Оксиды и гидроксиды металлов

Разделы: Химия


Тип урока: урок систематизации и развития знаний, умений и навыков.

Цели урока: систематизация знаний учащихся по характеру оксидов и гидроксидов металлов, формирование знаний и умений по определению характера оксида в зависимости от степени окисления металла, его положения в ПСХЭ и радиуса атома и иона.

Девиз урока: "Зажечь, увлечь и повести”.

Задачи урока:

Обучающие:

  • восстановить в памяти понятия об оксидах, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации оксидов;
  • сформировать знания о закономерности изменения свойств оксидов и гидроксидов металлов зависимости от степени окисления (СО) и положения металла в ПСХЭ.

Развивающие:

  • развитие образовательных компетенций:
  • учебно-познавательных: развить умение применять теоретические знания; умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
  • коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;
  • развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;

Воспитательные:

  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности за полученные знания и интерес к знаниям;
  • закрепить навыки безопасного обращения с реактивами;
  • продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Знать: понятие оксид, классификацию оксидов.

Уметь: характеризовать оксид металла по положению металла в ПСХЭ, применять полученные знания для решения практических задач

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.

Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Участие в обсуждении содержания материала.

Взаимоконтроль, взаимопроверка.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • презентация "Оксиды и гидроксиды металлов ”;
  • набор реактивов для эксперимента.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

2. Слово учителя беседа

Учитель: Вы не так давно стали рассматривать металлы. Назовите мне наиболее широко используемые человечеством металлы

Предполагаемый ответ: железо, медь, алюминий, цинк.

Учитель: Как вы думаете, в каком виде человек добывает эти металлы.

Предполагаемый ответ: в виде горных породи минералов, руд.

Учитель: на слайде представлены химические формулы некоторых руд

  • Fe в виде железной руды ( 2Fe2O3 +3H2O);
  • Al в виде боксита (Al2O3 * nH2O);
  • Cu в виде медной руды (Cu2O, CuO, CuCO3 * Cu(OH)2)
  • Что объединяет эти формулы?

Предполагаемый ответ: Оксиды.

Учитель: Тогда Вы сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Предполагаемый ответ: Оксиды металлов.

3. Изучение нового материала

Учитель: Если мы говорим об оксидах, то не следует забывать и о гидроксидах. Запишите у себя в рабочих листах тему урока оксиды и гидроксиды металлов. Цель урока определение характера оксида и гидроксида металла в зависимости от его положения в ПСХЭ, степени окисления металла, от радиуса его атома и иона.

Дайте определение оксидов?

Ответ:

Учитель: Какова классификация оксидов?

Ответ: солеобразующие и несолеобразующие.

Учитель: В свою очередь солеобразующие бывают?

Ответ: кислотные, основные и амфотерные.

Учитель: Раскроем эти понятия.

Ответы:

Учитель: здесь сказать что большинство кислотных оксидов при растворении в воде образуют кислоты.

Учитель: Где в ПС находятся металлы?

Ответ: если провести диагональ от водорода до астата, то по низ диагонали металлы поверх неметаллы.

Учитель: уточнить только для элементов главных подгрупп, и все d - элементы также являются металлами. Все оксиды металлов солеобразующие. Однако одни проявляют основной характер, другие кислотный, ну третьи амфотерный. От чего это же зависит, от положения металла в ПС.

Следует знать следующее металлы IA и IIA главных групп проявляющие СО +1 +2 образуют только основные оксиды. Подробно остановимся на них. Назовите их?

Ответ: называют эти металлы

Учитель: Какова закономерность изменения радиуса атома в группе сверху вниз?

Ответ: увеличивается

Учитель: В рабочих листах запишем формулы оксидов этих металлов, определим Степень Окисления металла, и запишем формулы соответствующих гидроксидов.

Объяснение учителя... и первый вывод: При движение в подгруппе сверху вниз радиус атома и иона увеличивается СО не меняется основной характер оксидов усиливается и оснований тоже, т.е. каждое последующее основание более сильное, чем предыдущее. Обратить внимание на бериллий?

Эксперимент: ОПЫТ №1 доказательства основного характера оксида кальция (Инструкции на столах, проговорить о технике безопасности)

Учащиеся проводят опыт: реакцию взаимодействия оксида кальция с водой и проявляют характер среды полученного вещества. Обязательно сказать что оксид кальция это негашеная известь и мы провели реакцию гашения извести.

