Организация проектной деятельности в процессе обучения английскому языку на примере проекта «Amazing Waterfalls»

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Современная Россия и мир в целом стремительно меняются на наших глазах. Общество все больше и больше нуждается в людях, умеющих творчески мыслить, анализировать и понимать окружающих. И английский язык - одно из лучших средств, позволяющих развивать эти навыки. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя в проекте – развивать творческую и познавательную активность учащихся, повышать мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Использование новых информационных технологий открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал для достижения новых результатов в различных предметных областях.

I. Описание проекта

Учебный проект по английскому языку «Amazing Waterfalls» для учащихся 6 классов школ с углубленным изучением английского языка. C помощью оригинального приёма, использования интернет-сервиса Карты Google, стало возможным практическое воплощение идеи проекта – создание виртуального путешествия по водопадам мира. В рамках проектной работы ребята выполнили много разнообразных заданий: составили описание своего водопада, нашли координаты и с использованием сервиса Карты Google поставили метку водопада на карту, добавили его описание и изображение, создали совместную презентацию плакатов и разместили её на сайте проекта.
Специально созданный сайт «Project "AmazingWaterfalls"»  использовался как площадка совместной деятельности и информационной поддержки учеников и учителей во время работы над проектом, адрес сайта в сети Интернет https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/.
Целью проекта «Amazing Waterfalls» является развитие и совершенствование практических навыков владения английским языком с помощью современных информационных технологий.
В ходе работы над проектом учащимся необходимо было:

  • отработать лексико-грамматический материал;
  • повысить уровень практического владения английским языком при составлении описаний;
  • научиться пользоваться интернет-версиями словарей и энциклопедий;
  • расширить и закрепить практические навыки работы на компьютере;
  • познакомиться с сервисами Сайты Google и Документы Google;
  • создать пользовательскую географическую карту с помощью сервиса Карты Google.

Заполняя карту «Project Plan», учащиеся могли самостоятельно фиксировать своё продвижение по этапам проекта (Рисунок 1).

Рисунок1

II. Планирование проекта

В нашем лицее обучение английскому языку в 6 классах ведется по учебнику УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой. Следует отметить, что предложенная тема проекта выходит за рамки учебной программы, однако у учащихся появляется реальная возможность в практической деятельности закрепить полученные лексико-грамматические знания по учебным темам «I Like Travelling» (Я люблю путешествовать) и «The Discovery of America» (Открытие Америки). В результате проектной деятельности развивается творческая активность учащихся, расширяется кругозор и языковые знания учащихся.
План проекта «Amazing Waterfalls» представлен на главной странице сайта. Каждый пункт меню содержит ссылки на справочные материалы, описания заданий или ресурсы сети Интернет.
Сначала ребята знакомятся с новой лексикой, которую возможно использовать для описания водопада. Получают новые знания о словообразовании.


New words

author – автор
continent – континент
coordinates – координаты
country – страна
depth – глубина
Earth – Земля
east – восток
flow rate – скорость потока/течения
height – высота
impression – впечатление
interesting – интересный
links – ссылки – источники
location – месторасположение
north – север
outstanding – выдающийся
rank – ранг, разряд
south – юг
to be situated – быть расположенным
unusual – необычный
waterfall – водопад
west – запад
width – ширина

Закрепляют грамматические навыки, полученные в рамках учебной программы. На страницах сайта «New Words» и «New Grammar» опубликован лексико-грамматический материал.

New Grammar
How to make new words

1. Суффиксы прилагательных – Noun/Verb + ful = Adjective
-ful – Означает наличие качества (от существительных и глаголов).
beauty – beautiful
wonder – wonderful
colour (to colour) – colourful
use (to use) – useful
to forget – forgetful
care (to care) – careful
help (to help) – helpful
hope (to hope) – hopeful

2. Суффиксы существительных – Adjective + th = Noun
-th (от прилагательных). Обратить внимание на изменение правописания.
deep – depth
high – height
long – length
strong – strength
warm – warmth
wide – width

В рамках проектной работы у ребят есть возможность с использованием компьютера самостоятельно проверить свои знания, пройдя лексико-грамматические тесты, опубликованные на сайте проекта. Для создания интерактивных учебно-методических пособий были использованы Сервисы сайта LearningApps <http://learningapps.org/>. На странице «Tests» можно выполнить следующие упражнения:

Далее школьники при участии учителя обсуждают примерный план описания водопада, составляют описание своего водопада, обсуждают достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории.

