В настоящий момент педагогические коллективы ДОО осуществляют свою деятельность в условиях перехода на ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт).
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Согласно п. 4.3 целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят только квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Результаты психологической диагностики выступают основой для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития воспитанников.
Важным моментом является порядок участия ребёнка в проводимом обследовании: свободное в педагогической диагностике и только с согласия родителей (законных представителей) в психологической диагностике.
Таким образом, несмотря на то, что мониторинговые исследования освоения образовательной программы в соответствии со Стандартом не проводятся, диагностика уровня развития каждого ребёнка предусмотрена. Рекомендации по такой диагностике должны быть сформулированы в примерных основных образовательных программах дошкольного образования. До их появления воспитатели могут использовать метод педагогического наблюдения для экспертной оценки достижения целевых ориентиров, сформулированных в ФГОС дошкольного образования.
Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики - педагогической и психологической. Что такое диагностика? Диагностика – деятельность , направленная на постановку диагноза. Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения "обратной связи" в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программы.
Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе Организации, или проводить ее самостоятельно. Данные, полученные в результате такой оценки, также являются профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения. Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе, может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта 1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).
Умение осуществлять педагогическую диагностику и планировать на её основе педагогические воздействия входит в компетенцию грамотного, квалифицированного педагога. В Профессиональном стандарте педагога (документе, в котором определены основные требования к квалификации педагога) – п.п.3.2.1.(трудовая функция) :
трудовые действия -
1.Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
2. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
3. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
необходимые знания -
1. Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
2. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
В соответствии с требованиями к кадровому обеспечению Стандарта деятельность руководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, работников, осуществляющих финансовую деятельность, охрану жизни и здоровья детей необходимо рассматривать в полной мере как деятельность по обеспечению и реализации Программы. Номенклатура должностей руководящих, педагогических и учебно- вспомогательных работников утверждена постановлением Правительства от 8 августа 2013 г. № 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования: должностные обязанности воспитателя (включая старшего) .... Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; ... проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм; на основе изучения индивидуальных особенностей , рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ОВЗ коррекционно-развивающую работу ( с группой или индивидуально); должен знать – методы и формы мониторинга деятельности воспитанников.
Педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования. Предпочтение отдается аутентичной оценке. В основе её лежат следующие принципы:
- она строится в основном на анализе реального поведения ребёнка. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребёнка в естественной среде (в игре, в ходе режимных моментов, в организованной деятельности);
- аутентичные оценки дают взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение;
- аутентичная оценка максимально структурирована;
- аутентичная оценка понятна родителям, они могут стать партнерами при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Реализация программы “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2014 г. предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка, как говорилось выше, производится педагогом в рамках пед. диагностики, предполагающей наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Этим определяются цели диагностической работы:
Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при проведении образовательного процесса. Например: если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учета при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми.
Выявление негативных тенденций в развитии (объект и предмет диагностики конкретизируются) для определения необходимости последующего углубленного изучения. Например: если целью диагностики было выявление детей с трудностями в общении, то в рекомендациях должно быть описано, кто из детей испытывает трудности в общении и нуждается в углубленном обследовании или консультации у психолога.
Выявление изменений в развитии (объект и предмет диагностики конкретизируются) для определения результатов педагогической деятельности. Например, если целью диагностики было изучение результатов работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях : выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы или обобщить опыт педагога по этому направлению
Виды диагностической работы можно выделить по тому, кто её проводит. Если исходить из того, что объектом диагностики в ДОУ является развитие ребёнка, то можно выделить следующие виды:
Медицинская – предмет диагностики – состояние здоровья и физического развития ребёнка;
Психологическая – предмет диагностики – психическое развитие ребёнка.
Педагогическая – предметом диагностики является освоение ребёнком образовательной программы.
Управленческая - предмет диагностики – деятельность образовательного учреждения. С этим видом диагностики связано новое направление в деятельности ДУ – мониторинг. Образовательный мониторинг – это организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание состояния и прогнозирование её развития.
Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса: это
- Диагностическая работа с детьми;
- Диагностическая работа с родителями;
- Диагностическая работа с сотрудниками;
Организация диагностической работы должна отвечать следующим принципам:
- Принцип законности – на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов;
- Принцип научности – диагностическая работа должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования;
- Принцип этичности - соблюдение этических норм и правил;
- Принцип оптимальности – минимальными усилиями получить достаточное количество информации, необходимое в работе.
Методы педагогической диагностики:
1. Наблюдение.
2. Опрос, сущность которого состоит в получении ответов на задаваемые вопросы. Три основных вида опроса:
2.1. анкетирование (письменный очный и заочный опрос);
2.2. интервьюирование (устная беседа, опрос);
3. социометрический опрос.
Анкетирование широко применяется в диагностической работе с родителями и сотрудниками; дает возможность в короткие сроки получить необходимую информацию об изучаемом объекте.
Метод интервьюирования применяется при организационно-педагогических исследованиях. Метод беседы используется для выявления личностных особенностей исследуемого, его мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной и др. характеристик.
Социометрический метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребёнок в группе сверстников. Метод тестирования в педагогической практике находит широкое применение. С помощью тестов можно оценить стартовую готовность ребёнка к обучению, интеллектуальные возможности воспитанника и др. психолого-педагогические характеристики. Все методы в педагогической практике используются в сочетании друг с другом.
Система диагностической деятельности должна определяться самостоятельно в каждом ДОУ. Соответственно необходимо подготовить коллектив к её внедрению. Подготовка коллектива должна включать, в первую очередь:
- формирование осознания значимости диагностической работы для самого сотрудника и для коллектива в целом;
- освоение теоретических основ диагностической работы;
- овладение практическими умениями (планировать, проводить обследование, обрабатывать результаты, составлять заключения и разрабатывать рекомендации).
Кроме подготовки коллектива, необходимо создание правовой базы диагностической работы, приобретение методических материалов, диагностического инструментария.