Уравнение реакции записывают в рабочих листах.

Игра-тренинг

Цель: оживление и разрядка, непринужденное запоминание формул, названий

  • Кислота - руку правую поднять
  • Основание - руку левую поднять
  • Соль - хлопок
  • А оксид руки в бок:

HCl, CaO, NaOH, BaSO4, Al(OH)3, KHS, H2SiO3, P2O5

Учитель: Теперь рассмотрим изменение характера оксидов и гидроксидов металлов на примере элементов 3 периода. Например: натрий, магний алюминий. Как изменяется радиус атомов в периоде?

Ответ: уменьшается.

Учитель: Запишем в рабочих листах формулы соответствующих гидроксидов. Учащиеся записывают. Определим Степень Окисления металлов.

Объяснение учителя и вывод При движении в периоде слева направо радиус атома и иона уменьшается, степень окисления элемента увеличивается характер оксида меняется от основного к кислотному, значит оксид натрия и магния основной , а оксид алюминия амфотерный. Чем больше Степень Окисления тем меньше радиус иона.

Эксперимент: ОПЫТ №2 доказательство амфотерного характера гидроксида алюминия согласно инструкции. Не забываем о технике безопасности при работе с кислотами и щелочами. Уравнения реакций записываем в рабочих листах.

Объяснение характера оксидов переходных элементов на примере хрома:

CrO, Cr2O3, CrO3 .

Вывод для переходных элементов с увеличением Степень Окисления радиус иона уменьшается и характер оксидов меняется от основного к кислотному.

Обязательно сказать, что амфотерные оксиды реагируют как с кислотами и со щелочами, и что оксид железа это есть амфотерный оксид.

Сделать все три вывода и сказать, что данные выводы помогут при решении заданий ЕГЭ под номером 8, 9, 10, 11.

  амфотерный кислотный основной
K2O 3 9 2
Al2O3 0 7 6
CrO3 4 1 8
CaO 7 3 5

Определите правильное число и у Вас получится четырехзначное число (2015)

Задача необычного содержания:

Толя и Коля получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (Ш).

Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (Ш) и очень удивился, увидев прозрачный раствор без малейших признаков осадка.

Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что всё равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (Ш).

Пришла Оля и добавила в пробирку Коли соляную кислоту, в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя ведь кислота с собственной солью не может образовывать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятно, она написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения проведенных реакций.

К раствору гидроксида калия прилили раствор хлорида хрома (Ш) - ничего не получилось

_________________________________________________

К этому раствору приливает Оля немного соляной кислоты – выпадает осадок

_________________________________________________________

К раствору хлорида хрома(Ш) приливают раствор гидроксида калия - выпадает осадок

__________________________________________________

Почему в данном случае от перемены мест слагаемых сумма изменилась..

Написать в рабочих листах уравнения проведенных реакций. Ребята вашему вниманию представляется образец задания 37: Давайте попробуем сформулировать это задание так как бы оно звучало в ЕГЭ как задание №37.

Если останется время дать самостоятельную работу из 5 тестовых заданий ЕГЭ по данной тематике

Подведение итогов урока.

  • Оценивается деятельность учащихся на уроке;
  • Выставляются отметки.

Домашнее задание в учебнике на стр. 223-224 есть цепочки превращения их осуществить и сформулировать как задание ЕГЭ №37.

Рефлексия: На слайде представлены три рисунка это домик Лермонтова в Пятигорске, это песочный пляж и море, а также раковина покрывшаяся ржавчиной, как это можно связать с темой сегодняшнего урока.

Домик Лермонтова побелен известью, а это взаимодействие основного оксида с водой и получение основания, что мы и сегодня проделывали опыт №1.

Песок это кислотный оксид, оксид кремния, который с водой не взаимодействует и не образует кислоту, что дает нам возможность купаться в море не боясь получить ожог от кислоты.

И ржавчина это амфотерный оксид железа (Ш), что можно удалить обыкновенной кислотой или уксусной или лимонной, или пищевой содой. И на последнем рисунке это вода почему она, потому что вода это оксид, не относящийся и к перечисленным классам, это нейтральное вещество по отношению к которому рассматривают всё выше сказанное.

Урок окончен до свидание.