащихся опубликованы в сети Интернет на сайте «Project "AmazingWaterfalls"» по адресу https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/.
На странице «Map» можно, не выходя из дома, совершить виртуальное путешествие по водопадам, которые выбрали ребята, работая над проектом. На географической карте места водопадов отмечены голубыми метками: если щелкнуть на метке, то в открывшемся информационном окне отобразится название и описание водопада, ссылки на фотографии и источники информации, имя участника проекта – автора этой метки. Используя сервис Карты Google, ученики создали и опубликовали свою карту водопадов на сайте «Project "AmazingWaterfalls"» (Рисунок 3). Адрес географической карты в сети Интернет https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/map.
Рисунок 3
Методическое описание проекта опубликовано на портале Международного сетевого педагогического сообщества «Партнерство в образовании», адрес http://www.pil-network.com/Resources/LearningActivities/Details/e9f019b2-8a79-4ae2-a118-e3a76b8a7dd3.
Участие в проекте «AmazingWaterfalls» повышает уровень практического владения иностранным языком. C помощью оригинального приёма, использования сервиса Карты Google, стало возможным практическое воплощение идеи проекта – создание виртуального путешествия по водопадам мира. Такой подход организации проектной деятельности, несомненно, актуален и оригинален. Проект «AmazingWaterfalls» может быть реализован педагогами в других образовательных учреждениях.
Список используемой литературы:
- Часовникова О.Б., Гусельникова Е.В. Использование информационных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка // Инновации и современные технологии в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – Новосибирск, 2014.
- Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Использование сервиса Карты Google в проектной деятельности: виртуальное путешествие по водопадам мира // Электронная газета «Интерактивное образование» № 54-55, 2014 [Электронный ресурс]. – URL: http://io.nios.ru/articles2/55/3/ispolzovanie-servisa-karty-google-v-proektnoy-deyatelnosti-virtualnoe-puteshestvie-po (дата обращения: 29 декабря 2015).
- Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Я сам. Проект мой – язык мой // Учительская газета №03-04, 25 января 2011.
- Канянина Т.И. Сотрудничество в сетевом проекте как средство мотивации учащихся // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы XII Всероссийской конференции. – Казань, 2014.
- Филатова В.Г., Колесова Н.К. Международный проект «Эколит». Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе [Электронный ресурс]. – URL: http://euro-ief.ru/works/detail.php?ID=1434 (дата обращения: 24 июля 2014).
- Часовникова О.Б., Гусельникова Е.В. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в лицее №130 // Инновационные процессы и технологии в образовании: стратегии, риски, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск, 2011. – С. 270-274.