How to write a description

Coordinates
The name of the waterfall
The name of the continent
The name of the country
The location (the place where the waterfall is situated)
The height
The width
The depth
The flow rate
The rank
Something interesting/unusual/outstanding
Your impression
Links (ссылки-источники)
Author (автор)

Затем учащиеся выполняют техническую работу по подготовке печатных плакатов для коллективной выставки «Nature Wonders – Amazing Waterfalls», которая проводится в рамках недели английского языка.
С помощью сервиса Документы Google, была подготовлена презентация «Natural Wonders», которая является результатом совместной работы учеников: каждый участник проекта создал один слайд о водопаде с информацией на английском языке. 
В работе над проектом «AmazingWaterfalls», выполняя задания, учащиеся попадали в ситуацию необходимости поиска информации о водопадах на англоязычном сайте Wikipediа http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page. Информационно-коммуникационные технологии позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в четком виде с визуальным сопровождением. Важно научить детей работать и с традиционными (бумажными) источниками информации, и с электронными. Актуальной является задача формирования критического отношения к найденной информации: научить проверять достоверность сведений и уровень компетентности источников.
Для работы с географической картой шестиклассникам необходимо было разобраться с системой представления координат, найти координаты своего водопада,  убедиться, что координаты найдены правильно. Учащиеся могли самостоятельно поставить метку на карту, добавить описание и фотографию водопада и ссылки на источники информации, используя инструкции,  опубликованные на сайте проекта «Amazing Waterfalls». Инструкции специально были составлены с учетом возрастных особенностей школьников на основе описания работы с инструментами и сервисами Google (Рисунок 2).

Рисунок 2

В завершение проекта, ученики могли пройти итоговое анкетирование, поделиться своими замечаниями и предложениями и получить сертификаты участников проекта. Итоговая анкета проекта «My Impressions» создана с использованием опросных форм сервиса Документы Google. Анкетирование было организовано на компьютерах и ученики смогли познакомиться со сводкой ответов в виде графиков и диаграмм.

III. Результаты проекта

Материалы проекта и творческие работы учащихся опубликованы в сети Интернет на сайте «Project "AmazingWaterfalls"» по адресу https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/.
На странице «Map» можно, не выходя из дома, совершить виртуальное путешествие по водопадам, которые выбрали ребята, работая над проектом. На географической карте места водопадов отмечены голубыми метками: если щелкнуть на метке, то в открывшемся информационном окне отобразится название и описание водопада, ссылки на фотографии и источники информации, имя участника проекта – автора этой метки. Используя сервис Карты Google, ученики создали и опубликовали свою карту водопадов на сайте «Project "AmazingWaterfalls"» (Рисунок 3). Адрес географической карты в сети Интернет https://sites.google.com/site/projectamazingwaterfalls/map.

Рисунок 3

Методическое описание проекта опубликовано на портале Международного сетевого педагогического сообщества «Партнерство в образовании», адрес http://www.pil-network.com/Resources/LearningActivities/Details/e9f019b2-8a79-4ae2-a118-e3a76b8a7dd3.
Участие в проекте «AmazingWaterfalls» повышает уровень практического владения иностранным языком. C помощью оригинального приёма, использования сервиса Карты Google, стало возможным практическое воплощение идеи проекта – создание виртуального путешествия по водопадам мира. Такой подход организации проектной деятельности, несомненно, актуален и оригинален. Проект «AmazingWaterfalls» может быть реализован педагогами в других образовательных учреждениях.

Список используемой литературы:

  1. Часовникова О.Б., Гусельникова Е.В. Использование информационных технологий в проектной деятельности на уроках английского языка // Инновации и современные технологии в системе образования: Материалы Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – Новосибирск, 2014.
  2. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Использование сервиса Карты Google в проектной деятельности: виртуальное путешествие по водопадам мира // Электронная газета «Интерактивное образование» № 54-55, 2014 [Электронный ресурс]. –  URL: http://io.nios.ru/articles2/55/3/ispolzovanie-servisa-karty-google-v-proektnoy-deyatelnosti-virtualnoe-puteshestvie-po (дата обращения: 29 декабря 2015).
  3. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Я сам. Проект мой – язык мой // Учительская газета №03-04, 25 января 2011.
  4. Канянина Т.И. Сотрудничество в сетевом проекте как средство мотивации учащихся // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы XII Всероссийской конференции. –  Казань, 2014.
  5. Филатова В.Г., Колесова Н.К. Международный проект «Эколит». Федеральный конкурс проектов учителей, применяющих новые информационные технологии в учебной работе [Электронный ресурс]. –  URL: http://euro-ief.ru/works/detail.php?ID=1434 (дата обращения: 24 июля 2014).
  6. Часовникова О.Б., Гусельникова Е.В. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в лицее №130 // Инновационные процессы и технологии в образовании: стратегии, риски, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –  Новосибирск, 2011. – С. 270-274.