Тип урока: урок систематизации и развития знаний, умений и навыков.
Цели урока: систематизация знаний учащихся по характеру оксидов и гидроксидов металлов, формирование знаний и умений по определению характера оксида в зависимости от степени окисления металла, его положения в ПСХЭ и радиуса атома и иона.
Девиз урока: "Зажечь, увлечь и повести”.
Задачи урока:
Обучающие:
- восстановить в памяти понятия об оксидах, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации оксидов;
- сформировать знания о закономерности изменения свойств оксидов и гидроксидов металлов зависимости от степени окисления (СО) и положения металла в ПСХЭ.
Развивающие:
- развитие образовательных компетенций:
- учебно-познавательных: развить умение применять теоретические знания; умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
- коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;
- развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности за полученные знания и интерес к знаниям;
- закрепить навыки безопасного обращения с реактивами;
- продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: понятие оксид,
классификацию оксидов. Уметь: характеризовать оксид металла по положению металла в ПСХЭ, применять полученные знания для решения практических задач |
Постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор,
принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. |
Сравнение, обобщение,
конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Умение формулировать собственное
мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Взаимоконтроль, взаимопроверка. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- презентация "Оксиды и гидроксиды металлов ”;
- набор реактивов для эксперимента.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
2. Слово учителя беседа
Учитель: Вы не так давно стали рассматривать металлы. Назовите мне наиболее широко используемые человечеством металлы
Предполагаемый ответ: железо, медь, алюминий, цинк.
Учитель: Как вы думаете, в каком виде человек добывает эти металлы.
Предполагаемый ответ: в виде горных породи минералов, руд.
Учитель: на слайде представлены химические формулы некоторых руд
- Fe в виде железной руды ( 2Fe2O3 +3H2O);
- Al в виде боксита (Al2O3 * nH2O);
- Cu в виде медной руды (Cu2O, CuO, CuCO3 * Cu(OH)2)
- Что объединяет эти формулы?
Предполагаемый ответ: Оксиды.
Учитель: Тогда Вы сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Предполагаемый ответ: Оксиды металлов.
3. Изучение нового материала
Учитель: Если мы говорим об оксидах, то не следует забывать и о гидроксидах. Запишите у себя в рабочих листах тему урока оксиды и гидроксиды металлов. Цель урока определение характера оксида и гидроксида металла в зависимости от его положения в ПСХЭ, степени окисления металла, от радиуса его атома и иона.
Дайте определение оксидов?
Ответ:
Учитель: Какова классификация оксидов?
Ответ: солеобразующие и несолеобразующие.
Учитель: В свою очередь солеобразующие бывают?
Ответ: кислотные, основные и амфотерные.
Учитель: Раскроем эти понятия.
Ответы:
Учитель: здесь сказать что большинство кислотных оксидов при растворении в воде образуют кислоты.
Учитель: Где в ПС находятся металлы?
Ответ: если провести диагональ от водорода до астата, то по низ диагонали металлы поверх неметаллы.
Учитель: уточнить только для элементов главных подгрупп, и все d - элементы также являются металлами. Все оксиды металлов солеобразующие. Однако одни проявляют основной характер, другие кислотный, ну третьи амфотерный. От чего это же зависит, от положения металла в ПС.
Следует знать следующее металлы IA и IIA главных групп проявляющие СО +1 +2 образуют только основные оксиды. Подробно остановимся на них. Назовите их?
Ответ: называют эти металлы
Учитель: Какова закономерность изменения радиуса атома в группе сверху вниз?
Ответ: увеличивается
Учитель: В рабочих листах запишем формулы оксидов этих металлов, определим Степень Окисления металла, и запишем формулы соответствующих гидроксидов.
Объяснение учителя... и первый вывод: При движение в подгруппе сверху вниз радиус атома и иона увеличивается СО не меняется основной характер оксидов усиливается и оснований тоже, т.е. каждое последующее основание более сильное, чем предыдущее. Обратить внимание на бериллий?
Эксперимент: ОПЫТ №1 доказательства основного характера оксида кальция (Инструкции на столах, проговорить о технике безопасности)
Учащиеся проводят опыт: реакцию взаимодействия оксида кальция с водой и проявляют характер среды полученного вещества. Обязательно сказать что оксид кальция это негашеная известь и мы провели реакцию гашения извести.
Уравнение реакции записывают в рабочих листах.
Игра-тренинг
Цель: оживление и разрядка, непринужденное запоминание формул, названий
- Кислота - руку правую поднять
- Основание - руку левую поднять
- Соль - хлопок
- А оксид руки в бок:
HCl, CaO, NaOH, BaSO4, Al(OH)3, KHS, H2SiO3, P2O5
Учитель: Теперь рассмотрим изменение характера оксидов и гидроксидов металлов на примере элементов 3 периода. Например: натрий, магний алюминий. Как изменяется радиус атомов в периоде?
Ответ: уменьшается.
Учитель: Запишем в рабочих листах формулы соответствующих гидроксидов. Учащиеся записывают. Определим Степень Окисления металлов.
Объяснение учителя и вывод При движении в периоде слева направо радиус атома и иона уменьшается, степень окисления элемента увеличивается характер оксида меняется от основного к кислотному, значит оксид натрия и магния основной , а оксид алюминия амфотерный. Чем больше Степень Окисления тем меньше радиус иона.
Эксперимент: ОПЫТ №2 доказательство амфотерного характера гидроксида алюминия согласно инструкции. Не забываем о технике безопасности при работе с кислотами и щелочами. Уравнения реакций записываем в рабочих листах.
Объяснение характера оксидов переходных элементов на примере хрома:
CrO, Cr2O3, CrO3 .
Вывод для переходных элементов с увеличением Степень Окисления радиус иона уменьшается и характер оксидов меняется от основного к кислотному.
Обязательно сказать, что амфотерные оксиды реагируют как с кислотами и со щелочами, и что оксид железа это есть амфотерный оксид.
Сделать все три вывода и сказать, что данные выводы помогут при решении заданий ЕГЭ под номером 8, 9, 10, 11.
амфотерный | кислотный | основной | |
K2O | 3 | 9 | 2 |
Al2O3 | 0 | 7 | 6 |
CrO3 | 4 | 1 | 8 |
CaO | 7 | 3 | 5 |
Определите правильное число и у Вас получится четырехзначное число (2015)
Задача необычного содержания:
Толя и Коля получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (Ш).
Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (Ш) и очень удивился, увидев прозрачный раствор без малейших признаков осадка.
Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что всё равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (Ш).
Пришла Оля и добавила в пробирку Коли соляную кислоту, в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя ведь кислота с собственной солью не может образовывать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятно, она написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения проведенных реакций.
К раствору гидроксида калия прилили раствор хлорида хрома (Ш) - ничего не получилось
_________________________________________________
К этому раствору приливает Оля немного соляной кислоты – выпадает осадок
_________________________________________________________
К раствору хлорида хрома(Ш) приливают раствор гидроксида калия - выпадает осадок
__________________________________________________
Почему в данном случае от перемены мест слагаемых сумма изменилась..
Написать в рабочих листах уравнения проведенных реакций. Ребята вашему вниманию представляется образец задания 37: Давайте попробуем сформулировать это задание так как бы оно звучало в ЕГЭ как задание №37.
Если останется время дать самостоятельную работу из 5 тестовых заданий ЕГЭ по данной тематике
Подведение итогов урока.
- Оценивается деятельность учащихся на уроке;
- Выставляются отметки.
Домашнее задание в учебнике на стр. 223-224 есть цепочки превращения их осуществить и сформулировать как задание ЕГЭ №37.
Рефлексия: На слайде представлены три рисунка это домик Лермонтова в Пятигорске, это песочный пляж и море, а также раковина покрывшаяся ржавчиной, как это можно связать с темой сегодняшнего урока.
Домик Лермонтова побелен известью, а это взаимодействие основного оксида с водой и получение основания, что мы и сегодня проделывали опыт №1.
Песок это кислотный оксид, оксид кремния, который с водой не взаимодействует и не образует кислоту, что дает нам возможность купаться в море не боясь получить ожог от кислоты.
И ржавчина это амфотерный оксид железа (Ш), что можно удалить обыкновенной кислотой или уксусной или лимонной, или пищевой содой. И на последнем рисунке это вода почему она, потому что вода это оксид, не относящийся и к перечисленным классам, это нейтральное вещество по отношению к которому рассматривают всё выше сказанное.
Урок окончен до свидание.